Культура

Что посмотреть в выходные: фильмы Романа Полански

Роману Полански исполняется сегодня 84 года. Вечер пятницы и выходные посвящаем тому, чтобы пересмотреть фильмы режиссера с узнаваемым авторским взглядом и непростой судьбой.

Сложные интриги, чувство страха, попытки отыскать правду или стремление выжить — все это фильмы Романа Полански. Ограничиться всего несколькими из них сложно, если не сказать — невозможно.

Что посмотреть в выходные: фильмы Романа Полански. «Ребенок Розмари», 1968

«Ребенок Розмари», 1968

Миа Фэрроу с модной короткой стрижкой играет Розмари Вудхауз, переехавшую вместе с мужем Гаем в новую квартиру. Из молодой цветущей девушки с планами на будущее она за время действия фильма превратится нервную женщину, истощенную физически и морально. Такую, которая боится каждого шороха и каждого взгляда — причем боится совсем не напрасно. «Ребенок Розмари» — первая экранизация в фильмографии Романа Полански, созданная по одноименному роману Айры Левина. В ней режиссер показывает, как быстро можно потерять уверенность в себе и завтрашнем дне и начать испытывать липкое чувство страха, завладевающее всеми мыслями и чувствами. Оно охватывает не только героиню, но и зрителя, который быстро понимает, что психологическому триллеру никакие кровавые спецэффекты не нужны.


Что посмотреть в выходные: фильмы Романа Полански. «Китайский квартал», 1974

«Китайский квартал», 1974

Умный и ловкий Джейк Гиттес (Джек Николсон) нашел свое призвание в сыскном деле. Работая частным детективом, он помогает мужьям и женам обнаружить факт измены своих благоверных и к тому же всегда готов налить обманутым супругам стаканчик. Спокойный и рассудительный, одетый в хороший костюм и с ухмылкой на лице, он так бы и продолжал вести рядовые дела, не появись в его офисе загадочная миссис Малрэй. Впрочем, просьба выяснить, не изменяет ли ей муж, поначалу не кажется детективу особенной. По факту же она оказывается обманом. И тут приходит время для появления в кадре Фэй Данауэй — настоящей миссис Малрэй. Сложносочиненный сюжет, который толкают вперед препятствия, возникающие на пути Джека Гиттеса одно за другим, ведет к не менее сложной развязке, а сам «Китайский квартал» превращается в выдающийся нео-нуар, забыть который будет непросто.


Что посмотреть в выходные: фильмы Романа Полански. «Горькая луна», 1992

«Горькая луна», 1992

Случай сводит путешествующих на корабле Фиону и Найджела — пример спокойствия и благодушия — со странной француженкой Мими, а затем и с ее мужем, прикованным к инвалидному креслу американцем Оскаром. С этого момента их поездка уже не будет прежней. Шаг за шагом, встреча за встречей Оскар посвящает Найджела в подробности их отношений. Прерывающие повествование флешбеки наполняют поступки этой странной пары, за которыми наблюдают Фиона и Найджел, новыми смыслами. Простыми мотивы, причины и следствия, разумеется, быть не могут — и вот уже скромные и воспитанные англичане втянуты в чужую игру.


Что посмотреть в выходные: фильмы Романа Полански. «Пианист», 2002

«Пианист», 2002

Талантливый пианист Владек собирался прожить свою жизнь в искусстве, но судьба заставила его окунуться в действительность. Владек — еврей, а национал-социалисты уже добрались до территории Польши. Оставаться прежним привычный ему уклад не может: гетто вместо дома, унижения вместо репетиций, страх вместо радости и концлагерь вместо перспектив. Снятый по автобиографии Владислава Шпильмана, осыпанный кинопремиями и фестивальными наградами фильм рассказывает о попытках Шпильмана выжить и спастись. Сыгравший Владека Эдриан Броуди получил самую запоминающуюся роль в своей карьере, а вместе с ней и «Оскар».


Что посмотреть в выходные: фильмы Романа Полански.

«Резня», 2011

Еще одна экранизация Романа Полански — на этот раз пьесы Ясмины Реза «Бог резни» — оказывается фильмом, действие которого не выходит за пределы квартиры. Здесь нет детективного сюжета или сложных интриг, как в других работах режиссера, но захватывает «Резня» ничуть не меньше. Четверо родителей пытаются разобраться, почему ребенок из одной семьи выбил зуб ребенку из другой. Нэнси и Алану (Кейт Уинслет и Кристоф Вальц) приходится прийти в гости к Пенелопе и Майклу (Джоди Фостер и Джон Райли). Разумные доводы и следование правилам этикета сменяется перепалками, в которых команды союзников и противников зачастую меняются. Женам есть, в чем упрекнуть мужей, мужьям — жен, и вот они уже почти забыли, зачем собрались.

 

 

 

18 августа 2017
Анастасия Каменская для раздела Культура