Персоны

Women in Power. Татьяна Шахнес: 26 лет в индустрии рекламы и PR — как не вырастить корону, не замылить взгляд и оставаться востребованной?

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

Фото: Ян Кооманс

В наше время, когда считается нормальным менять работу каждые пять лет, наша героиня проработала в компании LG почти двадцать шесть с половиной лет! При этом у Татьяны Шахнес по-прежнему горят глаза, когда она рассказывает о новых проектах или очередном wow-продукте. Как такое возможно, спросите вы? Вот и у меня был такой же вопрос…

Татьяна Сабуренкова: Во вступлении к своей книге для маркетологов и специалистов PR ты говоришь, что нужно жить… жадно! Глядя на тебя, кажется, что именно так ты и делаешь — хочешь все успеть. С другой стороны, у тебя есть какое-то внутреннее спокойствие, ты не суетишься…

Татьяна Шахнес: В ранней юности у меня в характере была какая-то торопливость. С годами приходит опыт и мудрость — две вещи, которые непременно приводят к разумному спокойствию. Начинаешь понимать, что все дела сделать не успеешь, и поэтому учишься расставлять приоритеты. Есть вещи, от которых нельзя отмахнуться. Работа, здоровье, семья. Невозможно совершать рабочие подвиги, например, если тебя подводит здоровье.

Я очень внимательно изучала НЛП, поделюсь одним упражнением. Нас просили «посмотреть» на свою жизнь в формате фильма-калейдоскопа на виртуальном телеэкране — с одной стороны, чтобы вдохновиться, увидеть масштабно результат, а с другой — осознать, как много лишних шагов мы делаем. Это привело меня к выводу, что, когда ставишь цели и общаешься на эту тему с людьми, случается так, что великая цель может не вдохновлять, а, наоборот, пугать людей, большой объем работы надо делить на какие-то составляющие. Твое желание водрузить флаг на Эверест не все готовы воспринимать как цель, подписываться под ней — у каждого, кто идет с тобой, может быть другая задача, поменьше, и с ней человеку комфортнее.

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

— Если в двух словах: что такое пиар, работа пиар-специалиста?

— Пиарщик — это такая профессия-матрешка: тут и журналистика, и литература, и знание истории, и социология, и психология, и большая клиническая психиатрия. Смеюсь, конечно, но терпение необходимо в себе выращивать! Это навыки общения с людьми, это умение читать по лицу, способность доходчиво, и в тоже время вдохновляюще и образно говорить, убеждать.

— Ты рекордсмен по времени работы в одной компании — 26 с половиной лет!

— Ты удивишься, но началось все случайно. В 90-х годах, когда я закончила институт, еще не было таких профессий, как маркетолог или рекламщик. Как-то я случайно увидела объявление в The Moscow Times и с дипломом Иняза пошла на собеседование, до конца не понимая, что это будет за работа — референт, помощник руководителя со знанием языка или что-то еще. В итоге меня взяли менеджером по рекламе — и дальше уже вместе с развитием этой профессии в нашей стране я приобретала новую квалификацию. Все было с нуля, впервые: реклама как таковая, съемки роликов, причем не только в России, планирование работы с прессой. Совсем недавно, находясь в доме GrandHouse (доме TikTok), мы обсуждали историю рекламы с Егором Кончаловским, который как раз стоял у истоков зарождения видеороликов. Экспертизы в начале 90-х накоплено не было, ничего, на что я могла бы опереться как на достойный пример, поэтому мы шли вперед самостоятельно. И это было безумно интересно и совсем не страшно, потому что в 24-25 лет барьеров намного меньше. Важно было одно: наличие навыков коммуникаций, умение быть верной, не предавать, ценить отношения. Вот эти самые навыки позволяют мне уже 26-й год дружить с людьми в моей индустрии. Журналисты стали главредами, сменялись поколения, многие инфлюенсеры или медиа-персоны открыли свои Telegram-каналы или странички в соцсетях — но они никуда не ушли из моей жизни, мы как дружили, так и дружим!

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

— Ты производишь впечатление очень позитивного человека. Во время локдауна в переписке со многими оказалось, что у людей негатив зашкаливает… А с тобой всегда было легко. Ты реально человек-зажигалка или просто хорошо прячешь переживания?

