Один из самых популярных блогеров рунета Сергей Доля принял вызов Land Rover и совершил 70-дневное кругосветное путешествие на автомобиле культового бренда, отпраздновав таким образом 70-летие знаменитой британской компании.
За 70 дней команда во главе с профессиональным путешественником проехала 22 страны на шести континентах, «намотав» в общей сложности свыше 36 000 км за рулем, и недавно вернулась в Москву, привезя с собой не только массу впечатлений, но и пьянящее послевкусие рискованного приключения, во время которого сбылись детские мечты и случились удивительные открытия.
Арина Яковлева: Первый и сразу очень важный вопрос: как вы планировали экспедицию? Понимаю, опыт у вас богатый, но кругосветка — это же совсем другое дело!
Сергей Доля: Началось все с того, что на рабочем совещании в Land Rover во время брейнсторма, посвященного 70-летию компании, кто-то озвучил осторожное предложение: а не махнуть ли на машинах вокруг света? Я на этой встрече не присутствовал, но первый, о ком они подумали, был я. Мне позвонили и, по-моему, без особых надежд рассказали о своих грандиозных планах. Я ответил: «Окей, завтра встретимся». Уже на следующий день я приехал с готовым маршрутом и просчитанным бюджетом, и началась проработка экспедиции. Отправных задач было несколько: уложиться в 70 дней, пересечь две противоположные точки земного шара и сделать это так, чтобы за экспедицией было интересно наблюдать — и потенциальным читателям, и мне самому, ведь во всех этих странах я уже бывал и неплохо знаю местные дороги.
— Придуманный вами маршрут оставался неизменным? Или приходилось вносить коррективы в дороге?
— Без приключений, конечно, не обошлось. Маршрут менялся дважды. Первый раз — в Америке, где мы планировали посетить Лос-Анджелес и Лас-Вегас и дальше двинуться по южным штатам: через Техас, Оклахому и Атланту идти на Нью-Йорк. В «городе греха» мы провели два дня: первый день температура была 48 градусов по Цельсию, второй — 49, в связи с чем было принято коллективное решение ехать через северные штаты. Второй — уже в Европе: изначально маршрут пролегал через Латвию и Литву, но в итоге мы решили ехать через Беларусь и в частности Минск, о чем ни разу не пожалели.
— Вы провели в экспедиции 70 дней и проехали около 36 000 километров. Вам потребовалась какая-то специальная подготовка — спорт, режим питания, прививки?
— Конечно, нас обследовали как космонавтов и проверяли на совместимость с командой! (Смеется.) Нет, никакой особой подготовки не было — мы путешествовали по цивилизованным странам, прививки тоже не потребовались. Чего действительно было много — так это проработки документов. Процесс оформления занял не менее полугода. Мы предполагали, что наибольшие сложности возникнут при прохождении границы с Китаем (ее проходят в два этапа: в первый день вы проходите границу и оставляете машину, во второй — получаете китайские права, номерной знак и обученного гида, который сопровождает вас на протяжении всей поездки). Но, несмотря на длительность процесса, все прошло относительно легко. А гид и вовсе оказался чрезвычайно полезным человеком в поездке: ничего страноведческого она не рассказывала, зато выступала переводчиком, чем значительно облегчила нам жизнь.
— Говорят, в Китае потрясающие дороги — это правда?
— Нереальные, ну просто идеальные! Только представьте: Китай весь покрыт горами. И такое впечатление, что эту гористую местность проткнули спицей и протянули через всю территорию ровное полотно. Дороги в Китае — это череда тоннелей и эстакад. Тоннели там — по 20 километров, и они идут один за другим. Везде 120 километров в час ограничения, всюду камеры. Дороги, естественно, платные. Только в Китае мы потратили на оплату дорогу 55 000 рублей. Забавно, кстати, что бесплатные дороги мы встретили лишь в двух странах — в России и… Лаосе.
— Штрафов собрать успели?
— Как ни удивительно, ни одного. Не знаю, может что-то придет позже, но пока мы абсолютно чисты. Нас и останавливали-то три раза: два — в России, просто чтобы проверить документы и узнать, куда это мы такие красивые направляемся, и один раз в Марокко, видимо с той же целью, но из-за отсутствия взаимопонимания (полицейский говорил исключительно на французском, а я — на английском) в итоге просто отпустили, пожелав удачи и широко улыбнувшись на прощание.
— Сергей, в 70-дневную экспедицию брали много вещей?
