У «Смерти Сталина» шотландца Армандо Ианнуччи за несколько дней до премьеры отобрали прокатное удостоверение, и, естественно, только об этом опальном фильме сейчас все и говорят.
Хотя трагикомедия о борьбе за власть после кончины «вождя народов» и полна гротеска и абсурда, в главном она точна.
Ситуация вокруг «Смерти Сталина», основанной на французском комиксе, сложилась беспрецедентная: прокатное удостоверение выдали, но за полтора дня до первых показов в кинотеатрах отозвали. Посмотревшие картину члены Общественного совета при Министерстве культуры посчитали ее оскорбительной и чрезмерно жестокой. Владимир Мединский в результате согласился с тем, что «Смерть Сталина» многие могут воспринять как «…насмешку над всем советским прошлым, над страной, победившей фашизм, над советской армией и над простыми людьми…». К слову, Великая Отечественная война не имеет к сюжету фильма вообще никакого отношения, а образ маршала Жукова (Джейсон Айзекс) написан ровно теми же гротескными красками, что и образы других центральных героев.
Разумеется, все это тут же разделило людей на два лагеря, и возмущенных произошедшим не меньше, чем тех, кто придерживается позиции «Пастернака не читал, но осуждаю».
Самое удивительное, что в кинотеатре «Пионер», несмотря ни на что, решились показывать «Смерть Сталина». Два сеанса уже позади, и билеты на следующие проданы вплоть до 3 февраля. Состоятся ли они — вопрос: уже сейчас кинотеатру грозит штраф.
Один из вопросов в связи с фильмом, разделивший общество: можно ли шутить над смертью (особенно если это смерть Сталина) и есть ли вообще какие-то табуированные для высмеивания темы? Например, французы считают, что ограничений быть не должно — именно поэтому в «Шарли Эбдо» опубликовали карикатуру даже на страшный теракт, произошедший в редакции. В России, как известно, не знающая особенных ограничений сатирическая традиция, в первую очередь в литературе, тоже очень сильна. Армандо Ианнуччи, может, и не Грибоедов, Гоголь или Салтыков-Щедрин, но и его взгляд на нашу страну достаточно зорок, для того чтобы задеть своей правдивостью нынешних чиновников, возможно, узнавших себя в героях картины. Но несомненно, для многих Сталин и по сей день является кумиром — и в этом, вероятно, главная причина отзыва прокатного удостоверения.
Надо сказать, самого Сталина в картине почти и нет. Вначале он мучает членов политбюро, до глубокой ночи не отпуская их с веселого застолья (а затем еще и просмотра вестерна). Потом читает записку, в которой пианистка Мария Юдина называет его тираном, смеется и падает, сраженный ударом. Да, авторы фильма предлагают именно такую версию смерти. Потом над полутрупом появляются Берия (Саймон Расселл Бил), Хрущев (Стив Бушеми), Маленков (Джеффри Тэмбор) и вся честная компания. Они начинают подобострастно скулить в причитаниях, явно на самом деле радуясь произошедшему и не торопясь вызывать врача (объясняя это тем, что все лучшие доктора уже репрессированы). Лицемерие присуще почти всем персонажам фильма. Молотов («монтипайтоновец» Майкл Пейлин) называет находящуюся под арестом жену предательницей ровно за минуту до того, как наброситься с объятиями на реабилитированную Берией и вернувшуюся домой Полину. Причина лицемерия — в чудовищной, верно переданной атмосфере страха, сковывавшего как высших чиновников, так и обычных людей. Каково это — жить, каждую секунду думая о том, что у стен есть уши и любое слово может стоить свободы или даже жизни? В «Смерти Сталина» смех сочетается с липким ужасом, от полного растворения в котором ирония как раз и спасает. Герои, конечно, карикатурны, но от этого они не выглядят менее правдоподобными. Члены политбюро в фильме — живые люди, а не шаржи, сделанные посредственным художником. События изложены с изрядной долей фантазии, но по большому счету — верно. Да и некоторые исторические факты до сих пор скрыты от нас.
Неожиданным образом к концу фильма некоторую симпатию начинает вызывать Берия. В начале картины он изображен палачом, лично пытающим жертв и проводящим время с юными невинными девушками. Но он же будет тем, кто приостановит репрессии. И лишь он искренне посоветует Светлане Аллилуевой (Андреа Райзборо) не доверять никому. Хрущев же, напротив, из довольно безвредного клоуна превращается в лживого и трусливого заговорщика — что не очень вяжется с укоренившимся в сознании многих образом разоблачителя культа Сталина.
Вообще, Армандо Ианнуччи известен как талантливый сатирик, который блестяще критиковал и британскую власть (сериал «Гуща событий» и фильм «В петле») и американскую (сериал «Вице-президент»). Это, кстати, ответ на еще одну популярную претензию — почему режиссер смеется не над своими соотечественниками, а над нами. Смеется он над всеми, причем видит общие закономерности. О какой бы стране он ни говорил, политика в работах Ианнуччи выглядит делом грязным и циничным. Политики, даже если их намерения самые благие, в итоге преимущественно врут, заметая следы своих бесчисленных ошибок, интригуют, подставляют своих приближенных, а нередко и всех жителей страны. Причем, несмотря на перманентно абсурдные ситуации, в которые попадают герои, почему-то абсолютно веришь, что примерно так все на самом деле и устроено. Ианнуччи считает «Смерть Сталина» универсальной историей. Она о том, к каким последствиям приводит сосредоточение всей власти в руках одного человека. Более того, Ианнуччи в интервью говорит о том, что на Западе его фильм воспринимают как сатиру на Дональда Трампа! Вот тебе и оскорбление России.