— Я умею переживать за друзей — но, скорее, даже не переживать, а сразу помогать, чтобы этих переживаний не было. А локдаун стал для меня настоящим подарком: 26 лет я жила «без перерыва на обед», без возможности неторопливо взглянуть на свою квартиру, погладить свою собаку. И вдруг наступило время, которое, с одной стороны, дало возможность замедлиться, с другой — ускорить то, на что не всегда хватало времени… И даже уборка дома — это же наведение порядка в голове: когда вы не помните, что у вас висит в шкафу — это не очень здорово. Так же как я разбирала шкаф за шкафом (KPI полка в день или 1 фотоальбом), точно так же я разобрала и работу — наши сильные и слабые стороны. Наблюдать, вернее, участвовать в том, как работает огромная корпорация в этих условиях, — тоже очень интересный опыт. Это будто большой социальный эксперимент, в котором не стоит чувствовать себя жертвой, когда можно быть лидером. Многие люди взаперти не растерялись и оказались даже более креативными, чем в офисе. Мы, например, не остановили ни одной кампании, наоборот, нашлось вдвое больше тем, которые можно было осветить: журналисты спрашивали про технику, помогающую сберечь здоровье или развлечься, сидя взаперти. На онлайн-платформах можно было смотреть художественные фильмы, театральные постановки, 3D-путешествия по музеям.


Музеи стали уязвимыми перед лицом изоляции, но временное закрытие культурных учреждений дало возможность развивать совершенно новые подходы, чтобы искусство вошло в каждый дом.


Так, наш бренд LG SIGNATURE начал сотрудничество с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Пушкинский музей). Благодаря совместной работе и созданию серии виртуальных туров на платформе онлайн-кинотеатра IVI искусство действительно оцифровывается и достигает самых удаленных городов России. Это также отвечает цифровому направлению национального проекта «Культура» и реализуется при информационной поддержке АНО «Национальные приоритеты», с которой и был подписан соответствующий меморандум.


Честно говоря, оглядываясь назад, я считаю, что тяжелее всего пришлось HR (специалистам по персоналу) компаний, именно они больше всего должны были сплачивать коллективы. А роль пиар-специалистов была именно в правильном расставлении акцентов и постоянной возможности быть включенными.


— Часто у руководителей возникает вопрос: как, с одной стороны, эффективно управлять, а с другой — оставаться творческим человеком?

— Самое главное — оставаться в первую очередь творческой единицей. В моем случае особенно: перед пиар-отделом всегда стоит задача использования инструментов и сторителлинга, и нейромаркетинга, и, конечно, настоящего человеческого чувства сопереживания — на это идет огромный запрос. Цифры, KPI важны, но достижение их в пиаре идет за счет большого количества инструментов, креатива и яркой визуализации. Кто станет смотреть ролик больше 10 секунд, если он будет скучным? Если вы неправильно выбрали героя и у вас много негативных комментариев, значит, вы что-то упустили — и потеряете в цифрах. А если у вас много и просмотров, и лайков, и шеров, значит, у вас высокая глубина проникновения. Но и это еще не все: креатив — это понимание, реагирование и возможность предвидеть то, что происходит вокруг. За время локдауна мы, например, поняли, что инфлюенсеров важно искать не только в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), но уже и в TikTok, возникло понимание важности новых «каналов связи» с молодежью. Бренд должен постоянно развиваться, быть живым, инновационным, нужным и сопереживающим. Главное — заниматься делом, а не сидеть в бесконечных Zoom-конференциях. Иначе дело стоит, а результата нет.

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

Во время изоляции я была удивлена, что нам практически не ставит задачи руководство. И мне было очень приятно, когда мой начальник, кореец, сказал: «Я тебе не звоню — потому что у тебя удивительно организованная команда, каждое утро от вас есть какое-то новое решение, fresh idea».