— Багажа действительно было очень много, тем более я отвечал за группу (сопровождающие Сергея участники экспедиции менялись каждые две недели — прим. ред.), и у меня были общественные вещи: аптечки, компрессоры и так далее. Спасибо компании Bosco — они пошили нам очень удобную форму, я взял с собой 15 комплектов, и раз в две недели просто их все перестирывал. Проще всего в этом смысле было в Штатах: там всюду стоят ландроматы, и стирка обходится очень дешево. Чего не скажешь об отелях: постирать одну пару носков стоит четыре евро! Знаете, как говорят: в жизни каждого мужчины наступает момент, когда легче купить новые носки, чем постирать. (Смеется.) Признаюсь, я этим периодически грешил.
— Что оказалось самым полезным и незаменимым предметом в поездке?
— Молочные коктейли — быстрый источник энергии и… удовольствия! (Смеется.) На самом деле за время экспедиции я поправился на 11 килограммов. Когда ты долго едешь, ты постоянно хочешь спать, и чтобы не спать — ешь. А ешь ты то, что можешь добыть по ходу маршрута: как правило, это сосиски в тесте или какие-то булки. Вот на этих сосисках я и начал пухнуть. Первые две недели я еще как-то боролся и пытался этому сопротивляться, а потом понял, что дело бессмысленное, и разрешил себе расслабиться.
— А где, кстати, наиболее развита инфраструктура дорог?
— В Америке все очень удобно, продумано, «для людей». И еще, конечно, в Австралии. До этого я бывал в Сиднее, а вот в Мельбурне был первый раз, и город мне очень понравился. Спокойный, размеренный, зеленый. Много парков, мало туристов. Словом, гулять там было одно удовольствие.
— В Австралии, насколько я знаю, проходит самая красивая автодорога в мире.
— Да, она называется Great Ocean Drive и пролегает вдоль южного побережья Австралии. Протяженность дороги — 243 километра. Мы специально выделили целый день и посвятили его целиком и полностью изучению этой дороги. И получили колоссальное удовольствие! Никакой цивилизации, невероятно живописные виды, к тому же большая часть дороги проходит непосредственно над океаном. Самое прикольное: огромные волны — как в фильме «На гребне волны», вдоль которых — невероятное количество серферов, которые как пингвины на них катаются, и все это в окружении скал, зелени, дюн. И все время радуга! Никогда такого не видел: мы ехали четыре часа по этой дороге, и все четыре часа в небе была полная двойная радуга, яркая такая, будто созданная для фото!
— А очаровательных местных обитателей — я сейчас имею в виду не аборигенов, а коал — вы видели?
— Как раз во время поездки по Great Ocean Drive мы заехали в лес, который нам рекомендовали как место обитания коал, но ни одной коалы мы там не повстречали. Зато были атакованы попугаями — очень необычное ощущение. Ты их с себя сбрасываешь, а они опять садятся и требуют корм. Всех цветов радуги, крикливые, шумные — крайне общительные создания.
— Вы писали в блоге, что в этой поездке сбылись многие из ваших детских мечтаний. Какие самые главные и яркие впечатления?
— Одно из самых сильных впечатлений в том, что я пересек Америку от океана до океана, а это около 5 000 км. Я бывал в Штатах раз 20, и каждый — на машине, но такого марш-броска еще не было. Побывал на Ниагаре — это, конечно, фантастика! Честно говоря, удивил Гибралтар. Раньше попасть туда можно было, только если у тебя есть английская виза. И как-то у меня никогда не совпадало. А здесь, наконец, все случилось, и оказалось, что Гибралтар — это мини-Монако с казино, дорогущими отелями, шикарными автомобилями. Чтобы туда попасть, надо пересечь взлетно-посадочную полосу. Перед ней — обычный светофор: то люди ходят и машины ездят, то самолеты пролетают.
— Звучит, конечно, невероятно! Но наверняка кругосветка сопряжена не только с удовольствиями и впечатлениями, но и опасностями. Какие-то рискованные ситуации случались в эту экспедицию?
— Каких-то критических ситуаций, слава Богу, не было, но был момент, когда нам было немного не по себе. Мы прибыли в город Эс-Сувейра в Марокко, знаменитый тем, что в порту очень много лодок небесно-голубого цвета и там же снимался один из эпизодов «Игры престолов» — по сериалу тут располагался дом Безупречных. Беда была в том, что мы сняли гостиницу в центре старого города, и подъехать на автомобилях туда было невозможно физически. Время — ночь, нам взялся помочь какой-то человек с тележкой, который пообещал провести к отелю, расположение которого не знал никто из местных. Мы положили в него наши вещи, дорогущую технику, и двинулись следом. И тут я вспоминаю, что именно на этой улице два года назад на меня напали и чудом не отжали фотоаппарат, и мне становится страшновато. Но обошлось! Другой неприятный случай произошел в Монголии: забастовщики перекрыли границу и никого не пропускали. Экспедиция была под угрозой срыва. Но удалось договориться и с митингующими, и с пограничниками, и мы беспрепятственно, хотя и с холодком в спине, проехали на территорию Китая.
