Мода

Travel In Style: Светлана Устинова — о моде как современном искусстве, спектакле «Анна и Лев» и публике Лос-Анджелеса

Светлана Устинова

Актриса, режиссер, сценарист и продюсер и невероятно красивая женщина Светлана Устинова стала героиней fashion-съемки дизайнера Алены Кононовой: модную историю снимали в Лос-Анджелесе, где Светлана играет спектакль «Анна и Лев», посвященный отношениям Анны Ахматовой с сыном. Мы расспросили Светлану о том, за что она любит Ахматову, в чем особенность постановки моноспектакля, об американской публике, а также о моде, кино (каннские новинки!) и планах на будущее.

Коллекция Алены Кононовой Inside the Cube воспевает способность человека к самореализации в самых сложных условиях. Она — про легкость и свет, про умение смотреть в будущее и рифмовать свой образ с настроением.

Светлана, расскажите, пожалуйста, что это за футуристичное место для съемки?

В этом красивом, необычном здании находится филармония Лос-Анджелеса. Впервые я побывала там в прошлом году на выступлении знаменитого дирижера Густаво Дудамеля. Я была восхищена футуристической архитектурой в сочетании с симфонической музыкой и, когда наш фотограф Ольга Никишова предложила в качестве локации именно это место, я с радостью согласилась.

Светлана Устинова в Prada
Светлана Устинова в Prada

Какой образ вы примерили в этой fashion-съемке? Какую «роль» сыграли?

Мне всегда было интересно попробовать себя в роли девушки из будущего. Одна из моих любимых книг детства — «Сто лет тому вперед» Кира Булычёва. Однажды я даже сказалась больной и не пошла в школу, чтобы иметь возможность весь день читать эту книгу. Благодаря дальновидной дизайнерской фантазии Алены Кононовой, футуристическим видам здания филармонии я попробовала воплотить на фотографии образ девушки из ближайшего будущего. Таким, как я его чувствую.

Светлана Устинова
Светлана Устинова
Светлана Устинова

Насколько в целом вас интересует мир моды? Любите ли вы сами подбирать образы для выходов или доверяете только стилистам?

Меня всегда привлекал мир моды. Думаю, это увлечение пришло от мамы. Рассматривая ее черно-белые фото, я отмечала стильные наряды, в свою очередь она старалась и меня одевать интересно и со вкусом, насколько это было возможно в сложные 90-е годы перемен. Когда появились первые комиссионные магазины, мама умела выбрать самые стильные вещи, которые я бы никогда не заметила и не придумала, как сочетать, — а она всегда придумывала, знала и предчувствовала моду. Мода для меня — часть современного искусства, отражение современного мира, достижений в промышленности и науке. Очень люблю смотреть фильмы и сериалы о развитии моды, о том, как придумывались новые революционные образы, вводились изобретенные учеными синтетические ткани, как мода влияла на общество и наоборот.

Я работаю со стилистом Анной Кудевич уже много лет. Аня в первую очередь — мой друг еще со времени учебы во ВГИКе, она одна из лучших художников по костюмам в кино, и я ей очень благодарна, что в своем безумном графике она всегда находит время на меня. Я с ней всегда консультируюсь во всем — от выбора образов на красную дорожку до спонтанных покупок. Надо сказать, что именно она сильно помогла мне не захламить гардероб ненужными вещами и, конечно, сохранить бюджет. Случаются, конечно, импульсивные покупки — для девушек это способ снять стресс, да и не только для девушек, особенно это важно для тех из нас, кто вырос в ограниченных условиях и сейчас получил возможность выбора.

Светлана Устинова
Светлана Устинова

Чем вам близки работы дизайнера Алены Кононовой?