Хороший руководитель делает так, чтобы то, что от него ожидает топ-менеджмент, было готово на шаг раньше. Не в тот момент, когда последует просьба сверху, а заранее. И, конечно, это не paper work, не презентация ради презентации, а готовая работа, которую мы с удовольствием каждый день отправляли в головной офис. Почему? А давайте смоделируем ситуацию: идет вторая неделя изоляции (первая была объявлена отпускной), люди впервые в жизни оказались в такой ситуации, разобщенность огромная, пока неизвестно, когда все подойдет к концу, когда можно будет приехать в офис. Люди еще привыкли к живым встречам. Именно в этом момент я приняла решение рано с утра, ровно в 9:00, докладывать офису о нескольких совершенно различных публикациях о компании. Я старалась донести, что жизнь продолжается, нами еще больше интересуются СМИ, люди неравнодушны к новостям о продуктах, улучшающих качество жизни, наоборот, интерес к ним возрастает, пришло время оглянуться и поменять технику дома на более эффективную, умную, экологичную…


И когда в июне мы вернулись в офис, мы увидели, насколько удалось нам всем быть на одной волне, как тепло и с какой благодарностью встретили нас корейские коллеги, было принято решение еще больше сконцентрироваться на проектах здорового образа жизни, продолжить ряд офлайн-интеграций, развивать коммуникацию в сфере домашних развлечений и IT, словом, проактивность в период изоляции дала плоды.


— Чему корейцы тебя научили за все то время, что ты работаешь в компании?

Четкость, умение не опаздывать ко мне пришли от отца, но вот такое безумное трудолюбие, в хорошем смысле слова самоотречение, когда какое-то время вы можете полностью сосредоточиться на чем-то одном, пришло от корейцев. Вероятно, это связано с особенностью страны, взлет которой пришелся на 60-е годы XX века после кровопролитной войны. Нация смогла при отсутствии природных ресурсов создать инновационные продукты, которые достаточно быстро стали экспортироваться. В то же время эти несколько поколений никогда не были сытыми, они поэтапно, именно путем самоотречения строили страну и стали одними из лучших в сфере электроники, косметологии с применением лазеров, классной медицины, в диагностике и робототехнике. Все это было построено за рекордное время. А как изменился Сеул с 90-х — из серых джунглей до фантастического города совершенно нового типа: много зелени, инновационные smart-районы, спутники-сателлиты, уникальные небольшие архитектурные формы-скульптуры внутри дворов. Очень красивые дисплеи, как, например, наш в Шереметьево B, также сделаны в Корее…


Эта нация удивляет умением конкурировать, и это происходит опять-таки благодаря удивительному трудолюбию и отлаженным четким процессам. Они очень структурированы и последовательны, и это тоже важная черта.


Корейцы очень любят свою страну. Я сама была свидетелем, как во время кризиса «азиатских тигров» 1997 года в Корее люди сдавали золото, чтобы спасти экономику страны. Кстати, до сих пор в Корее в магазинах самое дорогое — это мясо. Люди долго недоедали, и сейчас лучший подарок на любой праздник — дорогое корейское мраморное мясо в красивой упаковке… А еще корейцы очень привязаны к России, открыли здесь в середине нулевых огромные производства: вспомните наш завод, построенный всего лишь за год и впервые объединивший производство трех продуктов — ТВ, холодильники и стиральные машины. Наш новый президент господин Ро, работавший в России уже дважды, возвратившись в третий раз, сказал: «Старый друг лучше новых двух»…

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

— Не сравнить со многими французскими или итальянскими офисами, где в рабочее время в порядке вещей не ответить на письмо, потому что в обед сиеста, а в 6 вечера — конец трудового дня.

— В Корее такого просто не может быть, тем более что существует глобальный азиатский мессенджер KakaoTalk по принципу WhatsApp, поэтому все давно на связи — причем мгновенно! Корейцы работают много, это правда. Но модель, при которой на активную работу выделено 3-4 часа в день, с аперитивами и обедом на два часа, мне кажется неживой. Интересна важная тема этого года: как трудиться на удаленке… Одно дело забота о сотрудниках, поддержание людей во время изоляции, другое — всегда понимать, что удаленная работа — это не каникулы, а вынужденная мера, и люди не должны разучиться работать.

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

— Обыватели считают, что маркетинг, пиар — это умение заставить человека купить больше, чем ему нужно. Не обидно тебе это слышать?