— Я читала, что вы попали под сильнейший град — размером чуть ли не с куриное яйцо.
— Да, град был размером с мячик для гольфа, вы это видели? После того, как мы изменили маршрут в Америке, он стал пролегать через Канзас, где, как вы помните, ураган подхватил и унес Элли в Изумрудный город. И вот только мы спустились с гор и оказались среди кукурузных полей (вместо Страшилы там, правда, стояли нефтяные вышки), в небе замелькали зарницы. Красиво! И вдруг — очень сильный дождь. И ощущение, что кто-то могучий взял корзину с шариками для гольфа и на нас ее перевернул. На лобовом стекле остались огромные даже не сколы — трещины, внешняя обивка стала как шагрень. И из машины не выйти — воды по колено. Спасло нас только ультрапрочное стекло, закрывающее люк. Без него и не знаю, что делали бы.
— А какие-то гастрономические открытия случились в эту поездку?
— Все самое необычное, конечно, в Китае. Пробовали «Утку по-пекински» в Пекине, куда же без этого! Ничего сетевого в Поднебесной нет. Все эти маленькие ресторанчики — как правило, одна комната, в которую ты заходишь через полиэтиленовые жалюзи, внутри — грязные столы, не очень чистые люди, посуда, которая выглядит как одноразовая. При этом готовят вкусно. Внешний вид заведений никак не влияет на качество еды. Правда, кое-что мы съесть не смогли, какие-то экзотические вещи — морские огурцы, например. Зато понравилось блюдо, которое они называют «Китайский самовар»: на большом столе у каждого клиента своя конфорка, на нее ставят кастрюлю с кипящим бульоном, и дальше ты заказываешь, что хочешь сварить — мясо, овощи, морепродукты. Вкусно!
— Что еще экзотического удалось попробовать в экспедиции?
— В Таиланде мы заехали на плантации самого большого поставщика фруктов. Сначала перепробовали разнообразные экзотические плоды, поудивлялись, засняли на камеру, а дальше перешли к «гвоздю программы» — знаменитому дуриану, который якобы нельзя никуда ввозить из-за специфического запаха. На деле выяснилось следующее: когда ты вскрываешь фрукт, внутри обнаруживаются дольки мякоти, которые на вкус — как самый нежный ванильный заварной крем. Нечто божественное! Проблема в другом: после него, как после «Кока-колы», очень сильное газообразование. Пока ты его ешь, он пахнет великолепно. Но после того, как попадает в организм, примерно через час начинается «обратный выброс», и этот выброс сопровождается очень резким специфическим запахом. Поэтому мой вам совет: после дуриана лучше побыть одному, прогуляться на свежем воздухе — желательно, часов пять. (Смеется.) Но сам фрукт великолепен — ничего вкуснее и слаще я в жизни не ел.
— Как местные жители реагировали на вашу команду — сталкивались с каким-нибудь негативом?
— Мне кажется, стереотип о плохом отношении к русским распространен исключительно среди русских. Нас принимали очень тепло. Услышав, что мы русские, говорили: «О, Путин, водка, медведи!» Владимира Владимировича, в основном, уважают, считают, что настоящий мужик. Что касается экспедиции, то наибольший интерес мы вызывали, конечно, в Америке. Спрашивали, какой идет день, желали успехов. Очень уважительно и позитивно реагировали.
— Что для вас было самым сложным в этой поездке?
— Не заснуть за рулем! Мы спали в среднем пять часов в день, поэтому все время клонило в сон. В Австралии эта проблема решена на системном уровне: вдоль шоссе висят плакаты, которые подсказывают, что нужно сделать, чтобы быстро восстановить силы. Главный лайфхак: каждые два часа останавливаться и разминаться. Если чувствуете, что силы на исходе — припарковаться и поспать, хотя бы 15 минут. Я спал по полчаса, и этого было достаточно, чтобы подзарядить батарейки. Никакие кофе, энергетики не сравнятся с эффектом!
— Тогда может дадите напоследок пару советов начинающим автопутешественникам?
— Надо просто сесть в машину и поехать!