В Московском драматическом театре имени Пушкина в рамках фестиваля «Золотая маска» прошли показы спектакля швейцарского Театра Базеля «Три сестры».
Фото: Sandra Then/Золотая Маска
Дмитрий Барченков — о новом прочтении Чехова.
В легком наркотическом экстазе Андрей затаскивает Наташу в постель и делает ей предложение. Хотя у этого молодого программиста даже кольца нет, девушка, конечно же, соглашается, и тем самым становится частью истории внутренней гибели фамильного дома будущего мужа и живущих в этом «райском уголке» трех его сестер. В спектакле Саймона Стоуна, решившего не столько облечь события чеховской пьесы в современные реалии, сколько подумать о наших днях сквозь знаменитый текст, наверное, драматургической работы ни на грамм не меньше, чем режиссерской. Стоун рассказывает свою историю одной семьи, а точнее одного дома, окруженного различным внешним шумом — победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, проблемой заполонивших Европу беженцев и борьбой ЛГБТ-сообщества за такую же, как у всех, жизнь. Здесь нет ни разученных уже тысячами актрис разговоров о труде, ни роковой дуэли, ни чеховского финала, но, как это ни странно, на сцене все те же «Три сестры» с их поиском себя и глубочайшим психологическим кризисом. Об этом, к примеру, говорят те же разговоры о возможном переселении на Марс или нереальности бытия, будто бы написанные самим Чеховым, разве что в наши дни.
Помимо талантливо придуманного сочинения в заслуги Стоуна стоит, безусловно, записать неведомые для российского театра реализм и кинематографичность. То, что в конечном итоге не совсем удалось осуществить Константину Богомолову в его версии «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, даже при его крайне интересных реалити-решениях, режиссер Театра Базеля вырисовывает просто и точно. Все пространство спектакля занимает вращающийся двухэтажный дом, в котором герои существуют одновременно, а их выдвижение на первый план решается удивительным визуальным и звуковым монтажом, будто бы опирающимся на мысли Сергея Эйзенштейна. Такая, вроде бы, довольно техническая и неизобретательная конструкция парадоксальным образом оказывается чуть ли не лучшим решением, дополняющим столь же выверенный драматургический монтаж, где диалоги одних персонажей не раз по смыслу запараллеливаются с разговорами других.
Не менее умными и грамотными выглядят и поклоны другим чеховским произведениям. Так, например, один из героев — военный Виктор — ходит стрелять из пистолета по чайкам, а Наташа не просто вытесняет сестер из их дома, а даже, по заложенным Лопахиным из «Вишневого сада» традициям, покупает его. И пусть подход этот отдает некоторым постмодернизмом, из-за своей органичной «вплетенности» в повествовательную канву он не изменяет выбранному режиссером типу повествования — уже упомянутому (сверх)реализму.
В целом же «Три сестры» Саймона Стоуна — выверенная золотая середина между новым авторским текстом и чеховским драматургическим подходом. Это спектакль, убеждающий тут же взять билеты на стоуновского «Йуна Габриэля Боркмана», который покажут в Москве уже в конце мая.