Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Photo: Jan Coomans, Gustavo Figueiredo
Если помните, с Porsche Panamera первого поколения все было просто: либо любишь, либо ненавидишь. Из-за дизайна недолюбливать этот автомобиль было несложно, особенно, если ты ни разу его не водил. И вот спустя полдекады Porsche выпустили второе поколение модели, «ненавидеть» которую просто невозможно. Молодцом, Porsche, — что тут еще скажешь.
Sport Turismo. Так Porsche назвали свою новейшую вариацию на тему Panamera. Самое грубое и нехудожественное описание этой машины — знакомая четырехдверная Panamera с кузовом «универсал». Или семейный фургон. Прошу прощения, если вы читаете это во время еды и я испортил вам аппетит. Не волнуйтесь. Обещаю: он вернется, если вы продолжите читать дальше. Честно признаться, тот же эффект можно получить, даже не читая мой текст, а пролистывая картинки в этой статье. Если вы так и сделаете, я почти не обижусь.
Должен сказать, что я вырос в той части Европы, где универсалы пользуются большей популярностью, чем в России или даже в США. Быстрые универсалы, в частности, всегда привлекали автоэнтузиастов, но, даже если ни один из них в жизни вам не нравился, думаю, для Panamera Sport Turismo можно сделать исключение. Более того, я лично теперь не вижу причин, чтобы кто-нибудь вообще снова покупал обычную Panamera. С другой стороны, если найти в словаре термин «голос разума», моей фотографии там явно не будет. На вкус и цвет, у ароматных роз глупые имена, и так далее, и тому подобное. Porsche непостижимым образом удается всегда все делать правильно. А Sport Turismo — самая правильная из всех моделей Panamera на сегодняшний день. По крайней мере для моих глаз.
Самые наблюдательные из вас уже наверняка обратили внимание на то, что я уделяю необычайно много внимания внешнему виду Sport Turismo. Собственно, именно внешний вид — самый веский довод в пользу того, чтобы обзавестись этой моделью, а не обычной. Ну, не считая чуть большей практичности. На слепой дегустации, сидя за рулем, практически невозможно сказать, на какой именно версии Panamera ты едешь. Разве что в зеркало заднего вида можно заметить, что стекло находится чуть дальше от тебя, чем обычно. С точки зрения динамики вождения автомобиль Sport Turismo по всем параметрам идентичен той Panamera, которую мы уже знаем. Конечно, эти параметры достойны того, чтобы пройтись по ним еще раз. Чем же еще заниматься автомобильным журналистам, кроме бесконечного пересказа одной и той же истории с легким поворотом сюжета? Тяжкий труд, позвольте заметить.
Я провел два дня за рулем Panamera Sport Turismo Turbo и E-Hybrid в Португалии, куда Porsche любезно пригласила нас небольшой группой, чтобы мы могли как следует распробовать суть этой машины на дорогах, приятнее которых сложно отыскать. К тому же в ноябре там намного теплее, чем в Москве, но это и так понятно. Сперва мне досталась модель E-Hybrid, и хотя это, возможно, прозвучит не слишком захватывающе, но с турбодвигателем V6 на 330 лошадиных сил и электромотором на 136 в придачу по динамике она едва ли похожа на Prius. Более того, должен признать, что E-Hybrid по многим параметрам даже интереснее для тест-драйва, чем прямолинейная и брутальная Panamera Turbo. E-Hybrid — это наше будущее, более сложное технически: образцово-показательный пример инженерного мастерства Porsche. Впрочем, хотя все мы наверняка рано или поздно к этому привыкнем, трогаться с места в полностью электрическом режиме до сих пор необычно.
Разумеется, я не могу долго ехать на Porsche, не переключаясь в спортивный режим: в нем стандартный двигатель V6 постоянно включен, а электрика используется для повышения производительности и эффективности. Как и практически в любом новом автомобиле в наши дни, «нормальный» режим вождения служит лишь одной цели — выдать максимально низкий расход топлива и уровень выбросов. Это подразумевает быстрое переключение скоростей, как только двигатель разгоняется до 1500 оборотов в минуту, и полное отключение двигателя внутреннего сгорания при первой же возможности. Я понимаю, что многие люди водят в нормальном режиме, но у меня он вызывает ощущение, будто что-то идет не так — в какой бы машине я ни находился. С тем же успехом этому режиму можно было бы дать название «зануда»: он ведь не собирается тебя развлекать. Если бы автомобиль проектировал я, то у меня нормальный режим как раз и был бы таким, как этот спортивный. Машина едет вполне нормально, комфортно, но не дергает двигатель и переключает скорости на более разумных оборотах, от 2500 до 3000, в зависимости от того, насколько сильно ты нагружаешь двигатель. Педаль газа также реагирует более чувствительно, так что есть ощущение, что автомобиль на самом деле движется вперед. Утопи педаль чуть поглубже — и безукоризненная восьмискоростная коробка передач PDK с двойным сцеплением почти моментально сбросит несколько скоростей, а совокупная мощность в районе 460 лошадиных сил начнет очень прилично тебя разгонять.
