По данным Интерпола, в розыске постоянно находится более тысячи шедевров мирового искусства. Однако любителей это не останавливает — кражи продолжаются. К счастью, часть из них все-таки находят.
Самая первая кража
произведения искусства произошла в далеком 1473 году,
а совершил ее пират Пауль Бенеке, похитив диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд».
Шедевр законному владельцу так и не вернули, несмотря на то, что в поисках вора самое непосредственное участие принимал Папа Римский Сикст IV. С тех самых пор и началась история великих и не очень краж шедевров мирового искусства.
«Страшный суд», Ганс Мемлинг
Лишь в прошлом столетии, в 1991 году, была основана организация Art Loss Register (ALR), помогающая в поиске украденных шедевров, усилиями которой было найдено около тысячи произведений искусства на сумму, превышающую 100 миллионов фунтов стерлингов. Самым востребованным художником у грабителей считается Пабло Пикассо — на сегодняшний день в розыске находятся 572 произведения мастера, а самым «похищаемым» русским единогласно признан Иван Айвазовский. К слову, одна из его работ — «Море у острова Капри» — минувшим летом была торжественно возвращена Тарусской картинной галерее, а похищена она была во время разбойного нападения в июле этого года.
«Море у острова Капри», Иван Айвазовский
Картины кисти Пикассо считаются самыми «востребованными» среди похитителей предметов искусства не просто так. Бытует мнение, что они лучше всего продаются на черном рынке. Например, в 1989 г. воры совершили набег на дом внучки Пикассо — Марины, и вынесли оттуда 12 полотен на сумму $17 миллионов. Позже все похищенные произведения искусства были возвращены их законной владелице. В 2001 г. из нью-йоркской картинной галереи был похищен рисунок «Обнаженный в зеркале, играющий на флейте, и ребенок» стоимостью в $320 тысяч, а в 2004 г. на одной из яхт в Майами украли сделанный углем эскиз картины «Три танцовщицы», оцененный экспертами в $ 200 тысяч. А самая масштабная кража работ Пикассо была совершена в Авиньоне в 1976 г. — тогда воры вынесли из музея 118 картин.
«Три танцовщицы», Пабло Пикассо
Однако, как говорится, не Пикассо единым. В 2000 году трое вооруженных неизвестных похитили из шведского Национального музея в Стокгольме три шедевра: «Автопортрет» Рембрандта и два произведения кисти Ренуара — «Разговор с садовником» и «Юную парижанку». Проникнув в музей незадолго до закрытия, грабители дождались ночи и сбежали на лодке, пришвартованной у набережной неподалеку от музея.
«Автопортрет», Рембрандт Харменс ван Рейн
Первого января следующего года полицейскими были задержаны четверо подозреваемых, а через неделю был арестован еще один — адвокат, между прочим. Имен преступников блюстители закона предпочли не разглашать в интересах следствия, а вот про картины рассказали. Известно, что «Разговор с садовником» обнаружили совершенно случайно — при облаве наркопритона, а две другие картины нашлись позже — в 2005 году.
«Разговор с садовником», Огюст Ренуар
Однако одной из величайших краж века по сей день считается похищение из парижского Лувра «Моны Лизы» кисти великого Леонардо да Винчи. Давным-давно, еще в начале прошлого века французы любили приговаривать: «Это все равно, что украсть Джоконду». Так несколькими словами они подчеркивали невозможность и невероятность какого-либо события, ну и, конечно же, свое знаменитое французское высокомерие. Все изменилось в одно мгновение, когда 21 августа 1911 года некто Леонарди Винченцо Перруджиа, спрятав шедевр под рабочую робу, преспокойно вынес «барышню» из Лувра.
«Мона Лиза» или «Джоконда», Леонардо да Винчи
Находчивый итальянец, работавший в музее разнорабочим, вдруг решил, что раз шедевр этот сотворил его великий соотечественник Леонардо да Винчи, то принадлежать он должен Италии, а не каким-то там французам. Зная правила и распорядки Лувра, он придумал нехитрый план похищения картины. Дальше все было, как в кино. В воскресенье накануне Перруджиа переночевал в музее, а в 7 утра в понедельник незаметно достал картину из рамы, после чего примкнул к бригаде маляров, вышел из музея и бесследно исчез. На два с лишним года.
Пирс Броснан в роли миллиардера, похищающего на досуге картины, в детективе «Афера Томаса Крауна»
Кого только не подозревали французы. И немцев, которые таким образом якобы пытались разжечь войну, и даже Пабло Пикассо с Гийомом Апполинером. Последний, кстати, отсидел по ложному обвинению пять суток, из-за чего сильно обиделся на блюстителей порядка. Парижане молились, чтобы бесценному шедевру не был нанесен вред, а полиция круглыми сутками металась в безрезультатных поисках. На Перруджиа же не пало и тени подозрения, хотя «Джоконда» все это время пролежала в его крохотной затхлой квартире, больше напоминающей конуру, под кроватью в ящике с двойным дном.
Совершивший кражу века преступник выдал себя сам. Осенью 1913 года он написал письмо торговцу живописи Альфреду Джерри, в котором предлагал вернуть достояние Италии за скромное вознаграждение всего в 500 тысяч лир. Джерри обратился в полицию и вскоре была проведена секретная операция. Директор флорентийской галереи Уффици заманил Перруджио в город, куда тот прибыл с картиной, и где был арестован. Вскоре выяснилось, что вор был всего лишь исполнителем, и что кража была выполнена им по заказу преступников Эдуарде де Вальфьерно и Ива Шадрона, которые благополучно скрылись и так и не были найдены. Что до «Моны Лизы», то она 20 декабря 1913 года заняла свое привычное место в Лувре. Тогда же были предприняты меры по ее безопасности — в виде стеклянной брони и охранников, действующих до сих пор.
