Политкорректность надоела, мир погряз в стереотипах, люди резко разучились жить. Все вокруг напоминает аккуратную фальшь: не дай бог чего лишнего скажешь человеку с другим цветом кожи или мировоззрением. А если увидишь бедняка на улице, скорей отводи взгляд, а то помогать еще придется. Повод поплакать? Режиссер Рубен Эстлунд, обладатель двух Золотых пальмовых ветвей, грустить не собирается и предлагает зрителям всего-навсего едко посмеяться над обезумевшем человечеством и смущенно произнести: «так это же я».
1 декабря в российский прокат выходит фильм «Треугольник печали», новый триумф в карьере шведского кинематографиста. Эта сатирическая лента в лучших традициях творчества Эстлунда посвящена социальному неравенству и медленному, но верному схождению рода людского с ума. Перед началом проката «Треугольника печали» вспоминаем тройку выдающихся, смелых и мудрых картин режиссера и разбираемся в его язвительном стиле.
Игра в поддавки
Что делать, когда меньшинства нарушают общественный порядок? Правильнее всего, конечно, следовать наставлениям Фемиды, но мало кто возьмется осуждать различных угнетенных. Этот этический вопрос сейчас посерьезней и похлеще проблемы вагонетки. Рубен Эстлунд вот никого не осуждал и просто снял на такую тему фильм «Игра», но все равно заработал хлесткую критику и жесткие обвинения в расизме.
Пятеро темнокожих парней устраивают занимательную игру. Правила таковы: они ищут богатеньких белых детей, берут их телефоны со словами «у моего брата украли точно такой же» и включают все свое обаяние и смекалку, чтобы получить главный приз. По кастингу и соблюдению цветовой гаммы, кстати, все отлично: в 2006–2008 годах в Швеции действительно орудовала такая подростковая банда шведов-африканцев. Поймали их, перетерпело европейское общество этот, прости господи, скандал, забывать начали. И вот приходит Эстлунд и всем все напоминает. Реакция на такое кино, конечно, была предсказуемой.
Только вот ни о какой злобе режиссера и уж тем более его ненависти к темнокожим речи не идет. Из кадра в кадр кочует одна мысль: виноваты ребята не потому, что прибыли из солнечной Африки, а потому, что совершили преступление. Но критики все равно назвали Эстлунда расистом, даже несмотря на его неослабевающее желание всемирного равенства.