Вкус

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института Немецкого Вина Штеффеном Шиндлером

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

До 30 сентября в России в рамках фестиваля Riesling Weeks 2020 воспевают многогранный немецкий рислинг: в 270 барах, ресторанах и винотеках по всей России от Калининграда до Владивостока гости могут воспользоваться специальными предложениями на одно из самых качественных белых вин в мире. А мы продолжаем изучать напиток с его самыми преданными поклонниками. Вслед за сомелье Владой Лесниченко, рассказавшей нам о том, как полюбить рислинг и с чем его сочетать, беседуем с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером — об идеальном климате для рислинга и проблемах, вызванных глобальным потеплением, о немецком самосознании и гордости за Made in Germany и о лучших коллекционных рислингах.

Posta-Magazine: Как получилось, что вы связали свою жизнь с виноделием и Институтом немецких вин? Представьте, что вам нужно прорекламировать свою работу в трех предложениях: какие основные плюсы вы отметите?

Штеффен Шиндлер: Я рос в маленькой деревушке на 300 жителей в винном регионе Пфальц, и вино было частью моего детства. Я до сих пор помню запах брожения винограда, исходящий в октябре от шести или семи винодельческих хозяйств в деревне. Школьником я каждую осень собирал виноград, чтобы заработать денег на новый байк или крутые шмотки, и я обожал торчать на улице хоть под палящим солнцем, хоть под дождем — это тяжкий труд, но в то же время удовольствие от всеобщего веселья, историй и пения на виноградниках. Прелестные воспоминания. Позднее, будучи студентом, я работал в винном журнале, и это наконец привело меня в Институт Немецкого Вина. Закончив обучение по лингвистической специальности, я искал работу где-то в сфере между бизнесом и культурой в сочетании с привлекательным продуктом — так я стал заниматься продвижением немецких вин — и винной культуры Германии. И занимаюсь этим уже почти 27 лет…

В трех предложениях? Винный мир невероятно разнообразен, и вино — это намного больше, нежели просто напиток, просто бизнес. Тут и связи с историей, наукой, литературой, религией, мифологией, биологией, географией, живописью, музыкой, кино… Это мир бесконечных возможностей — вот что делает мою работу столь богатой и волнительной каждый день. Ну, почти… (Смеется.)

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

— С чего начинать, чтобы построить карьеру в этой области (кроме того, что пить рислинг на фестивале в Москве!)?

— Главное — развить в себе страсть к вину, для этого есть много разных путей. Конечно, поможет, если вам нравится вкус вина. (Смеется.) Я знаю многих специалистов в этой области родом из винодельческих семей, это самый очевидный путь. Многие сомелье и журналисты, занимающиеся вином, унаследовали свою любовь к вину от родителей, либо они работали в винотеке или ресторане и там заразились этим «винным вирусом». Сильное впечатление оставят путешествия по винодельческим регионам и знакомство с местными ландшафтами и людьми.

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

— Рислинг — чем это вино выделяется лично для вас?

— Рислинг для меня всегда был синонимом высококачественного белого вина — с детских лет, еще до того, как я сам стал пить вино! Уникальность рислинга в его невероятном диапазоне: от максимально сухих до вин из числа самых сладких в мире. Его ДНК — свежесть, та самая плодовая кислотность, которая его выделяет, от которой вино пощипывает нёбо, а вам хочется еще стаканчик — или два.

— Последние 30 лет Германия переживает настоящий бум виноделия: теперь гордые слова Made in Germany — это не только, например, автомобили или футбол, но и вино. С чем это связано? Молодые опытные виноделы? Хороший маркетинг? Новые технологии?

— Да, да и да. Но давайте вернемся на шаг назад: после объединения Германии в 1990 году и очень успешного Кубка мира по футболу в 2006 году у немцев выработалось новое чувство самосознания, идентичности, определенная гордость за свои достижения — и не только за автомобили… или пиво. (Смеется.) Сегодня вино выражает кулинарную традицию и культуру, а также расслабленный образ жизни, который импонирует многим немцам. Конечно, сказалось и глобальное потепление, и новое качество образования виноделов и сомелье. Почти все виноделы молодого поколения посвятили некоторое время путешествиям и обучению в зарубежных странах. Это однозначно помогает в плане знания и понимания виноделия во всем мире, а также дает возможность лучше оценить виноградники и виноделие дома, на родине.

