Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Большинство из нас при слове гонки вряд ли представляют себе спортивное мероприятие продолжительностью в целых двадцать четыре часа.
Однако «24 часа Спа» представляют собой именно битву на выживание: три водителя сменяют друг друга за рулем одной гоночной машины круглые сутки, а лишенный сна экипаж устанавливает новые шины и заправляет бак примерно раз в час. В этом году Bentley бросила в бой свою новейшую гоночную модель Continental GT.
Жизнь время от времени подбрасывает неожиданные и слегка ироничные повороты. Будучи бельгийцем и прожив первые тридцать лет в полутора часах езды от знаменитого гоночного автодрома Спа-Франкоршам, я так ни разу и не побывал зрителем на тамошнем 24-часовом заезде. Всего-то надо было переехать в Россию и пару лет подождать приглашения от Bentley. В любом случае отказываться я не собирался. Ранний перелет в Брюссель, чрезвычайно комфортабельный трансфер на заднем сиденье Mulsanne — и вот я уже на трассе, задолго до начала гонки.
Само собой, я сразу же направился в гараж M-sport полюбоваться двумя идеально чистыми гоночными автомобилями Bentley, которые еще готовились к бою с открытым капотом. Больше всего удивляет, насколько же мал собственно двигатель. По соображениям динамики он установлен с максимальным смещением вниз и назад, так что большая часть моторного отсека выглядит огромной зияющей пустотой. При этом двигатель — это та часть, которая не изменилась по сравнению со старой моделью. Не утратил этот V8 с двойным турбонаддувом и своего рявкающего лая, так что распознать одну из этих тачек можно еще до того, как она подъедет поближе.
Когда Bentley Continental GT впервые принял участие в гонках класса GT3 в 2013 году, сторонним наблюдателям он наверняка казался несколько неуместным, по крайней мере, внешне. Бок о бок с экзотическими автомобилями от таких производителей как Porsche, Ferrari и Lamborghini он выглядел очень грузным и тем не менее оказался очень успешной гоночной моделью. Теперь же вышел новый дорожный Continental GT и вместе с ним новый гоночный экземпляр. Хотя на треке он по-прежнему смотрится довольно тучно, очертания новой модели стали значительно более обтекаемыми, ближе к классическим представлениям о том, как должна выглядеть гоночная машина. Поскольку это абсолютная новинка текущего сезона, воспользоваться этими Bentley GT3 могли только команды с поддержкой завода-изготовителя, так что в нынешнем заезде таких было всего два, благодаря чему они еще сильнее выделялись из толпы.
Мне выдалась возможность поговорить о новой машине и ее особенностях с Ником Бернсом, главой департамента мотоспорта в Bentley — во время короткого перерыва, когда он смог на минутку отвлечься от организации гонки, до того, как 30 часов без сна скажутся на его когнитивных способностях.
Ян Кооманс: Новый Bentley Continental GT3 визуально намного элегантнее старой модели и чуть больше похож на машину, которой действительно место на гоночном треке. Но каковы изменения в плане динамики вождения?
Ник Бернс: На самом деле, огромные. Когда мы вышли на гонки с первым Continental GT, его дорожная версия была в производстве уже лет 10. Нам удалось адаптировать ее в успешный автомобиль GT3, но, само собой, это всегда был в чем-то компромисс. Если говорить о новой модели, то мы с самого начала активно участвовали в разработке автомобиля, так что у нас была возможность повлиять на проектирование и сделать его более пригодным для гонок. В качестве примера можно привести размер интеркулеров для турбонагнетателей, который мы значительно увеличили в сравнении со старой машиной, поскольку ей немного не хватало мощности двигателя при высоких температурах. И конечно же, новая модель построена на платформе Porsche — это намного более выгодная исходная позиция, чем VW Phaeton в основе старого Continental.
—
Много ли времени уходит на то, чтобы понять как ведет себя такая абсолютно новая машина на треке, как извлечь из нее оптимальную производительность, или это незатейливый процесс?
