20 лет назад, в октябре 1997 года, в прокат вышел фильм Тейлора Хэкфорда «Адвокат дьявола», главные роли в котором сыграли Аль Пачино, Киану Ривз и Шарлиз Терон.
Вспоминаем фильм, основанный на одноименном романе Эндрю Нейдермана, и размышляем, не потерял ли своей актуальности сюжет.
«Определенно, тщеславие — мой самый любимый из грехов», — скажет в финале фильма герой Аль Пачино, сверкнув напоследок своей обольстительно-ироничной улыбкой. До этого Кевин Ломакс, сыгранный Киану Ривзом, примет, как он будет думать, единственно верное решение, отказавшись во время судебного процесса от защиты клиента, которого он так истово выгораживает в начале, но все-таки не устояв от предложения сделать его звездой.
В случае с «Адвокатом дьявола» можно быть уверенным, что несколько лишних слов о сюжете вреда фильму не принесут. За прошедшие годы фразы из него разошлись на цитаты. И действительно, выражение «старт был неплох, но ни у кого не получалось выигрывать всю жизнь» звучит более чем правдоподобно, да и в том, что «самолюбие — естественный наркотик», сомневаться порой тоже не приходится. Молодой красноречивый адвокат Кевин своим примером постарается опровергнуть первое утверждение, тем самым подведя доказательную базу под второе. Его жизнь во Флориде не так уж мрачна: красивая и гордящаяся им жена Мэри-Энн всегда готова опрокинуть стопку и пуститься в пляс, чтобы отметить очередную победу, а по дорогам он рассекает на кабриолете. Но судьба неожиданно начинает рисовать перед Кевином совсем уж заоблачные перспективы: переезд в Нью-Йорк, работа на крупную компанию, занимающую верхние этажи небоскреба с панорамным видом на город, огромная квартира с несколькими спальнями. Что и говорить, Кевин ликует, жена счастлива, и только набожная мать предостерегающе вспоминает о падении Вавилона.
Глава компании Джон Милтон всегда готов поддержать и успокоить Ломакса, наделить его правом выбора. Милтону совсем не обязательно настаивать на защите клиента, ведь он понимает природу тщеславия и знает, что желание не прерывать череды своих побед пересилит все остальное. Искуситель, но не поработитель, он набрался достаточно терпения для того, чтобы поначалу не действовать, а наблюдать. И пока Кевин в эйфории будет штудировать законы, готовясь к первому делу на новой должности, Мэри-Энн займется подбором цвета стен в новую квартиру. Но воодушевление оставит Мэри-Энн гораздо быстрее, чем ее мужа. Пропадающий на работе и занятый делами, он не так быстро разгадает то, в чем будет уверена она.
Для Америки сюжет, главными героями которого становятся юристы и адвокаты, хорошо знаком, причем в самых разных проявлениях. Будь то кино или жизнь, арестованный — случайно или нет — знает, что первым делом стоит требовать права позвонить своему адвокату. Хороший юрист вытащит даже дьявола, намекает нам фильм Тейлора Хэкфорда, оставляя за кадром героев, подобных Аттикусу Финчу, воплощению справедливости и честности. Популярность юридических сериалов позволяет убедиться, что за двадцать лет содержание фильма ничуть не устарело. И даже открывающий действие первый процесс Ломакса во Флориде перекликается с голливудским скандалом, по поводу которого шумит сегодня весь мир. Шутки про то, что «Дональд Трамп обещал прийти, но у него деловая встреча с какой-нибудь блондинкой», получили новые смыслы. В 1997 году миллиардер, частенько попадавший в светскую хронику, сегодня он президент страны, о котором не устают кричать газетные заголовки.
Этот вечный сюжет легко мог быть разыгран в любое время, но напоминаний о конце 90-х в нем не избежать. И дело не столько в соответствующих эпохе интерьерах, одежде героев или их прическах, сколько в спецэффектах, от которых не смог отказаться режиссер. Языки пламени и проявившиеся на лицах гримасы, конечно, придают зрелищности, но из 2017-го смотрятся как трюки из магазина ужасов в высокобюджетном проекте. Тот психологизм, которого добились Аль Пачино, Шарлиз Терон и Киану Ривз, без лишних компьютерных манипуляций ничуть бы не побледнели, а, напротив, лишь вышли на первый план. Ведь тщеславие — не вопрос эффектов.