— На территории Германии расположено 13 винодельческих регионов. Расскажите о вашем любимом? В какой регион вы бы советовали в первую очередь отправиться в путешествие и почему? Начинать с самого крупного — Рейнгессен к югу от Майнца?

— Этот вопрос мне очень часто задают — и он самый сложный, поскольку я отвечаю за все немецкие вина и все наши 13 винных регионов. Я вырос в Пфальце, а сейчас живу в Рейнгессене, так что да — начинайте отсюда, а затем расширяйте свой горизонт путешествий. Но на самом деле стартовать можно откуда угодно: Германия хороша тем, что она намного меньше, чем вы думаете, большинство регионов, 11 из 13, находятся в полутора часах на машине от аэропорта Франкфурта! В восточной части Германии расположены только Заале-Унструт и Саксония, но и они так живописны, что ими тоже нельзя пренебрегать. Если честно, в местах, где выращивают виноград, всегда очень привлекательные пейзажи, хорошая еда и дружелюбные люди — куда бы вы ни поехали, не прогадаете.

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

— Какие погодные условия считаются идеальными для выращивания рислинга?

— Рислинг — это типичный сорт прохладного климата, так что ему не требуется жара и месяцы солнечного света, как, например, в Средиземноморье. Рислинг созревает медленно, не спеша — и благодаря этому дает высокоароматические ягоды, которые можно ферментировать в вина с очень тонким вкусом и ароматом. В пору сбора урожая в сентябре и октябре — в зависимости от года и от региона Германии — рислинг любит теплые, сухие и солнечные дни в сочетании с прохладными ночами. Вот это идеальная комбинация для создания типичных насыщенных ароматов рислинга.

— Считается, что 2019 год был хорошим годом для немецкого вина: но виноделы скорее довольны качеством, чем количеством. Якобы проблема в том, что изменение климата меняет график работ и заставляет размещать виноградники выше на склонах. Так ли это? Можете ли вы обозначить какие-то конкретные проблемы, с которыми сталкиваются виноделы именно из-за изменений климата?

— Изменение климата стало для виноделия в Германии одновременно и благословением, и проклятием. Из плюсов: погода сегодня намного теплее, в результате каждый год во всех регионах Германии созревает весь виноград. У нас не было плохого урожая с конца 1980-х годов! Раньше мы собирали виноград в октябре-ноябре, когда уже бывает достаточно холодно и влажно, сегодня же сбор начинается примерно на четыре недели раньше — и условия намного лучше. Также из плюсов: теперь мы можем в Германии довести до зрелости такие сорта винограда, которые еще 30 лет назад невозможно было успешно вырастить: «мерло», «каберне совиньон», «темпранильо» и так далее.

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института Немецкого Вина Штеффеном Шиндлером

Если говорить о минусах, то сегодня мы сталкиваемся с проблемами чрезмерной жары (!) и, как следствие, излишнего содержания алкоголя в наших винах. Поскольку на лозах раньше начинают появляться почки, выше риск попасть в поздние заморозки. Кроме того, мы также имеем дело с продолжительными периодами сильной засухи (как в 2018-м или в нынешнем году) или с экстремальным количеством осадков в течение длительного времени. Нам приходится бороться с паразитами и заболеваниями, которых мы раньше и знать не знали в нашем северном климате. Для нашей визитной карточки, винограда рислинг, это особенно тяжелый вызов, ведь он не так уж сильно любит жару, поэтому мы и в самом деле сегодня высаживаем рислинг в более прохладных местах, дальше на север или выше на склонах.

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

— Немецкий рислинг — настоящее сокровище для российского покупателя. Но в то же время сама Германия, кажется, несмотря на свое собственное успешное производство, остается крупнейшим в мире импортером вина. Так ли это?

— Немцы любят выпить свой бокал вина, и потребление держится довольно стабильно, на уровне порядка 20 миллионов гектолитров в год. После США, Франции и Италии мы — четвертый самый крупный потребитель вина в мире. Но, к сожалению, сами мы не производим такого количества вина — обычно это «всего лишь» девять миллионов гектолитров в год. В результате да, мы являемся крупнейшими импортерами по объему. Тем не менее, немецкое вино, конечно, лидирует на рынке, около 90% произведенного в Германии вина потребляется внутри страны.

