Культура

Арт-уикенд: «Россия — страна видений». Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова

До 24 сентября в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова», которая ценна не только представленными на ней произведениями русского искусства XIX-XX веков, но и тем, что позволяет ближе познакомиться с личностью самого маэстро.

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова. Николай Вечтомов. Вестники. 1978

Николай Вечтомов. Вестники. 1978

Выдающийся дирижер и скрипач Владимир Спиваков не просто показывает свою коллекцию — он открывает душу.

Владимир Спиваков разговаривает негромким, спокойным голосом человека, не стремящегося никого ни в чем убеждать или кому-то что-то доказывать. Его речь образна и мелодична. Он, сам того не замечая, все вокруг себя приводит в состояние гармонии и умиротворения. Такова и его коллекция искусства, часть которой представлена на выставке в Музее русского импрессионизма.

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова

Он начал собирать ее много лет назад на первые — более чем скромные — гонорары от концертов: «Когда я еще был советским артистом, мы зарабатывали довольно большие деньги, но почти все сдавали в Госконцерт, себе же имели право взять 56 долларов 13 центов, — вспоминает маэстро. — Тогда гуашь Гончаровой, например, стоила порядка ста фунтов. Два концерта Сибелиуса или три концерта Бетховена — и вот у меня на руках уже была небольшая сумма, чтобы приобрести что-то на аукционе или выставке-продаже».

Около 90 отобранных для проекта работ организованы в несколько тематических разделов, отражающих интересы маэстро. На выставке с первых же минут возникает ощущение доверительного, даже интимного диалога с самим коллекционером. Владимир Спиваков признается, что всегда собирал только то, к чему чувствовал тяготение, тех авторов, с которыми у него возникало душевное родство. Он так и говорит о своей коллекции: она — «часть души», об инвестировании в искусство он никогда и не помышлял, даже слова такого не знал.

Эта выставка с полным правом могла бы называться «Любовь» — потому что каждое произведение, оказавшееся в коллекции, — это история не сиюминутного увлечения, но настоящей, непреходящей любви. К театру, музыке, природе — к жизни в ее лучших проявлениях. Отсюда — такое разнообразие эпох и течений. Утонченная театральная графика Александра Бенуа, Константина Коровина и Павла Челищева соседствует с поэтичными видами Петербурга Анны Остроумовой-Лебедевой и пронизанными светом и воздухом пейзажами Константина Юона. Стоит обернуться, и встречаешься взглядом с великой Майей Плисецкой, точнее абстрактным образом ее танца на картине советского неофициального художника Бориса Жутовского, точки и линии на которой удивительным образом передают ее легендарную лебединую пластику. А чуть в стороне — коллаж Владимира Немухина с игральными картами и супрематическими элементами.

Этажом выше находим еще один привет первому русскому авангарду в картине «Буратино в черном квадрате» московского концептуалиста Игоря Макаревича. Там же — футуристическое «Око» и «Музыка сфер» кинетиста Александра Григорьева. Холст современного художника Игоря Новикова, отсылающий одновременно к Малевичу и Шагалу, имеет еще более лаконичное и емкое название — «Музыка».

Владимиру Спивакову, в юности одинаково увлеченному музыкой и живописью, в определенный момент пришлось сделать нелегкий выбор между двумя. «Искусству нужно себя посвятить, — говорит он. — Невозможно посвятить себя нескольким вещам». Он не жалеет, но в нем по-прежнему живет эта нереализованная детская мечта, как «обрубленная ветвь дерева». Впрочем, в живописи и музыке много общего, замечает маэстро: Скрябин видел цвет в каждой ноте, не говоря уже о законах композиции. «Помню, на репетиции меня не устроило звучание кларнетов, которое было слишком плоским. Я произнес одну фразу: Россия — „страна видений“, и все сразу изменилось».

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова. Егор Остров. Музицирующие ангелы. 2014

Егор Остров. Музицирующие ангелы. 2014

Своеобразным контрапунктом и одновременно рифмой современным художникам служит коллекция народной подстекольной живописи Западной Европы рубежа XIX —XX веков с сюжетами из жизни Христа и святых. Созданные анонимными мастерами «стекла» с их яркой палитрой и ярморочной стилистикой Владимир Спиваков собирает уже более двадцати лет, приобретая по одному каждый год. При всей наивности этих образов в них чувствуется какая-то глубинная простая мудрость. Развешанные на стене как иконостас, они звучат неслышимой уху музыкой и как будто ведут между собой мерный разговор. О чем? О самом важном в жизни и искусстве. О любви.

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова. Анонимный художник. Бегство в Египет. Франция. Вторая половина XIX века

Анонимный художник. Бегство в Египет. Франция. Вторая половина XIX века

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова. Анонимный художник. Тайная вечеря. Франция. Конец XIX века

Анонимный художник. Тайная вечеря. Франция. Конец XIX века

Выставка русского искусства из коллекции Владимира Спивакова. Анонимный художник. Кающаяся Мария Магдалина. Франция. Вторая половина XIX века; Анонимный художник. Иисус Христос. Франция. Вторая половина 19 века

Анонимный художник. Кающаяся Мария Магдалина. Франция. Вторая половина XIX века

Анонимный художник. Иисус Христос. Франция. Вторая половина 19 века

 

 

 

22 июня 2017
Инна Логунова для раздела Культура