Мода

Posta Style Notes: почему так много российских модных брендов закрылось в этом году?

Кризис аутентичности: как российские модные бренды справляются с кризисом
Фото: Eve&Esther

2025 год однозначно войдет в модные хроники как один из наиболее тяжелых периодов для локального ретейла. Возможно, в недалеком будущем его станут изучать в бизнес-школах как пример мощнейшего отката, накрывшего индустрию. Десятки брендов закрываются или берут паузу — причем речь идет не только о новичках или маленьких локальных марках, не выдержавших конкуренции, но и о вполне состоявшихся компаниях, которые не смогли справиться с мощным штормом последних месяцев.

Я вижу эту ситуацию изнутри: у меня самой есть небольшой бренд детской спортивной одежды, созданный с нуля, и для моей компании 2025 год тоже стал переломным.

Кризис в российском ретейле уже ни для кого не секрет: торговые центры пустеют, бутики, открывавшиеся на волне ухода зарубежных марок, закрываются, а популярные бренды переориентируют продажи с офлайна в онлайн. Аналитики отмечают множество объективных причин, нарастающих как снежный ком. Производители только опомнились после обязательной сертификации, маркировки и удорожания логистики, как появились новые вызовы — изменения в налоговом законодательстве, ударяющие по малому и среднему бизнесу, и ограничения рекламы в социальных сетях.

Кризис аутентичности: как российские модные бренды справляются с кризисом
Фото: 12STOREEZ

Маркетплейсы активно перетягивают аудиторию из торговых центров в пункты выдачи, расположенные практически в каждом дворе. Заказать можно любое количество позиций, с комфортом померить и легко отказаться. При этом маркетплейсы заполнены дешевым китайским товаром и контрафактом, конкурировать с которым практически невозможно. Если вы производите в России с качественными тканями и пошивом, себестоимость будет в разы выше китайских аналогов. Добавьте комиссию до 45%, требования к объемам и маркетинговым кампаниям — в результате затраты часто перекрывают прибыль.

Покупатели возмущаются высокими ценами российских брендов среднего сегмента, но правда в том, что производить в России по-прежнему дорого.

Как и в любом бизнесе, в моде много подводных камней, но главное — это люди: найти профессионалов в любой сфере (неважно, идет речь о конструкторе, швее или вовлеченном продавце в магазине) сложно, и их услуги тоже стоят недешево. Добавьте к этому доставку тканей и фурнитуры из-за рубежа, которая постоянно дорожает, непростую логистику внутри России, найм экспертных специалистов, способных сшить и хорошие джинсы, и «посадить» на фигуру корсет. А еще — аренду площадей, разработку фотогеничного интерьера, работу отделов маркетинга и SMM и многое другое. В результате цена растет, а покупатель уходит на маркетплейс за аналогом вдвое дешевле.

Кризис аутентичности: как российские модные бренды справляются с кризисом
Фото: 12STOREEZ
Кризис аутентичности: как российские модные бренды справляются с кризисом
Фото: Abrau Club

По оценкам аналитиков, свыше 60% покупок сегодня совершается именно онлайн и большая их часть приходится на маркетплейсы. По данным телеграм-канала «Русский ретейл и бизнес», в 2025 году продажи оффлайн-магазинов упали на 30–35%, и эта цифра продолжает расти. Не помогают ни маркетинговые активности, ни даже сезон распродаж. Причем эксперты прогнозируют убытки не только для маленьких локальных брендов, но и для крупных сетей — таких как Ostin или «Спортмастер». Относительно стабильны лишь бренды middle и middle plus, но их доля на рынке невелика.

Дарья Самкович
Дарья Самкович

Характерный пример — Дарья Самкович, основатель I AM Studio, перезапустила бренд в мае 2024 года, но уже через год снова остановила его. На сайте она честно написала: «В нынешних условиях мы не можем развивать бренд так, как хотелось бы».

Иван Хохлов
Иван Хохлов

С вызовами столкнулись не только небольшие производители. Даже 12STOREEZ признают, что год выдался непростым. «Октябрь мы закрыли с минусом в продажах к прошлому году. Такого не было в истории компании никогда. Это новый опыт, который мы проживаем впервые», — написал сооснователь бренда Иван Хохлов.

Анна Братанова
Анна Братанова

«Мы сильно ощущаем спад покупательской способности, — рассказывает Анна Братанова, основатель Eve&Esther. — Трафик сократился на всех площадках. Клиентский кошелек стал уже, конкуренция огромная. Вопрос не в том, кто сильнее, а кто более маневренный. Менять стратегию приходится почти ежедневно».

Многие специалисты связывают рецессию с пандемией, приучившей людей к онлайн-покупкам. Поэтому бренды, желающие выстоять, развивают интернет-магазины и ищут новые способы коммуникации через соцсети и мессенджеры.

«Стратегия выхода из кризиса — вопрос почти философский, — продолжает Анна Братанова. — Мы перепробовали много мер, думаем о реструктуризации офлайна и рассматриваем господдержку, например, проект „Сделано в России“. Пока нет вау-эффекта, но история развивается».

Бренды ищут новые форматы коммуникации с аудиторией. Бутики все чаще сочетают продажу одежды с кофейней, книжным магазином или бьюти-сервисом.

Мария Титова
Мария Титова

Мария Титова, основатель Cocos, пошла дальше, переориентировав бренд в lifestyle-проект Abrau Club: «Мы почувствовали, что говорить через одежду стало недостаточно. Люди, которые выбирают Abrau Club, хотят не только (и не столько) хорошо одеваться — им важно, как они живут, чем вдохновляются, какое пространство вокруг себя создают. Мы разделяем эти ценности, поэтому логично пришли к идее диверсифицировать бренд и превратить его в полноценный lifestyle-проект, посвященный образу жизни, в котором эстетика и комфорт неразделимы. Также у нас есть клубные пространства с кафе в разных городах России, и нам очень приятно наблюдать, как вокруг бренда формируется сообщество единомышленников. И это, возможно, самая главная точка роста».

По сути, мы наблюдаем смену потребительской модели, обусловленную разными факторами.

Среди причин, вызвавших кризис продаж, называют отказ от необязательных трат, вызванный инфляцией, высокую конкуренцию среди похожих друг на друга марок, усталость от избыточного и часто неоправданно дорогого маркетинга и климатические изменения, сдвинувшие сезоны (лето в Москву пришло ближе к августу, а зима не наступила до сих пор).

Кризис аутентичности: как российские модные бренды справляются с кризисом
Фото: Abrau Club
Кризис аутентичности: как российские модные бренды справляются с кризисом
Фото: 12STOREEZ

Что дальше? Скорее всего, мы продолжим наблюдать за трансформацией рынка, где выживание зависит от способности бренда к быстрой адаптации. Сегодня успех не определяется только качеством продукта — он требует построения сообщества и гибкого подхода к коммуникации, той самой пресловутой «новой искренности», о которой трубят социальные сети. И похоже те, кто сможет предложить не просто одежду, а целую экосистему ценностей, смыслов и опыта, имеют шанс не просто выстоять, но и найти новые точки роста в условиях затянувшегося кризиса.

19 ноября 2025
Арина Яковлева для раздела Мода