Вас это может удивить, но вот уже много лет немцы тратят больше денег на вино, чем на пиво!

Особенно в фаворе рислинг, но и сорта пино, такие как пино нуар, пино гри или пино блан тоже очень популярны. Опять же, возможно, вы удивитесь, но немцы любят праздновать, и в таких случаях обязательно должен быть зект — наше немецкое игристое вино. На самом деле мы потребляем больше всех в мире игристого вина …

— Это не первый ваш фестиваль в России — и наверняка вы знаете все о наших пристрастиях. Как, по-вашему, изменились вкусы россиян за последние годы? Стали ли люди более осведомленными и искушенными в данной теме?

— Да. Абсолютно! Как и во многих других странах, включая Германию, пить вино и разбираться в вине стало очень модно. Я поражаюсь, насколько молодые люди по всему миру любят сравнивать вина, обсуждать вина, формировать собственные предпочтения. Это поистине международный феномен. В России своя давняя традиция производства и потребления вина, но сегодня вино стало показателем уровня жизни, выражением образа жизни людей — точно так же, как музыка, которую они слушают, фильмы, которые они смотрят, или блюда, которые они едят. Мы также замечаем изменения, когда проводим наши винные семинары: люди лучше разбираются в вине и вопросы становятся все заковыристее!

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

Есть изменения и в том, что касается вкуса. Десять лет назад люди часто предпочитали более сладкие белые вина из Германии, но сегодня мы видим смещение тенденции в сторону сухих (trocken) или полусухих (halbtrocken) вин. Опять же, интересы становятся все разнообразнее: конечно, рислинг и шпетбургундер (пино нуар) по-прежнему составляют немецкий «дрим-тим», но российские потребители любопытны и пробуют и другие сорта, и мы, само собой, считаем, что и немецкое игристое вино, зект, ждет отличное будущее в России, в конце концов, вы ведь занимаете пятое место среди крупнейших в мире потребителей игристого вина!

— Каковы различия в предпочтениях русских и, например, американцев, которые тоже являются серьезными поклонниками немецких рислингов?

— Вне всяких сомнений, культурные различия между нациями очень существенные, у всех очень разный уклад жизни. Но интереснее, что любителей вина, особенно любителей рислинга, объединяют общие черты. Обычно это очень непредвзятые люди широких взглядов, они любят проводить время с другими людьми, они любят хорошо поесть — и выпить, они увлекаются музыкой, литературой, театром и так далее. Когда мы встречаемся с энтузиастами рислинга со всего мира — например, на винных выставках-ярмарках, то видим, что существует настоящее рислинг-сообщество, и общение всегда очень интенсивное и очень легкое. Если говорить об особых предпочтениях в России, то мы видим также высокий интерес к нашим ароматным сортам винограда, таким как «гевюрцтраминер» и «шойребе», а также «шпетбургундер», наш ведущий сорт красного винограда. У россиян свои особые предпочтения в том, что касается празднеств и удовольствий, вино у них намного сильнее ассоциируется с культурой, и своими знаниями они делятся в очень простой и доступной манере.

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

— Расскажите о ваших личных предпочтениях в рислинге? С каких лучше начинать, если только знакомишься с рислингом? А какие можно считать универсальным подарком?

— Рислинг имеет множество граней, он может очень сильно различаться в зависимости от региона, возраста, винодела, технологии (или ее отсутствия…) и так далее.

Я бы провел аналогию с цветами: есть цветы для свадьбы, цветы в подарок для любимого человека, цветы для приглашения на ужин от вашего начальника… То же самое касается вина, это все вопрос повода: официальный обед, вечеринка с друзьями в саду, речная парусная прогулка — масса вариантов.

Универсальный подарок — зект из рислинга, брют. Любители сухого вина пьют его чистым, а те, кому по душе некоторая сладковатость, могут добавить немного персикового или другого ликера в качестве подсластителя… Если говорить о том, что наверняка понравится большинству, это традиционный рислинг категории кабинетт, очень легкое белое вино с прекрасным балансом: небольшая остаточная сладость и высокий уровень плодовой кислотности. Не забывайте также суперсладкие благородные рислинги, такие как айсвайн или беренауслезе, от которых люди всегда улыбаются … Пожалуй, надо остановиться, я чересчур увлекся… (Смеется.)

