Газета El Pais в минувшее воскресенье сообщила о том, что из частного дома в Мадриде были похищены пять картин британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона общей стоимостью около 30 млн долларов.
И пока испанские полицейские
ищут преступников, дерзнувших совершить подобное, Posta-Magazine вспоминает, какие из шедевров мирового искусства так и не были найдены.
Кража, названная самой крупной в Испании, произошла еще в июне прошлого года, однако прессе о ней решено было рассказать только сейчас — видимо, следствие совершенно зашло в тупик и другого выхода полиция просто не видит. Принадлежали все пять полотен другу и одному из наследников художника. Ну а произошла кража как-то уж слишком просто, даже скучно немного, если честно. Грабители дождались, когда никого не будет дома, отключили сигнализацию, проникли в дом, сняли картины со стен и, аккуратно сложив их, унесли. Действовали, надо отдать им должное, тихо, никто из соседей ничего странного в тот день так и не заметил. Прячутся они уже тоже целый год достаточно успешно — полицейским удалось выяснить лишь то, что картины из страны пока не выезжали, а это, согласитесь, вселяет надежду.
Между прочим, Фрэнсиса Бэкона уже однажды крали. Не его самого, а портрет «Фрэнсис Бэкон» кисти Люсьена Фрейда. Который, как утверждают знающие, был любовником художника, что, кстати, в свое время удвоило стоимость картины. Несколько лет подряд Фрейд сам принимал активное участие в поисках и даже нарисовал плакат с копией портрета, подписал его «Разыскивается» и назначил награду за находку — 300 тысяч долларов, но и это не помогло.
Надо отметить, кражи картин занимают почетное четвертое место в нелегальном обороте ценностей — после наркотиков, оружия и отмывания капитала. Из сотен похищенных полотен, как правило, находятся только единицы. А вот из «потеряшек» можно создавать отдельную коллекцию. Давайте посмотрим, как эта коллекция могла бы выглядеть.
В главном зале висело 13 картин из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер (США): «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта, «Концерт» Вермеера, а также работы Эдгара Дега и Клода Моне, общая стоимость которых оценивается в 500 миллионов долларов.
Любопытно, что в эту пятницу, 18 марта, исполняется ровно 26 лет с тех пор, как произошла эта «кража века». Грабители в тот день, переодевшись в липовых полицейских, связали охранников музея и ну давай срезать картины, совершенно не задумываясь о том, чтобы их аккуратно скрутить, и вообще об эстетической стороне дела. Зато успели за 81 минуту, что, конечно, не может не восхитить, например, последователей тайм-менеджмента.
Три года назад, в 2013-м, ФБР громогласно заявило о раскрытии преступления, однако заявление оказалось немного преждевременным — оказалось, что они лишь напали на след. Судьба похищенных полотен продолжает оставаться неизвестной. Да, если вы вдруг где-нибудь обнаружите хотя бы одну из этих картин, немедленно звоните в музей Бостона, сотрудники которого обещают торжественно вручить за находку 5 миллионов долларов.
С тех пор, как в мире случился кризис, картины воруют все больше. Вот уж кому никакие экономические перипетии не страшны, так это коллекционерам предметов искусства. Например, в октябре 2012 года в Роттердаме из музея «Кюнстхал» были украдены полотна Пикассо, Матисса, Моне и других выдающихся художников общей стоимостью 200 миллионов евро. Самой ценной из этого списка считается работа Пабло Пикассо «Голова Арлекина». Кстати, она как-то «всплывала» — несколько лет назад ее пытались продать за 16 миллионов долларов на закрытом аукционе. Полицейские немедленно вычислила продавцов, граждан Румынии, и когда «приперли к стенке» родительницу одного из обвиняемых, та рассказала, что со страху взяла все и сожгла. Вот так запросто кинула в топку Пикассо, Матисса, Моне и прочих великих представителей модернизма — ну разве ж так можно?