С Аленой мы познакомились на праздновании нового 2024 года у друзей. Я сразу обратила внимание на девушку в футуристичном, конструктивистском, авангардном, нигде не виденном до этого дизайне. Познакомившись с Аленой, я узнала ее удивительную историю становления модельера и кутюрье сначала в Италии, затем в Лос-Андежелесе. В ее нарядах выходят на «Оскар», а в шляпках фотографируются известные дамы для главных журналов мира, предварительно отстояв очередь на покупку этой самой шляпки. Меня увлекли смелые сочетания ткани, формы, аппликации — и при этом абсолютно носибельные и комфортные модели. И я была безмерно рада возможности сделать совместную сьемку с Аленой. Фотографом выступила Ольга Никишова, а мастером по волосам и мейку — Наталья Козлова, уже более 20 лет успешно работающая в мировой индустрии красоты.

Светлана Устинова

Поменялся ли ваш стиль и образ жизни, когда вы стали больше времени проводить в Лос-Анджелесе? Стало ли в гардеробе больше comfy clothes?

Мне всегда импонировал расслабленный стиль Лос-Анджелеса, но сама полностью переодеваться в лосины и худи я не хочу. Меня все же привлекает одежда как возможность выражения настроения, сезонности, как игра с цветом и формами. Вам не кажется, что люди в спортивной одежде в общественном месте выглядят странно? Все же на ужине в ЛА все стараются удивлять своими нарядами, и можно увидеть самые последние модные тренды в неожиданных сочетаниях с вещами из масс-маркета или секонд-хэнда. Мне лично очень импонирует такой подход к моде, хотя сама я не умею так креативно проявляться и остаюсь в более классическом формате аутфитов, но обожаю просто смотреть и восхищаться креативностью людей.

Светлана Устинова
Светлана Устинова
Светлана Устинова

Поделитесь впечатлениями от недавнего Каннского фестиваля? Что хочется посмотреть, что ждете и почему?

Я бы хотела отметить несколько фильмов. Во-первых, «Девушка с иглой» — лента с первых же кадров поражает остротой, горечью повествования, неожиданными поворотами и красотой кадра. «Эмилия Перес» — смелая, пронзительная драма-мюзикл от классика французского кинематографа Жака Одиара. Не успела посмотреть многие фильмы, хотелось бы скорее восполнить этот пробел. Очень жду картину «Виды доброты» одного из моих любимых режиссеров Йоргоса Лантимоса. Не могу не отметить фильма «Анора» американского режиссера Шона Бейкера с участием замечательных русских актеров, получивший главный приз — Золотую пальмовую ветвь. И, конечно, фильм «Лимонов» Кирилла Серебренникова, заставивший говорить о себе всю иностранную и русскую прессу, а также участников и гостей фестиваля. Надеюсь, фильмы скоро выйдут в прокат.

Театральная публика в Лос-Анджелесе чем-то отличается от российской?

Так как Лос-Анджелес — это город кинематографистов, театр — не самая его сильная сторона. Больше востребованы маленькие клубы, где выступают артисты разговорного жанра — стендап. Я побывала на нескольких постановках, например на спектакле «Сталин мастеркласс» — это история о том, как композиторы Шостакович и Прокофьев однажды ночью были вызваны к генсеку и получали мастер-класс и том, как надо писать музыку. Четыре замечательных актера в простых декорациях, на небольшой сцене представляют зрителю сильный перформанс о страшном времени. Каждый раз думаю о том, что можно насытить спектакль дорогим продакшеном, но если он не несет за собой режиссерского видения, придуманного хода, какого-либо нового угла зрения, лично меня это затронет меньше, чем спектакль на 50 человек в зале с минимумом декораций, но с уникальным видением режиссера и талантливой игрой актеров. Это же касается кинематографа и даже концертов. В Нью-Йорке выбор театральных постановок гораздо шире. Мы недавно посмотрели спектакль «Наш класс» с невероятными театральными находками — как режиссерскими, так и актерского ансамбля. Это не говоря о важности поднимаемой темы. Мне так же посчастливилось увидеть «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Крымова — мастера авторского театра. Это тот театр, который я искренне люблю.

Светлана Устинова

В Лос-Анджелесе вы в июне играете моноспектакль про Ахматову и ее сына Льва, для которого вы сами написали текст. Расскажите, как появилась идея спектакля?