— Удивительно, но совсем недавно я посмотрела знаменитый сериал «Безумцы» о рекламном мире 60-х, знаменитых людях Мэдисон-авеню… Это история о том, как создавалась реклама — но сейчас, думаю, в чистом виде нет рекламы, пиара, продвижения, скорее, существует один большой блок под названием коммуникации. Выигрывают в нем два фактора: неугомонные и талантливые люди и хорошие продукты. В современном мире ты уже не можешь насочинять недостоверную информацию, чтобы что-либо продать, все попадает в онлайн, все снимается на видео. И если, например, я буду убеждать вас в важности пара в бытовой технике, а его функционал окажется очень ограниченным, меня через пять минут разоблачат в сети. Поэтому и возникает понятие ДОВЕРИЯ: важна и роль личности, и качество анонсируемого продукта.

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

Если за продуктом на протяжении какого-то времени не стоят научные разработки, суперидея, инновации, вложения и умение вывести его на рынок, то компания умирает.


ИННОВИРУЙ ЭТО
Эволюция обычных телевизоров приводит к созданию OLED-дисплеев, у наушников появляется функция ультрафиолетового самоочищения UVnano, на рынок выходит революционный девайс LG Styler для освежения одежды, действительно обеззараживающий вещи, включая постельное белье и детские игрушки, при помощи пара. К обычным функциям добавляются дополнительные: у вертикальных пылесосов — функция влажной уборки, у холодильников G DoorCooling+ разрабатывается дополнительное инновационное отверстие-прорезь сверху, обеспечивающее новую завесу холода и равномерное охлаждение… В конце непростого 2020-го выходит отдельная сушильная машина, для стиральных машин разрабатываются 20 000 алгоритмов бережной стирки. И вот доказательства в цифрах: в самый тяжелый для человечества 2020-й по сравнению с 2019-м продажи LG Styler увеличились на 127%, рост спроса на LG OLED с диагональю 65 дюймов и выше составляет 43%, в сегменте двухметровых холодильников (требуется все больше пространства) в категории от 40 000 рублей — рост 40%, доля стирально-сушильных моделей LG уже составляет 40%.

— Сейчас что-то некачественное действительно особо не прорекламируешь, тут же получишь негатив в сети…

— А раньше можно было! Раньше красивая картинка, известные актеры, новая форма подачи были в диковинку. А по сути вместо одного продукта или бренда можно было поставить любой другой. Сейчас люди понимают суть разумного потребления, медленной моды, а раньше хотелось попробовать все. Качественной, но поверхностной, а подчас недобросовестной рекламе люди перестали верить. Сейчас есть запрос на новую искренность, люди полагаются на мнение друзей, верят тем, кто реально пользуется продуктом, инфлюенсерам, которым доверяешь. А молодежь тем более прислушивается лишь к мнению своих кумиров. Почему ребята-тиктокеры, тот же Мимимишка или Егор Шип или Кирилл Колесников, так резко взлетают? В них чувствуется искренность.

— Как бы ты охарактеризовала разницу между мужским и женским подходом к руководству, к достижению целей?

— Решительность и умение ввязаться в бой есть у обоих. Но мужчина чуть менее многозадачен, он выберет более прямой путь, возможно и напролом, ему может не хватать некой женской податливости. А женщина, делая один шаг назад и в чем-то уступая, дает себе возможность подумать и оценить, какие движения возможны дальше.

— Не рубит с плеча?

— Именно. Это очень важное качество — взять время подумать. Еще более важное умение — взять паузу и порой замедлиться… Об этом говорила и Джулия, главная героиня книги Сомерсета Моэма «Театр», и эта же мысль звучит в отличном сериале «Коронация» про Ее Величество Елизавету. Порой ничего не делать сложнее, чем делать… Женщине чуть легче посмотреть на задачу с другого угла — не стоит бежать с вилами наперевес. Посмотрел со стороны, отошел, подумал — и вдруг пришла идея, которая может устроить всех. В НЛП есть еще одно упражнение — умение вжиться в разные роли, от участника события до эксперта… И тогда решение может прийти еще быстрее.