«Фрукты на столе или спокойная жизнь с маленькой собакой», Поль Гоген
Гораздо больше времени понадобилось, чтобы разыскать картину Поля Гогена «Фрукты на столе или спокойная жизнь с маленькой собакой», похищенную в 1970-е годы в Лондоне, которую эксперты оценили в $40 миллионов. Картина была найдена при странных обстоятельствах в 2014 году. Оказалось, ее владелец, итальянский рабочий автомобильного завода, приобрел «Фрукты» вместе с работой Пьера Боннара «Женщина с двумя стульями» в 1975 году всего за 32 доллара, после чего около 40 лет шедевры провисели у него на кухне.
Одри Хепберн и Питер О’Тул в комедии «Как украсть миллион»
Или вот история. Помните знаменитую комедию «Как украсть миллион» с Одри Хепберн в главной роли? Так вот, грабители частенько прибегают к предложенному в фильме методу — прячутся ночью в музее после его закрытия, после чего, под покровом темноты, выносят оттуда шедевры. Именно такой случай произошел в апреле 1991 года в музее Ван Гога в Амстердаме, когда было похищено 20 полотен великого живописца. Итак, спрятавшись, грабители дождались 3-х часов утра, после чего выбрались из укрытия в масках из чулок. К счастью, охранники музея и полиция сориентировались вовремя и все работы были обнаружены уже через 35 минут после пропажи в машине похитителей. Среди полотен были знаменитая ранняя работа «Едоки картофеля» Ван Гога, а стоимость всех полотен составила около $500 миллионов. Практически все картины, к сожалению, были повреждены, зато раскрытие этого преступления считается самым быстрым в истории.
«Едоки картофеля», Ван Гог
Чаще всего полиция находит преступников в тот момент, когда они пытаются избавиться от украденного. Так, в конце 2014 года лос-анджелесская полиция задержала 45-летнего Рауля Эспиносу, пытавшегося сбыть за $700 тысяч девять картин, в числе которых были «Крестьяне» Марка Шагала. Полотна обнаружили в одном из отелей в ходе совместной операции полиции и ФБР, а их общую стоимость оценили в $10 миллионов. Все произведения хранились в частной коллекции в городе Энсино, и были украдены в 2008 году. Три из них до сих пор не найдены.
«Крестьяне», Марк Шагал
Годом ранее, в декабре 2007-го из Музея искусств в Сан-Паулу были вынесены «Портрет Сюзанны Блох» кисти Пикассо и работа Портинари «Крестьянин на кофейной плантации». Стоимость первой оценивается в $50 млн, а второй — около $5 миллионов. Раскрыть преступление и сделать это достаточно быстро помогла запись, сделанная музейными камерами слежения. И хотя изображение оказалось размытым, полицейские рассмотрели, как трое мужчин ворвались в музей, заклинили двери домкратом и сняли картины, висевшие на стенах в двух комнатах. Ну а нашли их после этого достаточно быстро. В ходе расследования выяснились некоторые немыслимые вещи. Например то, что Музей искусств в Сан-Паулу, в коллекции которого находятся баснословно дорогие шедевры, практически не защищен от посягательства воров и, ко всему прочему, ни одно из восьми тысяч произведений искусства, размещенных здесь, до того случая не было застраховано.
«Портрет Сюзанны Блох», Пабло Пикассо. «Крестьянин на кофейной плантации», Кандиду Портинари
Сенсацией мирового масштаба в 2007 году стало известие о том, что норвежская полиция нашла украденные тремя годами ранее шедевры Эдварда Мунка — «Крик» (одна из четырех копий) и «Мадонну». Одно из полотен было немного порвано, другое получило небольшие повреждения, видимо, когда преступники срывали его с подрамника, однако это не помешало всеобщему ликованию. Известно также, что за картины не было уплачено никакого выкупа и никто из осведомителей не получил вознаграждения.
Полотна были похищены из музея Эдварда Мунка в Осло 22 августа 2004 года двумя вооруженными преступниками. Несмотря на объявленную правительством награду в $250 тысяч, следователи больше двух лет не могли обнаружить никаких следов похищенного. За это время три человека были осуждены, однако ни главного организатора, ни непосредственных исполнителей задержать так и не удалось.
«Мадонна» и «Крик» Эдварда Мунка
И еще один шедевр Леонардо да Винчи — «Мадонна с веретеном» — был похищен в 2003 г. из частного собрания британского коллекционера, и обнаружен полицией во время рейда в шотландском Глазго. Полотно, на котором изображена Богоматерь с младенцем, держащим в руках веретено в виде креста, более 250 лет принадлежало семье герцогов Бакклью и находилось в замке Драмлэнриг, откуда и было похищено. Дело было так: двое мужчин, с виду, конечно же, обычных туристов, купили билеты в открытую для посетителей галерею замка, скрутили там смотрительницу музея и вынесли шедевр на улицу, где их ждал белый Фольксваген Гольф, обнаруженный впоследствии брошенным в нескольких километрах от замка.
Несколько лет картина да Винчи значилась в составленном ФБР списке десяти самых разыскиваемых произведений искусства. Зацепка появилась лишь в 2007-м, когда двое неизвестных обратились к частным сыщикам Роберту Грэму и Джону Дойлу, пообещав вернуть полотно в обмен на выкуп в размере 4,25 млн фунтов. Никакого выкупа им не выплатили, и в результате полицейской операции в октябре 2007 года картина была обнаружена в офисе адвокатской конторы в Глазго. Что до владельца шедевра, герцога Бакклью IX, то он умер за месяц до находки картины, в возрасте 83 лет, так и не дожив до счастливого момента.
«Мадонна с веретеном», Леонардо да Винчи