Фестиваль Riesling Weeks 2020: интервью с директором по маркетингу Института немецкого вина Штеффеном Шиндлером

— Рислинги — одни из самых коллекционируемых белых вин. Почему? Из-за высокого потенциала хранения? Сколько лет вино сохраняет свою «живость», свой вкус и аромат? Назовите рислинги с самым высоким потенциалом хранения? За чем охотиться?

— Среди белых вин рислинг действительно уникален именно тем, что так хорошо старится. Наш национальный герой поэт Гёте, например, известен грандиозным потреблением вина — в основном, рислинга, и обычно эти вина пили в возрасте от пяти до десяти лет! Рислинг так хорошо сохраняется благодаря двум ингредиентам. Во-первых, речь про высокий уровень плодовой кислотности, который сохраняет вино свежим в течение многих лет. А в сладких рислингах, таких как ауслезе, беренауслезе или айсвайн, содержится второй компонент, который очень хорошо сохраняет вино: остаточный сахар! Возьмите мед, к примеру: он может стариться практически вечно. Поэтому стоит прятать пару бутылок рислинга в год рождения ребенка и открывать это вино в день рождения, в 18 или 20 лет… Коллекционеры каждый год тратят десятки тысяч евро на рислинговых аукционах в Германии, в таких городах как Трир или Бад-Кройцнах!

— Насколько нынешний фестиваль оправдывает ваши ожидания? И как повлияла на праздник пандемия?

— В нашу подготовку к фестивалю Riesling Weeks конечно же вмешалась пандемия. Многие рестораны-участники прошлогоднего феста вынуждены были закрыться — и мы перенесли все мероприятия с июля на август-сентябрь, чтобы дать всем партнерам более гибкие временные рамки. Мы заручились поддержкой крупных розничных магазинов и убедили их присоединиться к этой акции по всей России, поскольку они тоже представляют очень хороший портфель немецких вин, организовали множество розыгрышей, усилили работу в социальных сетях и привлекли к партнерству еще больше СМИ. Также мы разработали главную тему фестиваля «Твое лето в бутылке», чтобы рислинг ассоциировался с летом.

В итоге интерес к фестивалю превзошел все наши ожидания.

В этом году у нас 270 участников: бары, рестораны, винные заводы из 40 городов по всей России. Отличительная черта нынешнего фестиваля — участие розничных сетей: две федеральные и пять региональных. Этот фестиваль поддержали собственными мероприятиями 15 импортеров и 7 винных школ. Если говорить о влиянии пандемии, мне кажется, такой наш успех обусловлен именно тем, что все понимают: только сплоченность и сотрудничество позволит привлечь больше гостей в рестораны и больше покупателей в магазины. А рислинг отлично объединяет.

— Какие новые высоты вы планируете взять в следующем году на очередном фестивале? Какие строите планы и какие ставите цели?

— Помимо Москвы и Санкт-Петербурга мы видим огромный интерес в регионах, в таких городах, как Екатеринбург, Волгоград, Нижний Новгород, Калининград или Владивосток. Мы хотели бы провести стартовое мероприятие «Недель рислинга» в одном из них. И окончательно утвердить летние «Недели рислинга» как обязательное мероприятие в календаре всех продавцов вина и ресторанов — и надеемся на продолжение поддержки со стороны всех нынешних участников с их фантастическими идеями на тему того, как прославить наши вина. В 2021 году мы впервые выберем один город в качестве «хозяина вечеринки» для открытия фестиваля. Кто же удостоится этого выбора? И разве это не прекрасный повод для меня снова посетить прекрасную Россию?!

Детали:
Вся информация о фестивале, в том числе интерактивная карта участников, конкурсы, новости и видео с сомелье-амбассадорами, доступна на официальном сайте www.rieslingweeks.ru и в соцсетях Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) и Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Официальные хештеги фестиваля: #RieslingWeeksRussia и #ТвоеЛетоВБутылке