В продажах бывают успешны как мужчины, так и женщины. В чистом маркетинге в чем-то лучше мужчины за счет их исследовательской жилки, умения видеть сквозь цифры. Но все-таки мне ближе креативность, а когда дело доходит до цифр, я никогда не стесняюсь обращаться за помощью к мужчинам. Мне кажется, они ждут этого вопроса и с огромной радостью помогут. Я за консенсус, хотя признаю, иногда и сквозь цифры может звучать музыка и открываются новые истины, если их уметь прочувствовать…


Это восточная мудрость, как в айкидо: не нужно бросаться вперед, можно это сделать по-другому.


— Француженки любят шутить, что надо раз в пять лет менять прическу, мужа и работу. Ты не меняла работу уже 26 с половиной лет — в чем ты видишь плюсы такого постоянства?

— Прическу можно и чаще, про мужа тут каждый решает сам. (Смеется.) Карьера — тоже личный выбор каждого. Тут много составляющих: удовольствие от работы, понимание, принятие тебя и твоих идей руководством, понимание, что это ТВОЯ работа (не гипотетическая работа мечты, а просто твоя), взаимодействие с коллективом… Люди меняют работу по многим причинам, в том числе ради карьерного роста или неудовлетворенности. Но гарантии, что последующая работа будет лучше, нет! Единственное, что я поменяла практически в начале карьеры — стала блондинкой из брюнетки. (Смеется.) Мне повезло: я начала с рекламы, потом возникла возможность открыть новый рынок — пиар, затем последовала смена названия компании, появление digital и new media, интереснейшие поездки в Корею и по всему миру, зарождение нового бренда LG SIGNATURE, разработка программы донорства, выпуск первой книги, работа с инфлюенсерами… Зачем мне куда-то бежать?

— Многие говорят: я такой свободолюбивый и креативный, что просто не могу сидеть в большой корпорации, не хочу вставать рано, не хочу проходить по карточке… Ты работаешь в этой самой корпорации много лет, но не производишь впечатление канонического офисного человека, лишенного креатива и свободы.

— За любой очень большой корпорацией — сила, быть не винтиком, а активной частью этого механизма — это очень здорово. Главное — понимание, что та продукция, которую делает твоя компания, тебе нравится. Может это и наследственное. У меня дедушка был одним из директоров ЗИЛа, его жизнь была посвящена огромным грузовикам, холодильникам, разработке нового типа гаражей, ведь ЗИЛ был в советские годы раскинут на весь СССР, никак не меньше LG. При этом дедушка был парашютистом и альпинистом, а эти виды спорта прививают особую широту взгляда — не бояться ничего, не быть скучным. Мама одной из первых в стране, следуя примеру великого преподавателя МГУ Галины Китайгородской, стала преподавать английский интенсив — курс, в котором сразу погружали в языковую среду. Наверное, у меня в крови сочетание усердия с подращиванием креативности, что совсем не просто.


Мне нравится производство, ведь детство я провела в промышленном районе на «Автозаводской». Именно тогда я поняла, что заводы — это не только станки, а люди. К тому же это такие большие мощности, что инфраструктура у них была соответствующая — стадион «Торпедо», дворцы культуры, спортивные центры, очистные сооружения…


Когда мы в 2005 году открывали завод LG, мне это было крайне интересно: такое ощущение, что дедушка рядом… Большая корпорация — про порядок, про трудолюбие, про эффективность… А правила совсем не страшны, важно понимать, как ты к ним относишься… Если правило — вовремя прийти на работу и не пить бесконечно чай с коллегами, а погрузиться в большой мир цифр или креатива — это норма рабочего процесса… Безусловно, есть огромное количество фрилансеров — чертежники, художники, 3D-аниматоры, которые могут рисовать дома. Но если ты не гений и не рисуешь для Голливуда, то в корпорации зарплатный потолок в основном выше, чем на фрилансе, и гораздо стабильнее. Это вопрос выбора человека.

LG

— Сейчас очень популярна тема sustainability. Что нам всем делать, чтобы экоподход во всем стал не только словами, но и делом?

— Мы как раз сейчас делаем компанию «Люби и заботься о том, что носишь» — в том числе и с любимым Posta-Magazine. В обществе появился запрос не на спонтанные покупки, а на «медленную моду», осознанное потребление, которое, кстати, задают миллениалы и поколение Z. Ведь за сохранностью любимых вещей стоит не только бережный уход и экономия средств, а еще и важный экологический подход — забота об окружающей среде.