А двумя годами ранее, в 2010 году, в Париже из Музея современного искусства пропала еще одна картина Пабло Пикассо — «Голубь с зеленым горошком» стоимостью около 30 миллионов долларов. А Пикассо, судя по всему, все еще расплачивается за свой скверный характер при жизни — его картины крадут чаще остальных, словно они медом намазаны. Что до этого случая, полицейские уверены, что вор, убегая, выбросил картину в мусоропровод, а уборщики, по незнанию, от мусора преспокойно избавились. Полотно до сих пор ищут, а парижских уборщиков музеев, надеюсь, все же обязали хотя бы немного разбираться в искусстве.
Неизвестна и судьба полотна «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием» Микеланджело Меризи да Караваджо стоимость около 20 миллионов долларов, которая исчезла из собора Сан-Лоренцо в Палермо в далеком 1969 году. Сначала полиция подозревала мафию (время такое было), но крестные отцы не раскололись и поймать злоумышленников так и не удалось. Спустя годы, в 2009-м, киллер по имени Гаспаре Спатуцца рассказывал историю о том, что работу Караваджо они держали в сарае, где ее погрызли крысы, из-за чего было принято решение картину сжечь. Однако из-за того, что история эта больше напоминает фантазию, картину продолжают искать до сих пор.
Еще дольше, аж с 1939 года, длятся поиски одной из самых дорогих в мире картин — «Портрета молодого человека» Рафаэля, оцененной в 100 миллионов долларов. Известно, что полотно было конфисковано нацистами у древнего польского рода Чарторыйских и передано в резиденцию Гитлера. Который, к слову, был большим ценителем искусства. В конце Второй мировой войны картина оказалась в руках генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка, который так тщательно перепрятывал ее, что, видимо, сам забыл последнее место хранения. Во время Нюрнбергского процесса Франк перечислил судьям все места, где в разное время хранил шедевр Рафаэля, но ни в одном из них так ничего и не нашли. Ходят слухи, что на след портрета удалось напасть лишь в 2012 году: сообщалось, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы. И это вся информация на сегодня.
Картины Винсента Ван Гога тоже постоянно норовят украсть. Вот в 2010 году из каирского Музея Мухаммеда Махмуда Халиля, который вот-вот должен был закрыться на ремонт, вынесли «Маки». Но тут подвела халатность — сигнализация, как утверждают свидетели, в то время в музее толком не работала, что сыграло на руку грабителям. Спустя пару лет британские эксперты (видимо, последовав примеру британских ученых) сделали сенсационное заявление о том, что настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году, и воры рисковали свободой ради подделки. Оригинал же давным-давно был выгодно продан за границу. Но подтвердить или опровергнуть эту информацию не могут по сей день.
Роскошный новогодний подарок сделал себе в 1999 году организатор кражи картины «Вид на Овер-сюр-Уаз» Поля Сезанна из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде. И пока Британия праздновала наступление нового года и миллениума, он пробрался в музей и унес, наверное, самое понравившееся ему полотно французского импрессиониста. Надо отдать грабителю должное — много брать не стал, только самое необходимое. Картину оценивают в 5 миллионов долларов, несмотря на то, что она не была подписана самим Сезанном. Художник, знаменитый не только картинами, но и буйным норовом, этой работой был недоволен и подписывать не стал. Хорошо, что вообще не уничтожил, а то бы и красть было нечего.
Или вот еще занимательная история. Про то, как картина Огюста Ренуара «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть», стоимостью всего в какой-то миллион долларов, досталась грабителю просто по стечению обстоятельств. Дело было так: 8 сентября 2011 года вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в штате Техас и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол деньги и драгоценности. Хозяин жилища был так ошарашен тем, что не сработала сигнализация, что с перепугу показал пальцем на картину и назвал ее стоимость. Преступник, которого, конечно же, интересовали деньги, а не какое-то там искусство, на радостях картину со стены снял и был таков. Его до сих пор так и не нашли. Вот интересно, смог он ее продать или нет?