Новый социальный хоррор от автора хитового «Прочь» Джордана Пила бьет в США кассовые рекорды.
Теперь фильм о том, как в жизнь семьи афроамериканцев вторгаются их зловещие двойники, вышел в прокат и в России.
Если еще недавно главным современным афроамериканским режиссером можно было без колебаний назвать Спайка Ли (который в этом году получил «Оскара» за сценарий «Черного клановца»), то теперь все не так однозначно. Сорокалетний Джордан Пил за несколько лет успел обрести такую репутацию, что одно его имя способно завлечь зрителей в кинотеатры. Первую популярность этот актер, сценарист, продюсер и режиссер завоевал благодаря комедийному скетч-шоу «Ки и Пил», где он играл все роли вместе с Кигэном-Майклом Ки. Но по-настоящему его имя прогремело после выхода на экраны режиссерского дебюта «Прочь», собравшего в США более 176 миллионов долларов при бюджете в 4,5 миллиона. «Прочь» оценили не только зрители и критики, но и члены американской киноакадемии, присудившие Пилу «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Автор спрятал в этом изобретательном сатирическом фильме ужасов рассуждения об актуальных социально-политических проблемах США. Нью-йоркский фотограф-афроамериканец едет в «Прочь» со своей белой девушкой в пригород — знакомиться с ее родителями. Те изо всех сил пытаются продемонстрировать свои прогрессивные взгляды, но оказываются, скажем так, весьма изобретательными расистами.
Хотя актерский состав фильма «Мы» состоит преимущественно из чернокожих актеров (впрочем, появляется в ленте, например, и Элизабет Мосс), он не посвящен расовому вопросу. Более того, Пил закладывает в картину целый пласт смыслов, что позволяет интерпретировать ее по-разному, и это поначалу озадачивает. Сюжет крутится вокруг семьи афроамериканцев: муж, жена, двое детей — девочка и мальчик. Жену, Аделаиду Уилсон, блестяще играет оскароносная Лупита Нионго, у которой до того, как ни странно, не было главных ролей. Здесь их, как довольно скоро выяснится, сразу две, одна лучше другой. «Мы» получился фильмом вполне себе феминистическим: самым значимым персонажем оказывается женщина, решающая проблемы эффективнее мужчин. Мужа героини, Гейба Уилсона, изображает Уинстон Дьюк — с Нионго они вместе снимались и в «Черной Пантере». Семейство Уилсон, довольно обеспеченное, едет отдыхать в свой дом у моря, куда Аделаида наведывалась с родителями еще в детстве. Героине там сразу же становится неспокойно, ее мучают флешбэки из 1986 года. Тогда в зеркальном лабиринте парка развлечений она увидела собственного двойника, и все эти годы ей казалось, что девочка гонится за ней. Вскоре выясняется, что страхи были обоснованными: когда наступает темнота, рядом со своим домом герои замечают странное семейство. Жена, муж и двое детей с лицами, неотличимыми от лиц Уилсонов, в красных одеяниях и с ножницами в руках. Далее последует нападение и борьба за выживание: достаточно страшная, чтобы держать в напряжении, но, к счастью, не настолько пугающая, чтобы лишить вас сна после просмотра. Иногда даже мрачно-забавная: не будем забывать о комедийном бэкграунде сценариста и режиссера «Мы».
Лежащая на поверхности интерпретация событий: доппельгангеры явились прямиком из романтической литературы, чтобы обозначить двойственность человеческой натуры, обладающей как темной, так и светлой стороной. Один из сквозных мотивов картины — синхронность. Например, в одном из эпизодов мать предлагает сыну щелкать пальцами в такт музыке, в другом тот же сын играет со своим двойником в игру, требующую синхронных действий. Довольно быстро главные герои начинают походить на своих доппельгангеров не только внешне: необходимость спасти себя и своих близких заставляет их проявлять жестокость — вроде бы оправданную.
В остальном персонажи будто бы положительны, но так ли это на самом деле? Джордан Пил заставляет всех относительно обеспеченных людей испытать чувство вины за то, что некоторым повезло меньше, чем им. Эти «другие» могут быть кем угодно: бедняками из неблагополучных семей, мигрантами, не имеющими возможности устроить свою жизнь по-человечески. Все мы связаны невидимыми нитями, все несем ответственность за горести менее удачливых собратьев. Социальному расслоению, кстати, посвящен и недавний сериал-антология Джордана Пила и Чарли Сандерса «Странный город» — этакий комедийный вариант «Черного зеркала», снятый для YouTube Originals. Действие шести новелл разворачивается в антиутопическом городе будущего, разделенном границей напополам. В одной части живут зависимые от технологий богачи, в другой — обычные люди. Первые, как выясняется в одной из серий, вроде бы и рады помочь вторым, да только совершенно не представляют, что тем в действительности нужно. Герои же «Мы» испытывают (понятный в данном случае) страх перед представителями другого социального слоя, тоже поначалу отделенными от них некоторой границей. О помощи они вовсе не задумываются.
Сам Джордан Пил проговаривает в интервью, в частности, такой смысл своей картины. Американцы привыкли винить во всех своих бедах других: другие страны, террористов. Но, может, стоит задуматься о том, что зачастую источник зла заключен в нас самих? Это приводит нас к еще одной теме, затронутой в фильме: манипулированию сознанием с помощью государственной идеологии. Сами того не замечая, мы становимся марионетками в чьих-то руках, подчиняемся чужой режиссуре. В общем, хотя Пил и снимал картину о США, получилась она совершенно универсальной, актуальной для многих стран.