Модная индустрия серьезно влияет на окружающую среду, известно, что всего лишь 1% от общего объема производимой одежды идет на переработку и повторно используется.


Поэтому мы объединились с лидерами российской моды, верными принципам разумного потребления, такими как Игорь Чапурин и Алена Ахмадуллина, Олеся Шиповская (Lesyanebo), Дарья Самкович (I AM Studio), Екатерина Комбарова (Maison Kaleidoscope), Дмитрий Волков (VOLKY) и Джемал Махмудов (MD Makhmudov Djemal). LG распространяет этот подход на комплексную систему для бережного и экологически чистого ухода за одеждой: в нее входят LG Styler с технологией деликатного ухода при помощи пара без химии, интеллектуальные стиральные машины LG AI DD и новая сушильная машина LG DUAL Inverter Heat Pump™ для бережной сушки. Словом, каждый из нас должен воспитать в себе осознанное отношение к своему гардеробу: пересмотреть его, найти замечательные вещи, которые остались актуальными, ушить, расшить. Не можете носить костюм — носите пиджак с джинсами, а юбку отдайте. Не надо покупать впрок: встречают по одежке — но не по ее цене, а по вашему персональному стилю и энергетике.

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

— И не по количеству одежды в шкафу уж точно.

— Да. Если не носите сами — отдавайте вещи друзьям, перешивайте… Ваш гардероб может послужить еще огромному количеству людей. Звезды очень часто отдают свои вещи на благотворительность, sustainability — это нести добро, а не множить кучу мусора, которую невозможно переработать…

— В своей индустрии ты известный человек — тебе это льстит?

— Я рада, что пиар стал по-настоящему серьезной индустрией, профессией, которую изучают в ВУЗах. Известность скорее предполагает обязательства перед социумом, требует делиться новыми проектами, читать лекции, активно вести соцсети — сейчас у меня более 130 000 подписчиков. Есть люди, называющие себя «человек-бренд», но это все равно, что назвать себя небожителем… В жизни у меня много увлечений, на которые надо выкроить время: новое кино, сериал, я очень люблю встречаться вдвоем-втроем с друзьями, чтобы все были вовлечены в разговор — большие тусовки только по работе… Есть такое понятие — моделирование: учиться у людей чему-то самому интересному, заимствовать или развивать в себе какую-то замечательную черту, которая вам нравится у других. Вот один умеет запоем рассказывать про книги — и вам не обязательно копировать его характер, но одну черту, скажем, цитирование каких-то стихотворений или пересказ наизусть, например, можно взять на вооружение…

А что думают обо мне другие — мне совершенно все равно, честно. Мне просто интересно идти — даже необязательно вперед, можно в сторону. А иногда и назад — чтобы подумать. (Смеется.) Жизнь прекрасна. У нас есть слоган LG.Life is good. В любых обстоятельствах. Сейчас я нахожусь в Кисловодске и думаю, как же тут красиво: люди для себя в 2020-м открыли страну, которой раньше не знали. Это хорошо! Я, кстати, поэтому никогда не хотела иметь квартиру, скажем, за границей или даже в любимом Сочи, потому что тогда ты привязан к месту, должен ездить туда постоянно. А я хочу все время пробовать что-то новое.

LG

— Хотя, как говорят сегодня психологи, ментальность шеринга — черта молодого поколения.

— Совместное использование в чем-то работает, например, машина во время путешествия, или тот же велосипед, если вы часто не катаетесь… Аренда дома за городом — возможность определиться, нужно ли вам жилье за пределами Москвы… Фудшеринг и буккроссинг сейчас в тренде, например, мой отец с удовольствием оставляет книги, которые у нас есть в двойном экземпляре, и берет взамен другие в библиотеке… Действительно, некоторые вещи, которые люди стремились приобрести в XX веке, сейчас могут быть обременением. Хотя, когда поколение Z взрослеет, слово СОБСТВЕННОСТЬ начинает звучать сладкой музыкой.

— Были ли ситуации, когда люди в работе или в личной жизни предавали тебя? Чему тебя это учило?