При этом нельзя сказать, что по ощущениям Panamera 4 E-Hybrid кажется особенно шустрой. Пусть на бумаге у нее на 20 лошадиных сил больше, чем в версии 4S на 440 л. с., но в реальности та запомнилась мне заметно более резвой. Батареи и двигатель прибавляют веса, а если учитывать уровень заряда, можно предположить, что вы не всегда сможете получить максимум от предполагаемой мощности. С другой стороны, E-Hybrid Panamera, пожалуй, можно назвать обманчиво быстрой, поскольку она разгоняется до очень больших цифр раньше, чем того ожидаешь. Просто все это происходит настолько ровно и гладко, что тебя не сносит ускорением. Инженеры наверняка без труда могли устроить так, чтобы электромоторы давали тебе приличный толчок в спину, прежде чем одиночный турбонагнетатель на моторе V6 полностью раскрутится, но это было бы слишком примитивно. Вместо этого они потратили тысячи и тысячи человекочасов на калибровку всех бортовых систем и добились от V6 и электрики искусного танца. Когда управляешь этой красоткой, невозможно определить ингредиенты, из которых она сделана: просто чувствуешь уникальный вкус готового продукта. Пока что, на мой взгляд, никому не удавалось добиться такого эффекта. В конечном счете машина разгоняется с 0 до 100 километров в час за 4,6 секунды, что по-прежнему очень-очень быстро, даже в 2017 году.
Если вам нужны безумные скорости, Porsche, естественно, с радостью предложит вам Panamera Sport Turismo Turbo, которая достигает 100 км/ч за немыслимые 3,6 секунды. Такое ускорение в исполнении настолько вместительного, практически царственного автомобиля кажется нелепостью. Но его невозможно не полюбить. Четырехлитровый двигатель V8 с двумя турбонагнетателями, выдающий 550 лошадиных сил, — вот кто отвечает за эту лютую свирепость. И тем не менее он выполняет свою работу однозначно более продуманно, нежели 4,8-литровый V8 в старой Panamera Turbo. Выхлоп нового двигателя звучит с весьма спортивными нотками, пусть и слегка искусственно. Иногда кажется, будто машина чуть-чуть стесняется звуков, вырывающихся из ее четырех выхлопных отверстий не самых скромных размеров. Наверняка с опциональным спортивным выхлопом автомобиль будет больше походить на экстраверта — если, конечно, ваш ментальный возраст достаточно низок для таких пожеланий.
Притом что Turbo, по факту, не является самой мощной моделью Panamera, думаю, именно ее следует выбирать, если вы хотите ехать быстро. Да, есть еще Turbo E-Hybrid на 680 л. с., но эту дополнительную мощность дает тот же электромотор, что и в 4 E-Hybrid. А весит она на целых 315 килограммов больше негибридной Turbo. Это как выбирать — ехать в одиночку или еще с тремя пассажирами. Поверьте, разницу вы точно почувствуете. По тем же причинам 680-сильная Turbo S E-Hybrid разгоняется до 100 км/ч всего на две десятых секунды быстрее, чем 550-сильная Turbo. Еще больше лишняя масса даст о себе знать, когда вы захотите рвануть в поворот. Пусть самая топовая модель дает больше поводов для хвастовства, но, по моему мнению, самые умные покупатели выберут Turbo просто как более динамичный автомобиль. При этом, будь у меня такие деньги, мне было бы даже сложнее устоять перед менее мощной 4S. Ее 440-сильный двигатель V6 прелестно звучит и очень настойчиво проскакивает передачи на полном ходу. По ощущениям она вовсе не настолько медленнее той же Turbo и при этом еще на 125 килограммов легче. Меньше веса — больше веселья, спросите у 911 GT3 RS.
Если говорить об интерьере Panamera Sport Turismo, то сложно придумать, к чему можно придраться и что изменить. Разве только новенькую сияющую сенсорную панель на центральной консоли. До нее просто невозможно дотронуться, не оставив жирных следов, и мне до сих пор с трудом удается быстро находить нужные кнопки во время езды. Но выглядит она умопомрачительно — что правда, то правда. Мультимедийный экран — просто блестящий и интуитивно понятный. Он воспринимается почти как живое существо, когда заранее обнаруживает, что ты собираешься коснуться экрана, и открывает небольшое меню раньше, чем палец действительно дотронется до него.
Все подобрано и скомпоновано крепко и солидно, чувствуется, что все материалы в вашей машине — по-настоящему дорогие. Сиденья достаточно мягкие, но в то же время обеспечивают крепкую поддержку, и это здорово, поскольку Panamera может давать весьма значительные перегрузки, если вдруг вы решите на практике выяснить, насколько цепко держится на дороге передняя часть автомобиля. Спойлер: очень цепко. Мы привыкли к тому, что на крупных автомобилях, особенно предназначенных для комфортных переездов на дальние расстояния, передняя ось предпочитает с широким размахом входить в повороты, но Panamera на самом деле ведет себя на дороге скорее как спортивная машина, если с ней обращаться соответственно. Передок реагирует на каждый поворот руля и полностью подчиняет себе заднюю ось. Возможно, это единственная машина на планете, которая весит две тонны и все равно вызывает у водителя широкую улыбку на узких извилистых дорогах.
В том и заключается ее истинное великолепие — по крайней мере для меня. Мы уже осознали это в прошлом году, но каким-то образом Panamera умудряется совмещать абсолютный комфорт и обескураживающую способность развивать высокие скорости как в поворотах, так и на прямой. В то же время никаких компромиссов и побочных эффектов нет и в помине. Если вы хоть немножко ощущаете себя спортивным водителем, то наверняка захотите, чтобы ваш «нормальный», дорожный автомобиль вел себя как Panamera. Шикарная внешность Sport Turismo — всего лишь дополнительный бонус, как узор из глазури на торте.
Воистину самое сложное в рецензиях на подобные автомобили — найти хоть парочку заметных недостатков, чтобы статья не казалась совсем «сладкой». Эту миссию я, похоже, провалил. Panamera Sport Turismo, по сути, единственная в своем роде издевка над любым, кто вспоминал старую Panamera как доказательство того, что не все, к чему прикасается Porsche, превращается в золото. Ей-богу, не знаю, к каким аргументам мне придется прибегнуть в следующей статье.