Совершенно верно: 29 июня в Лос-Анджелесе состоятся два спектакля «Анна и Лев» о жизни Анны Ахматовой и ее сына Льва Гумилева. История матери и сына, рассказанная от их лица. Мне всегда была интересна поэзия, в школе интерес к ней привил наш учитель литературы С.Г. Попа, особенный акцент он делал на поэтах Серебряного века, а в институте педагог по сценической речи Ю. Г. Жженова продолжила развивать эту страсть. С ней мы сделали дипломную работу по стихам Марины Цветаевой и прозы ее дочери Ариадны Эфрон. Пару лет назад в Париже и Монако я участвовала в очень интересном событии — читала стихи Ахматовой по-русски, а французские актеры — по-французски. Потом мы делились опытом знакомства с поэзией А.А. Говорили о ее жизни и наследии. С того момента я с головой погрузилась в исследование жизни королевы русской поэзии, как ее называют. Думала написать сценарий для своего второго режиссерского опыта, но, начав работу, поняла, что мне не хватает опыта взяться исследовать в киноконструкции такой сложный исторический материал. В сценарии, чтобы уложиться в бюджет, был придуман такой ход: действие происходит в коммунальной квартире, и каждая комната — это этап жизни.

Светлана в платье Prada и куртке Jacquemus
Светлана в платье Prada и куртке Jacquemus

Мы писали историю вместе с Ольгой Семеновной Хенкиной и вдруг одновременно осознали, что полнометражное кино сейчас будет сложно осилить — и превратили сценарий в пьесу. Ольга Семеновна — гуру театра, 18 лет проработала в МХТ им. Чехова вместе О.П. Табаковым, вернула вместе с командой единомышленников былое величие театру. Ее вкус, чувство построения текста, мудрость и бесконечные знания о театре и культуре в целом — бесценный подарок судьбы, казалось, нельзя было и мечтать о таком соавторе! За несколько месяцев был написан текст спектакля. Важный момент — это, конечно, выбор магистральной, основной линии пьесы, так как жизнь А. А. началась до революции, в 1889 году, а ушла она в 1966-м — это достаточно большой исторический отрезок в формате жизни одного человека. Ахматова была свидетелем самых тяжелых событий XIX–XX веков.

Она пережила и невероятный успех, и мировое признание, и забвение, и запреты на печать, и аресты и казни родных и близких, войну, эвакуацию, оттепель — и снова мировое признание уже в самом конце ее жизни.

Но самой большой трагедией были отношения с сыном Львом, которого арестовывали четыре раза: в общей сложности 15 лет он провел в лагерях, что не помешало ему стать доктором наук и признанным гением (в изучении исторической парадигмы народов Восточной Азии), ведь Лев обвинял мать в бездействии по его спасению из тюрем и лагерей. А драма его матери заключалась в том, что, будучи запрещенным сталинизмом поэтом, попросив о милости (что она все же пыталась делать через влиятельных друзей), она могла только навредить сыну. Это страшное недопонимание и обиды разрывают в клочья душу обоих — матери и сына. И лично мою тоже. Вот потому мне так хотелось поговорить, исследовать и рассказать историю с точки зрения обеих сторон, так как правда у каждого своя. Ольга Семеновна Хенкина выступила также режиссером спектакля.

Светлана Устинова

Насколько работа над моноспектаклем, в котором вы одна, отличается от работы над классической постановкой?

Это две совершенно разные жизни на сцене. Когда ты взаимодействуешь с партнером и между тобой и зрителем есть так называемая четвертая стена, можно не смотреть в зал — и никто из зрителей не увидит твое волнение. Возможно, только партнер по сцене почувствует, но он поймет и поддержит. Если вдруг забудется текст, то партнер может помочь обыграть неловкую ситуацию или даже подкинет твою же реплику, за которую можно уцепиться и вспомнить весь текст, в спектакле вы — команда. А вот в моноспектакле, особенно, когда это играется, ломая четвертую стену, то есть входя в диалог со зрителем, ты один на один со зрительным залом, как матадор с быком.

