В прокат вышел мистический триллер о любви двух девушек от модного норвежского режиссера Йоакима Триера.
Фильм номинирован на «Оскар» от Норвегии, но это не единственный повод его посмотреть.
Йоаким Триер — норвежский режиссер, про которого поначалу было принято говорить, что он не имеет никакого отношения к своему великому датскому коллеге Ларсу фон Триеру. Потом выяснилось, что они вроде бы дальние родственники. Но все это не важно: уже вполне очевидно, что у норвежца, выпустившего четвертый полнометражный фильм, свой узнаваемый почерк и большое кинематографическое будущее.
Йоаким Триер
Главная героиня «Тельмы» (а картина названа ее именем) в исполнении выразительной Элли Харбоа, поступив в университет, переезжает из провинции в Осло. Впервые мы видим девушку с высоты птичьего полета — это будто бы взгляд Бога, наблюдающего за ней. Тельма выросла в очень религиозной семье, поэтому она не курит, не пьет, да и общение со сверстниками у нее как-то не складывается. Каждый день она сообщает обо всех деталях своей жизни маме и папе по телефону. Когда девушка начинает чувствовать себя особенной — чуть умнее и красивее окружающих, — отец быстро притупляет в ней гордыню. Но это все цветочки. Однажды Тельма встретит в кампусе изучающую химию Аню. В этот момент главная героиня впервые почувствует, что такое химия любовная. Правда, почему-то побочными эффектами запретных желаний становятся припадки, похожие на эпилептические, перебои в электричестве, смерти птиц и другие пугающие, иногда опасные для других аномалии.
Йоаким Триер, как почти всякий уважающий себя скандинавский режиссер, во всех своих работах исследует экзистенциальный кризис. Более того: он всегда рефлексирует о психических расстройствах. У главного героя его дебютной «Репризы», молодого писателя, был синдром Стендаля — психическое расстройство, которое проявляется галлюцинациями и сильным сердцебиением при виде произведений искусства или очень красивого природного пейзажа. У персонажей показанных в Каннах «Осло, 31 августа» и англоязычного дебюта «Громче, чем бомбы» — депрессия и связанные с ней попытки (удачные и неудачные) самоубийства. Припадки Тельмы врачи также объясняют психологическими проблемами.
Режиссерская манера Триера замысловатая: он играет с временными пластами, с реальным и воображаемым, любит недосказанность и загадочность — говорит простоте решительное «нет». Вместе с тем его картины обладают настоящей чувственностью и тактильностью. И это несмотря на то, что в «Тельме», например, и близко нет таких откровенных сцен, как в «Жизни Адель» Кешиша. В своей новой работе Йоаким Триер впервые ставит в центр повествования девушку. Это также первый жанровый фильм в его карьере — наполненный саспенсом триллер, который уже сравнивают с лучшими образцами жанра. В результате все кусочки пазла сложились так, что у режиссера получилась, хоть и сложноустроенная, но кристально ясная картина.
«Тельма» — одновременно вечная и злободневная история про опасность подавления собственных чувств и особенностей. Родители-христиане сумели настолько глубоко внедрить в сознание героини традиционные идеалы, что она продолжает в них верить, уже независимо от их воли. Ну, почти независимо: когда она поведает папе о любви к Ане, тот скажет, что все это иллюзия. Тельма мистическим образом связана с природой, символизирующей естественные желания и порывы, в противовес привнесенным извне, искусственным правилам и догмам общества. Но природа девушку пугает. В итоге она, конечно, поймет, что попытки заглушить собственное я приводят лишь к несчастью.
Картина Триера рифмуется со многими значительными кинопроизведениями года. Так, дух и плоть не в ладах и в фильме — триумфаторе Берлинале «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Удивительным образом «Тельма» даже начинается с изображения оленя в заснеженном лесу — центрального образа в картине Эньеди. Легко можно сравнить «Тельму» и с «Теснотой» Кантемира Балагова, где традиции семьи и общества тоже удушающе действуют на взрослеющую героиню, которая стремится вырваться из пут. Конечно, «Тельма» — картина еще и феминистская: главным агрессором и источником бед все-таки оказывается отец.
Что касается сверхспособностей как метафоры инаковости, в том числе и сексуальной, — в этом смысле режиссер продолжает линию, популярную в массовой культуре. Так, и вампирский сериал «Настоящая кровь», и серия фильмов о мутантах «Люди Икс», и даже «Фантастические твари и где они обитают» по книге Джоан Роулинг рассказывают о противостоянии обывателей и тех, кто от них отличается. Правда, в кино справедливость все-таки обычно торжествует. И, вероятно, неспроста в финале мы вновь видим Тельму будто бы глазами Бога: кажется, он от нее не отвернулся.