В пространстве фонда культуры «Екатерина» проходит масштабная выставка «Прибытие поезда» — более ста работ отечественных и зарубежных художников, объединенных образом поезда.
Поезд как символ технологического прогресса, перемен, неумолимого бега времени пересекает искусство и социальную реальность XX века, продолжая ход по новому тысячелетию.
Перемещаясь по пространству фонда «Екатерина», временами начинаешь чувствовать легкое головокружение: все вокруг движется, видоизменяется, образуя причудливые коллажи. Зритель здесь — и пассажир поезда времени, и наблюдатель, который, стоя на платформе, считает мелькающие перед его глазами вагоны.
На первом этаже попадаем в «Исторический поезд» — открывающий раздел трехчастной экспозиции. Вот на вокзал Ла-Сьота прибывает хрестоматийный поезд братьев Люмьер, приводя в ужас своих первых зрителей. А всего восемь лет спустя Жорж Мельес вместе с героем «Невероятного путешествия», преодолевая силу гравитации, отправляется на поезде на Луну. Едва ступив на твердую землю, снова садимся в поезд — в аудиовизуальной инсталляции Владимира Смоляра «Транссибирская сюита» (2018) он движется по пространству художественной истории XX века. Сменяют друг друга узнаваемые образы ключевых работ столетия — супрематические крестьяне Казимира Малевича, парящие в воздухе персонажи с картин Марка Шагала и цветовые орфические конструкции Сони Делоне вперемежку с кадрами из фильмов Бастера Китона, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова и других. Визуальная составляющая неотделима от сопровождающей ее музыки — Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Джона Колтрейна и Джими Хендрикса.
Владимир Смоляр. Транссибирская сюита. 2018
Двигаясь дальше под ритмичный стук колес, оказываемся в «Миростроительном депо», где механистические организмы Марселя Дюшана соседствуют с плакатами советского конструктивизма, а фрагменты фильмов советского киноавангарда — Михаила Цехановского, Александра Медведкина, Александра Мачерета — с современным видеоартом. Здесь же триптих Владимира Янкилевского Take a Train…VI, в котором визуальная метафора поезда соединяется с отсылкой к знаменитой джазовой теме Дюка Эллингтона и Билли Стрейхорна: в сознании пластический код невольно дополняется звуковым, воплощаясь в объемный, многозначный образ — течения жизни и музыки.
Камера Ольги Чернышевой (видеоинсталляция «Поезд», 2003) перемещается по вагонам пригородной электрички, выхватывая по ходу лица пассажиров, бездомных, музыкантов — все они становятся персонажами никем не срежиссированного спектакля, действие которого как будто запрограммировано свыше и в то же время непредсказуемо в силу беспорядочного появления и исчезновения героев пьесы.
Чтобы попасть в заключительный раздел экспозиции «Место действия — поезд», нужно преодолеть несколько пролетов вверх по лестнице: при кажущейся прямолинейности рельсов их путь извилист, а поезда, пересекающие время, в железной дороге и вовсе не нуждаются.
«Не прислоняться» — знакомое предупреждение с дверей вагона метро в одноименной графической работе Эрика Булатова 1984 года возникает поверх умиротворяющего природного пейзажа. Совмещая разнородные визуальные и содержательные пласты, он расширяет простые образы до эпического масштаба: здесь сталкиваются природа и цивилизация, и буквально физически ощущается нелинейность времени, которое, как бы нам того ни хотелось, никуда не движется, а просто существует вне зависимости от нашей воли. Это чувство усиливается при взгляде на картину Семена Файбисовича «Серый день» (1990): сцена в обычной советской электричке, написанная в приглушенной холодной гамме, персонажи которой как будто выступают из тумана — то ли памяти, то ли другого измерения. Герметичная и самодостаточная, эта картина — вещь в себе, микрокосм, само время.
Эрик Булатов. Не прислоняться. 1984
Семен Файбисович. Серый день. 1990
Ряды пустых полок плацкартного вагона, слегка подрагивающие от движения занавески, чай в стаканах с подстаканниками, аккуратно расставленные тапочки — тотальная инсталляция Александра Бродского «Дорога» (2008), в которой присутствие людей лишь угадывается, дорисовывается воображением, — материализованное одиночество человека в жизни, у которой по большому счету нет смысла, кроме самой этой дороги. Но, как писал Венедикт Ерофеев в поэме «Москва — Петушки», «человек не должен быть одинок», он «должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят», а отдав, сказать: «а куда мы едем?».
Александр Бродский. Дорога. 2010
Детали
Выставка открыта до 20 мая
Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5