—
Мы очень много этим занимались. Автомобиль впервые вышел на трек в ноябре, и мы довольно долго просто устраняли проблемы и не могли приступить к настоящей наладке. Так что до первой гонки мы так и не начали работать над настройками и понимать автомобиль. Но сейчас мы, на мой взгляд, пришли к хорошему пониманию того, как автомобиль реагирует на изменения, и разработали компоновку, которая, по нашему мнению, действительно хорошо подходит для длительной гонки. Это 24-часовая гонка, так что мы на самом деле не слишком переживаем насчет квалификации. Конечно, нам бы хотелось занять место как можно выше на стартовой решетке, но здесь важнее избежать неприятностей и держать максимально стабильную скорость.
—
Насколько сложнее для Вас и для команды 24-часовая гонка в сравнении со стандартными 6-часовыми гонками на выносливость?
—
Это ужасно тяжело, для всей команды. Сегодня мы все встали около 8 часов утра и наверняка уже не сомкнем глаз до 8-9 часов завтрашнего вечера. Водителям еще, пожалуй, досталась более легкая задача! Они проводят пару часов в машине и потом могут немного вздремнуть между делом. Хотя, конечно же, это по-прежнему очень тяжкая работа! Но экипаж механиков и особенно ребята на питволле — им же приходится быть начеку всю гонку.
—
Большое спасибо, Ник, и удачи!
До начала гонки в 16:30 местного времени мне повезло поучаствовать в парадном заезде — пара медленных кругов по треку в стандартных дорожных автомобилях Bentley, — благодаря чему я вспомнил, насколько шикарна трасса Спа-Франкоршам. Она максимально встроена в топографию существующего ландшафта и протекает очень естественно. Повороты дают такое ощущение, что они появились здесь миллионы лет назад, задолго до появления людей с их изобретениями вроде колеса, двигателей внутреннего сгорания и асфальта.
Кроме того мне очень-очень захотелось прокатиться по этому треку на моей собственной машине, которая, увы, никогда не пройдет строгие ограничения по уровню шума, действующие здесь в дни заездов. Просто помахать собравшейся у трассы толпе, сидя в новеньком Continental GT, — тоже особое удовольствие, но, видимо, мне суждено вечно быть гонщиком-мечтателем в глубине души. Особенно, когда идешь по стартовой решетке — задача не из легких, поскольку трасса довольна узкая и вокруг меня, кажется, примерно около миллиона человек пытались сделать то же самое — проникнуться атмосферой события и снять пару селфи, пока мы тут.
24-часовые гонки хороши тем, что это настоящее светское событие. Вы можете всю ночь тусоваться с друзьями возле удобно расположенной пивной стойки либо привести на трассу семью днем. Все варианты хороши, никакой спешки, ведь мероприятие продолжается 24 часа. Хотя действо на трассе не назовешь особенно расслабленным. Все машины мчатся сломя голову, а частые происшествия вынуждают объявить период сниженной скорости и вывести на трек машины безопасности, которые вносят в гонку элемент случайности. В зависимости от того, в какой части трассы находилась ваша машина в этот момент, вы можете либо выиграть, либо потерять время в циклах остановок на пит-стопах.
Когда я решил, что на сегодня с меня довольно, спустя 9 часов после старта в субботу вечером, как раз лидировал Bentley под номером 8 благодаря сочетанию хорошей скорости и везения. На следующее утро, увы, он уже утратил ведущую позицию. За ночь случилось несколько аварий, включая одну довольно серьезную, из-за которой гонку пришлось отметить красным флагом и остановить на час или два для восстановления инфраструктуры.
Распахнув первым делом поутру ноутбук, я как раз увидел драматический момент прямой трансляции: Bentley номер 8 пролетел по воздуху и приземлился сверху на Audi R8, который не успел достаточно далеко увернуться от обгоняющего Porsche 911 и в результате завертелся, попав в серьезное столкновение и с Porsche, и с Bentley. Для победы в гонках на выносливость важно оказаться в нужное время в нужном месте, но еще важнее бывает каким-то образом не оказаться не в то время и не в том месте. В этом злосчастном происшествии Bentley пострадал настолько, что вынужден был вскоре сойти с дистанции, оставив на трассе бороться за спасение хорошего результат лишь Continental GT3 под номером 7. Этот автомобиль на самом деле успел подобраться очень близко к передовой, прежде чем досадная механическая неисправность в виде сломанного радиатора выбила его из борьбы.
