20 и 21 марта в ДК им. Зуева состоялась премьера музыкального спектакля «В городе Лжедмитрове» по пьесе Ярослава Свиридова в постановке Максима Виторгана. Posta-Magazine побывал на репетиции пьесы и выяснил, что думают артисты о Виторгане-режиссере и почему эта история, прежде всего, о любви.
«Общеизвестно, что человек использует свой мозг на 2% его возможностей. И только наши ученые используют эти 2% на все сто!», — свежую постановку можно хоть всю разобрать на цитаты.
Несмотря на выбранный жанр фантасмагории (а также заявления Виторгана о том, что все аналогии с российской действительностью, возникающие в голове зрителя, остаются на совести зрителя), параллели просматриваются сами собой. Пьеса Свиридова — словно кривое зеркало, преломляющее узнаваемую реальность. Ту, что была и есть и, возможно, даже ту, что будет. А еще — неожиданно пронзительная история любви, в которой есть место жертвенности и прощению.
Так что же такое этот Лжедмитров? Закрытый наукоград, основанный по распоряжению руководителя советской ядерной программы Л. П. Берии, знаменитый своим андронным коллайдером, благодаря которому в городе живут странные жители на букву «м» (мутанты, а не то, что вы подумали, но произносить это слово вслух нельзя — последует незамедлительная расправа в виде звонкой пощечины) и происходят различные аномалии.
Ни въехать, ни выехать из Лжедмитрова «невозможно физически и запрещено законодательно», и лишь одному местному жителю это удается — некогда известному музыканту, а ныне риелтору Антону (Алексей Кортнев), который возвращается сюда по приглашению мэра на День города. Не склонный к ностальгии Антон не сразу вспоминает, что это за место и почему он здесь оказался, но вскоре его настигает прозрение. Да, Лжедмитров сильно изменился за прошедшие годы! Жители обзавелись сверхспособностями: лучший друг, например, работает донором (правда, сдает совесть, а не кровь) и превращает любой напиток в коньяк, а бывшая возлюбленная Кира является во снах и пытается всех спасти. Управляет городом еще один однокашник Антона — Мэр, но у него на друга детства собственные планы.
Идея спектакля принадлежит Алексею Кортневу. По словам музыканта, он принимал активное участие в написании материала, поскольку «возможность что-то сочинять чрезвычайно будоражит». Ему же принадлежит и название города — Кортнев вспоминает, что года три назад ехал в машине, когда ведущий предложил поиграть в несуществующие города: «Из названия города и родился наш спектакль. Игра в ложь, существующие табу, законы и псевдозаконы — важная часть нашего Лжедмитрова». Несмотря на все эти приставки «лже», город никакого отторжения у Алексея не вызывает: «Самая характерная, наверное, самая яркая черта Лжедмитрова — это его схожесть с нашей реальной жизнью. Поэтому он меня отталкивает не больше, но и не меньше чем то, что происходит с нами на самом деле. Жить по совести можно везде — в Нью-Йорке, Москве или Лжедмитрове, только нужно прилагать для этого определенные усилия».
Алексей Кортнев не только расширил свой актерский диапазон новой ролью, но и привлек к работе группу «Несчастный случай». Музыканты, до этого участвовавшие в спектаклях «Квартета И» в своем непосредственном качестве, на этот раз попробовали себя в драматических амплуа. «Мы вместе с группой написали музыку для нашего „Лжедмитрова“ и стали актерами этого спектакля, — рассказывает Алексей. — И, наверное, это для меня самое главное. Мы вместе играем уже 35 лет и важно было дать ребятам новую идею, включить новое полушарие и пересобрать группу на новом уровне. Этой новой идеей и стал спектакль „В городе Лжедмитрове“. Когда я сегодня смотрю в глаза своих партнеров по сцене — я вижу совершенно новое выражение и серьезный актерский драматический взгляд».
Пьеса раскрыла актерский потенциал группы «Несчастный случай» и режиссерский — Максима Виторгана. Последний раз он ставил пьесу десять лет назад, дебютировав в 2009 году со спектаклем «Кто». Новая пьеса привлекла Виторгана своеобразным «коктейлем» из стилей братьев Стругацких, Евгения Шварца, Михаила Салтыкова-Щедрина и современной российской действительности, гранями юмора и разнообразием способов актерского существования. «Когда я впервые прочитал пьесу, то сразу выделил для себя несколько тем, — вспоминает Виторган. — Первая — ценность человеческой жизни и ответственность перед мирозданием за то, чтобы ее прожить, несмотря на все ужасы, что происходят вокруг, царящий абсурд и произвол. Вторая — найденная форма сатирической рамки, сквозь которую мы смотрим в наше время и нашу действительность. А также тема амбициозности, которая становится главным действующим механизмом и ведет к уничтожению человеческой природы и жертвам вокруг».