— В работе предательств не было, может быть потому, что я начинала трудиться, когда в компании было всего 15 человек. А в жизни, конечно, случалось разное, но очень и очень давно. Восстановиться можно только одним — заместив это новым интересным делом или путешествием. Я счастливый человек — меня предавали очень редко, по-моему, один раз… А вот если в жизни человека было несколько глобальных предательств, я бы уже ему задала вопрос: что с ним не так?

— Что должно быть в сотруднике, чтобы он шел вверх? Какие качества надо в себе развивать?

— Во-первых, трудолюбие… Любой талант можно растратить, если заменить его бесконечными удовольствиями. Усердие и умение погружаться в работу — это самое важное в сотруднике. Второе — это адаптивность, умение быстро меняться. Если с первого раза человек может не понять — нет проблемы переспросить. Если со второго, третьего, четвертого ты продолжаешь делать ошибки — значит тут делать нечего, надо расставаться, а не переучивать… Адаптивность — очень важная человеческая черта.

— Как этому научиться?

— Трудолюбие прививается с детства, важно лишь, чтобы человек применял его в работе… Далее нужна проактивность: что-то самому предлагать либо крайне быстро реагировать. Хотя быстрое реагирование — это, скорее, про адаптивность, а вот проактивность важна и в руководителе, и в подчиненном. Тебе дали задание — загляни на два шага вперед. Вот этого сейчас ничтожно мало. Расцвет агентского бизнеса и СМИ был в 90-е и в начале нулевых: люди не боялись работы, они пахали. Сейчас в моде некая расслабленность, люди дарят себе шанс чуть расслабиться… перестают думать и созидать. Я часто пишу от руки для того, чтобы не забывать, как это бывает «рука к перу, перо к бумаге», ведь это также включает определенные психологические процессы…

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса

— Вопрос от многих женщин-руководителей: как не бояться с сотрудниками быть резкой? Хочется же оставаться хорошей…

— Мне не хочется быть хорошей, честно… Я научилась не обращать внимание, что думают обо мне люди, ведь вы не можете нравиться всем, работая в условиях сплошных дедлайнов, ставя амбициозные задачи… Работа — это не санаторий, не дом отдыха, это твоя важность и вклад в организацию. Интересно, что в Корее даже владельцы и основатели суперкорпораций рассуждают именно так. Все равно любой труд оценивается по результатам роста той или иной организации, не экстенсивного, а именно интенсивного. А это измеримо — цели, задачи, KPI… И люди должны этому соответствовать. Руководитель не может за всех работать, но процесс должен приносить результат.

— Я смотрю, как ты активно переходишь на новые форматы, моментально на все реагируешь. Мотивация, энергия — откуда все это после стольких лет работы? Чем ты подпитываешься: спорт, йога, практики?

— Обязательно массаж и занятия спортом пару раз в неделю… Но в целом меня просто вдохновляет все новое, как будто проживаешь много жизней. От космического марафона на Байконуре до глубокого понимания рынка инфлюенсеров и дружбы с ними, запуск ультрапремиального бренда LG SIGNATURE и в далеком прошлом смена названия GoldStar на LG, работа с поколением Z и новые экопроекты с лучшими российскими дизайнерами, появление ЖЖ, потом Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Переход от фото к видеоформатам, от почты к бесконечным чатам, жизнь все ускоряется. Это не одна жизнь, а действительно несколько… Все это идет методом бесконечного тестирования, не без спотыкания и пробуксовывания. (Смеется.) Главное — идти вперед и стараться находить то, что будет нас вдохновлять. Радость может приносить все: от создания онлайн-платформ с роликами об искусстве до донорского марафона на корабле, от разработки нового ДНК бренда — отпечатка пальца донора до совместных приемов с люксовыми журналами, от визитов в дом TikTok до разработки инновационных продуктов вместе с инженерами. Мне просто интересна жизнь, интересны люди. Вот такого искреннего любопытства ко всему я и желаю всем читателям Posta в Новом году. С наступающим, друзья!

Women in Power — PR-директор LG Татьяна Шахнес — об умении ставить цели, плюсах карантина и будущем рекламного бизнеса
21 июля 2021
Татьяна Сабуренкова для раздела Персоны