Внимание к винтажу не утихает. Так, в этом году в России виниловых пластинок купили на 56% больше, чем в прошлом. В топе не только пластинки (отечественные меломаны предпочитают слушать в таком формате преимущественно рок и поп), но и аксессуары. Так, сменных игл было приобретено в 80 раз больше, чем в прошлом году. Львиную долю проигрывателей покупают в Москве, Питере, в Краснодарском крае и Свердловской области.
В западных странах мода на винил вернулась уже несколько лет назад. Мало того: многие западные исполнители вполне серьезно вкладываются в производство виниловых записей, выпускают в этом формате и альбомы, и синглы, и что совсем удивительно, их фанаты ждут этих релизов и скупают все тиражи. Среди бестселлеров 2020 года — Билли Айлиш с When We All Fall Asleep Where Do We Go, Гарри Стайлс с Fine Line, Лиам Галлахер с Why Me Why Not и другие исполнители с мировой известностью.
В России виниловый бум пока только начинается, если оперировать актуальными понятиями — до пика еще далеко. Но тенденция определенно есть.
Мы поговорили с Михаилом Новиковым, директором по маркетингу Overton.ru — эксклюзивного дистрибьютора аудиотехники класса Hi-Fi и High End, а также со-основателем проекта «Академия Винила» и блога «Виниловый Бум».
Ляля Киселева: В последние годы на Западе отмечают действительно устойчивую тенденцию уже даже не возвращения, а вполне закрепившейся популярности виниловых записей. Чем можно объяснить виниловый бум в мире и что происходит в этой сфере в России?
Михаил Новиков: Вообще не только в России, но и во всем мире интерес к винилу, в принципе, не прерывался, благодаря двум основным линиям: первая линия — это аудиофильское ядро, которое не позволило формату умереть. Там есть сторонники винтажа, как мы их называем «секта прямого привода», которые признают только какие-то конкретные аппараты, и это некая история форумов, барахолок и т.д. Это с рынка никогда не уходило, было всегда, эти люди слушали винил. Вторичный рынок перепродажи пластинок, коллекционных, в том числе, он всегда существовал, там никакого феномена не происходит, все как было, так и осталось.
Реальный виниловый бум происходит в сегменте как раз обычных домохозяйств.
То есть для себя этот формат открыли люди, которые не застали ту эпоху винила. Здесь есть и возрастные характеристики, и не только: люди могли просто до поры не интересоваться музыкой, а сейчас, например, они обладают неким достатком, досугом и пространством, чтобы изучить звук получше. Бум происходит именно вот в этом аспекте. А почему он происходит, мы и сами давно пытаемся выяснить. Глубокий анализ индустрии привел нас к тому, что существуют на самом деле четыре фактора, почему виниловый бум по всему миру прокатился и Россию тоже не обошел стороной.