Я уже сыграла четыре спектакля в Лос-Анджелесе — и это бесценный опыт, каждый спектакль несравним с другим. Где-то более внимательный, подготовленный зритель, где-то — более смешливый, я писала Ольге Семеновне, что у нас, оказывается, комедия. (Смеется.) Конечно, мы закладывали иронию и юмор в текст пьесы, основанной на письмах и дневниках наших героев, а Ахматова славилась своим чувством юмора и сарказмом, но на следующем спектакле в тех местах, где вчера смеялись, — уже тишина и отсутствие привычной реакции… Такие разные реакции могут сбить, но мой опыт работы в МХТ им. Чехова с одними из лучших режиссеров России и Европы помогает справиться с неожиданными ситуациями, ведь многие из них случались и во время работы в театре, и нас учили не зависеть от реакции зрителя. Были и совсем непривычные моменты: зрители могут выходить в уборную во время спектакля или сидеть с бокалом вина, что для культуры русского театра неприемлемо… В то же время зрители моего спектакля чуткие, соскучившиеся по русскому театру и невероятно благодарные. Я хотела сыграть два спектакля, а по просьбе зрителей получилось четыре. И сейчас добавились еще два — 29 июня в 14:00 и 19:00.

Светлана в платье Prada и куртке Jacquemus
Светлана Устинова в Prada

Чем вам близка Ахматова?

Разговор об Анне Ахматовой достоин отдельного интервью. Это великая русская поэтесса и великая женщина. Знаете, Николай Гумилёв, ее первый муж, после выхода ее первого сборника сказал: «Аня, ты не поэтесса, а великий русский поэт». В то время еще не было феминитивов, и женщины только начинали задумываться и постепенно заявлять о своих правах, женская поэзия находилась в зачаточном состоянии, но поэзия Ахматовой, даже ранняя, была настолько сильна, что ее дар был признан наравне с мужским — и это в самом начале XX века.

После революции она считала своим долгом стать поэтом гражданским, она говорила: «Я умею писать стихи о любви, вернее, о страданиях, ею рожденными, теперь же я хочу научиться писать стихи, созвучные страданиям моего народа, чтобы выразить разочарование от революции, тоску по прошлому, ужас настоящего и страх перед будущим». И она никогда не отступала от своей миссии — даже под угрозой ареста, не говоря уже о запрете на печать и даже подработку переводами. Ее поэзия — это голос наших недавних предков, нашей истории, ведь в каждой семье есть пережившие сталинские репрессии, Вторую мировую войну, оттепель. Ахматова писала об этом так пронзительно, что остаться равнодушным и забыть нельзя, это голос страдания и сострадания нашего народа.

Светлана в платье Prada и куртке Jacquemus
Светлана в платье Prada и куртке Jacquemus

Будете продолжать писать? Какие темы и какие личности вас интересуют в театре в качестве сюжета?

Конечно, буду продолжать писать и, надеюсь, даже снимать — и обязательно играть. Сейчас мне было бы интересно исследовать тему женщины и ее роли матери. Общественное давление в том, когда и зачем надо становиться матерью, как воспитывать детей, какие травмы испытывает после абортов, выкидышей или смерти ребенка. Наверное, написание пьесы об отношениях А. А. и ее сына натолкнули меня на эту мысль и пробудили желание исследовать эту тему гораздо глубже. И, конечно, я сама хотела бы разобраться с такой животрепещущей для каждой женщины темой. С Ольгой Семеновной у нас есть мысли написать спектакль о влиянии русской культуры на мир. В 30-х годах МХАТ побывал на гастролях в США и поразил зрителей и специалистов своей актерской школой. С тех пор появилось много последователей системы Станиславского, и она прочно укрепилась в основах преподавания актерского метода, который и по сегодняшний день является главным принципом работы над ролью в Голливуде. Самым известным из носителей системы Станиславского был американский актер Ли Страсберг. А его учениками были Аль Пачино, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Мэрил Стрип и многие другие любимые деятели театра и кино.

Светлана Устинова