Работать с друзьями — всегда непростая задача, которая в творческом коллективе становится многократно сложней. Легко ли артисты признали в Максиме «вожака»? «Конечно, иначе мы бы его просто не пригласили на эту роль, — поясняет Алексей Кортнев. — Я прекрасно знаю Макса, видел его режиссерские работы и понимал, что он обладает очень мощной волей — а для режиссера это абсолютно необходимая вещь. Я, например, сам таким качеством не обладаю — я не могу заставлять людей что-либо делать, могу только уговаривать. А режиссер уговаривать не должен, он должен приказывать».
Помимо музыкантов «Несчастного случая» компанию Алексею Кортнева на сцене составили Сергей Белоголовцев, сыгравший Мэра, и Кристина Бабушкина (в другом составе — Наталья Вдовина), исполнившая роль его помощницы Киры. Оба они знают, что андронный коллайдер вот-вот рванет, и Лжедмитров окажется на грани гибели. И каждый пытается решить эту проблему по-своему. Мэру не жалко ни людей, ни себя — единственная, кого он хочет спасти, это Кира — женщина, которую он добивался всю жизнь.
«Мой герой — человек, который ненавидит весь мир и в особенности тех, кто немного выше его душой или ростом, — рассказывает Белоголовцев. — Но есть черта, которая извиняет многие его ужасные поступки — бесконечная любовь к Кире. И основная задача Мэра — спасти ее. Он всю жизнь свою потратил, чтобы завоевать ее. Он знает, что Лжедмитров обречен и должен погибнуть. И должен спасти Киру. Любой ценой». Сам актер уверяет, что его персонаж — отнюдь не выдуманный, причем он может быть чиновником любой страны — не только России: «Он же вполне искренне думает, что делает добро, пытается спасти город, страну, только делает он не совсем так, как хочется… (задумывается — Прим. ред.) на самом деле, меньшинству. И в этом смысле он, конечно, абсолютно реалистичен».
А что же Кира? Она разрывается от чувств — к Антону, Мэру и даже жителям города, которые могут погибнуть, но природа этой любви — разная и зачастую травмированная, болезненная. «В „Лжедмитрове“ много разных тем, сюжетных поворотов, но моя, женская, история — о любви и о выборе, — рассуждает Бабушкина. — Что такое любить? Достаточно ли позволять себя любить? Эгоистичное это чувство или нет? Можно ли принимать любое действие, совершенное твоим возлюбленным?» Героиня Кристины архитипична для русской литературы — как это часто принято в нашей традиции, она стремится всем помочь, даже если для этого придется принести себя в жертву: «У моей Киры — большое сердце. В какие бы обстоятельства мы ни были помещены жизнью или судьбой, нам приходится соответствовать, приходится жить и выживать. Не могу сказать „терпеть“, но мы сами соглашаемся на эту жизнь. Вот и ей приходится делать выбор, хотя хочется помочь всем и каждому. Мне ее чувства отчасти понятны. Я очень волновалась, нервничала перед премьерой. Ребята говорят — ты-то чего, ты же вон какая крутая. Но ведь эта крутость — только внешняя».
Путь «Лжедмитрова» от первоначальной задумки до премьеры на сцене ДК им. Зуева занял три года. Финальные правки вносились вплоть до последних репетиций. Максим Виторган многое корректировал и переписывал — по его словам, в итоге в постановку «больше не вошло, чем вошло». Главной своей задачей режиссер видел сохранение смысловой нагрузки пьесы, а вот акценты были расставлены иначе, чем в авторской версии. Первые зрители старания Виторгана оценили и уже высказали свое мнение о спектакле. «Смешно и страшно», — написала Ксения Собчак, а писатель Александр Цыпкин и вовсе отметил, что «не помнит политической и общественной сатиры такого уровня беспощадности, спрятанной в, казалось бы, легкую, яркую фантасмагорию».