Так уж устроены гонки на выживание, одну и ту же гонку можно провести десять раз подряд, а победители все время будут разные. Обстоятельства должны играть вам на руку, но, увы, частенько отказываются. Однако сам факт, что новехонькие Bentley, дебютировавшие на треке лишь пару месяцев назад, ехали стабильно быстро и были вполне способны победить, сложись все иначе, вызвал массу улыбок в окрестностях гаража и гостевой ложи. GT3 однозначно ждет очень светлое будущее, безоблачное как небо над Спа-Франкоршам: за эти сутки, что крайне нехарактерно, дождя не было ни разу.
Также Bentley припасли рядом с трассой пару новых дорожных экземпляров нового Continental GT и щедро одолжили мне один из них для поездки в отель и обратно на следующий день, то есть, на час-другой катания по бельгийским Арденнам. Лично мне и старый Conti никогда не казался плохим в управлении, но общая платформа с Porsche Panamera все же стала огромным скачком вперед для динамики вождения. Не то чтобы машина приглашает вас бросаться в каждый поворот как будто на раллийной тачке, но не очень-то сильно и противится. Это становится неожиданностью, когда ты только что проехал 40 минут, восторгаясь плавностью движения и уровнем земных благ, которые предлагает этот автомобиль.
Турбированный двигатель W12 на 625 лошадиных сил, собственно, подразумевает, что ко всему прочему это еще и поистине быстрая машина. Автомагистраль от Льежа до Спа проходит несколько очень длинных подъемов, и когда я вдавил правую педаль в пол на одном из участков покруче, машина просто рассмеялась в лицо горам и прибавила в скорости так, что я поневоле задумался, действует ли на нее вообще сила притяжения. Чуть позже, на дорогах поменьше, оказалось, что на полной мощи на второй или третьей скорости всякий раз очень, очень быстро приближаешься к следующему повороту. Я не люблю легкомысленно обращаться с таким термином как ракета, но к Continental GT оно однозначно подходит по всем параметрам. С таким запасом мощности обогнать более медленную машину или несколько медленных машин подряд становится смехотворно легкой задачей. Вероятно, именно это — первоочередная причина моей любви к мощным тачкам: я просто терпеть не могу плестись позади медленной машины, когда не хватает пространства для обгона. При этом по ощущениям новый Conti GT кажется даже еще более быстрым, чем можно предположить, глядя на огромную цифру лошадиных сил.
Также новая машина получила серьезно усовершенствованную трансмиссию, позаимствовав 8-скоростную коробку передач с двойным сцеплением у своей сестры из Штутгарта. Скорости можно переключать вручную при помощи подрулевых лепестков — они теперь нормального размера и крепятся непосредственно к баранке, в отличие от гигантских металлических крыльев на рулевой колонке старой модели. В таком виде ими пользоваться намного удобнее, хотя я по большей части просто оставлял коробку в автоматическом режиме, включив sport. Итого Continental GT по-прежнему остается идеальным круизером на дальние дистанции, но теперь он приобрел заметную резкость, если вдруг вам захочется малость позабавиться на славном участке дороги. Неудивительно, что на роль гоночного автомобиля он подходит лучше прошлой модели.
Почти невозможно переоценить, насколько новый Continental GT вырос по сравнению со старой машиной, буквально во всех отношениях, от электроники 21 века в кабине вплоть до ходовой части и подвески. Не говоря уже о серьезных улучшениях во внешности. Нынешним владельцам Continental GT, которые планируют использовать свой автомобиль еще несколько лет, я бы рекомендовал держаться подальше от новой модели, чтобы ненароком не узнать, насколько она лучше. Вернуться к старой будет очень сложно.