В Электротеатре Станиславский состоялась премьера постановки «Songs From Oblivion. Песни Пца», жанр которой создатели определяют как «психотерапевтический спектакль».
Фото Олимпия Орлова
Songs From Oblivion создан международной командой художников перформанса и идет на английском языке с русскими субтитрами, благодаря чему один из ключевых его посылов — «это общество больно» — обретает универсальность.
Действие разворачивается в студии популярного ток-шоу Get Out Of Oblivion, название которого можно перевести как «Выйди из забвения» или «Выйди из небытия». Сладкоголосая ведущая (Николь Янг, Великобритания) представляет аудитории главную героиню — девушку в депрессии (Айвинг Хсу, Тайвань), которой благодаря участию в шоу предстоит вновь найти себя и смысл жизни. В качестве вдохновляющей ролевой модели призвана выступить некая поп-звезда (Хара Калаити, Греция), которая, бросив скучную нелюбимую работу, стала то ли всенародно, то ли всемирно любимой певицей со всеми причитающимися атрибутами: миллионами подписчиков в инстаграме, ультракороткими платьями в пайетках, лучезарной улыбкой ярко-красных губ и деланно томным взглядом из-под накладных ресниц. Приглашенный эксперт-психолог (Инна Дулерайн, Россия) ставит депрессивной девушке диагноз: кризис идентичности, вывести из которого ее должна новая чудесная технология, позволяющая человеку попадать в разные варианты реальности. Достаточно надеть шлем — и вы тут же оказываетесь если не в «лучшем из миров», то как минимум в куда более привлекательном, а главное — лишенном проблем. Впрочем, безмятежность альтернативной реальности обманчива. На подавленное состояние «испытуемой» она никак не влияет, а вот в голове ведущей, из любопытства надевшей шлем, вызывает хаос. И вот на полиэкранах появляется не уверенная в себе звезда телеэкрана, а закомплексованная молодящаяся дама средних лет.
Очень быстро сеанс индивидуальной психотерапии превращается в терапию коллективную. В окружении сияющей во всех смыслах этого слова поп-звезды и невротичной, но с виду «приятной во всех отношениях» ведущей главная героиня кажется единственным нормальным человеком. По крайней мере живым, а не искусственно сделанным из императивов общества — быть успешным, счастливым, богатым, здоровым, вечно молодым.
Живые реплики героинь перемежаются видеокартинами-перформансами с разными сюжетами — теми самыми вариациями реальности, которые генерирует чудо-гаджет. Впрочем, довольно быстро становится понятно, что можно обойтись и без него — человек каждый день, каждую минуту сам выбирает подходящую под обстоятельства реальность. Героини спектакля предстают на экранах то чопорными английскими леди в элегантных шляпках, то боевиками в безликой военной форме, то ведьмами-повитухами. И уже довольно сложно провести границу между исполняемыми ими социальными и мистическими ритуалами и их собственными личностями. Все мы —зеркала, одновременно отражающие мир и проецирующие его на себя. Наше «я» составлено из мириад частиц, которые, как молекулы в броуновском движении, постоянно сталкиваются друг с другом. Попытка скрыться от этой трагической расщепленности за красивым фасадом мнимого успеха и благополучия приводит к только большей степени психопатии. Человек хочет оставить след на этой земле, быть кем-то, а не пустым местом. Небытие — самое страшное наказание. Каждый находит из него свой выход — на ярмарке тщеславия, в виртуальной реальности или же внутри себя.