Авто

Авто с Яном Коомансом: День Porsche GT — блаженство за рулем

русская версия | english version
Porsche 992 GT3

Наконец-то! Долгое время пандемия не давала возможности журналистам отправиться в поездку на запуск нового Porsche 992 GT3 — и вот мы дорвались. Местом встречи был выбран автодром Moscow Raceway, а поскольку после долгого ожидания всегда приходят сразу два автобуса, то нам предстояло порулить еще и новыми 718 GT4. Однозначно: денек что надо.

Porsche 992 GT3

Новая модель Porsche GT3 — неизбежно одна из крупнейших новостей в автомобильном мире, особенно для тех из нас, кто любит время от времени погонять по треку. Например, парковка «Северной петли» Нюрбургринга наверняка в любое время будет минимум наполовину заставлена машинами GT3, от 996 поколения и вплоть до самых актуальных на сегодняшний день 992-х. Причина крайне проста: с ними ничто не сравнится. Если вам нужна машина, которая весь день будет летать по треку, а потом доставит вас домой, не раздробив ваши кости на дорогах реального мира… вероятнее всего, вы окажетесь в автомобиле производства прославленного GT-подразделения Porsche.

Porsche 992 GT3

Наш культпоход на Moscow Raceway был заявлен как «День Porsche GT», но на самом деле все мы хотели увидеть, какова в деле одна конкретная машина GT. Новая GT3 — первая в истории дорожная модель 911 с независимой двухрычажной подвеской! Вот уже некоторое время с ней катались быстрейшие гоночные машины Porsche, но увидеть наконец ее появление на серийной модели — это все-таки стало сюрпризом. Явное указание на то, что Porsche реально ни перед чем не останавливались, чтобы извлечь динамику для 992 поколения. Визуально еще более эффектным признаком стало новое заднее антикрыло — массивное и с верхним подвесом, тоже впервые в истории, для еще большей аэродинамической эффективности. Если брать увеличение размера от поколения к поколению, антикрылья Porsche не уступают радиаторным решеткам BMW.

Porsche 992 GT3

По правде говоря, внешне новый GT3 изначально показался мне не идеальным красавцем. Особенно спереди — соединение переднего бампера с черным пластиком воздухозаборника вокруг центрального радиатора выглядит как-то «фи». Зато широкая задняя часть со спойлером а-ля «утиный хвост», красиво расположенным параллельно большому крылу, визуально очень удалась. Но как бывает со многими 911-ми, чем больше на него смотришь, тем лучше он становится со временем. Передок 911 Turbo S до сих пор кажется мне посимпатичнее, но зато GT3 смотрится гоночнее — с его сдвоенными «ноздрями», выпускающими горячий воздух на крышку капота и поверх крыши. Все это приятно сочетается, если выбрать более темный цвет, чтобы не было слишком резкого контраста. В любом случае, оборачивающиеся вслед GT3 головы на дорогах вам гарантированы.

Porsche 992 GT3

Но, конечно же, предназначение его — блистать на треке. Двигатель позаимствован у предыдущего поколения 991.2 — а именно прямиком из 911 Speedster, про который я писал в 2019 году. Четырехлитровый атмосферный оппозитный шестицилиндровый двигатель все так же раскручивается до четких 9000 оборотов в минуту и выдает здоровые 510 лошадиных сил на отметке в 8400 оборотов. Пиковый крутящий момент составляет 470 Н-м — весьма высоко, на 6100 об/мин. Силовой агрегат GT3 однозначно любит обороты. Именно это, вместе с библейским звуком, исторгаемым по пути к заоблачно высокой отсечке, делает его таким особенным в эпоху, когда на рынке вообще почти не осталось безнаддувных двигателей. Если это не величайший мотор на планете прямо сейчас, то явно где-то близко.

Мне также нравится, что мощность практически не стала больше, чем раньше. Около 500 лошадиных сил — это всегда более чем достаточно, а те лишние 10, которые нам теперь подкинули, в общем-то неощутимы. Невозможно вечно поддерживать гонку масштабных приростов мощности, как по мне, ребята из Porsche грамотно определили оптимальный уровень для GT3. Медленным его уж точно не назовешь. С молниеносной коробкой передач PDK и лонч-контролем разгон до 100 километров в час занимает каких-то 3,4 секунды. Причем, вполне вероятно, что это еще консервативная цифра, которую в реальности можно будет превзойти. С нуля до 200 — и вовсе неправдоподобные 10,8 секунды. Мощности — вагон. Кстати, коробка передач PDK не является производной от новой 8-ступенчатой трансмиссии из моделей Carrera и Turbo. Вместо этого здесь стоит старая 7-ступка, главным образом из соображений веса.

Porsche 992 GT3

Но давайте же перейдем к вождению. GT3 предыдущего поколения я до серьезного гнева доводил слишком давно, так что не дам точное сравнение с новой двухрычажной передней подвеской, но могу сказать одно: это с большим отрывом лучшая управляемость на 911 из всех, что я когда-либо водил. К вашим услугам сцепление с дорогой, похоже, почти не знающее пределов. Упорно тормозишь позже, даешь больше скорости на входе в поворот – каким-то образом GT3 все равно попадает в апекс с надежностью овчарки, которой бросили теннисный мяч. Даже когда думаешь, что вот наконец-то ты это сделал и передок машины широковато заходит в поворот — зачастую достаточно чуть-чуть больше повернуть руль, чтобы как-то снова оказаться у внутренних бордюров без значительных потерь во времени. Эта машина польстит вашему водительскому самолюбию. Она выполняет массу работы за кулисами, но не устает сообщать тебе, что супергерой здесь ты.

Заднемоторная компоновка по-прежнему обеспечивает монументальную тягу на выходе из поворотов, но теперь почти ничего не осталось от попыток по старой привычке поменять местами перед и зад автомобиля. Столь большой вес подразумевает, что теоретически маятниковый эффект пытается действовать против вас, но магия подвески Porsche практически полностью парирует эти старания. Великолепная многорычажная задняя подвеска позволила Porsche поставить такой сильный передок на 992 поколения. Слабым звеном предыдущих серий 911-х всегда была передняя ось, на которую приходится мало веса, но для 992 колея передних колес была намного увеличена, а теперь с двумя поперечными рычагами на GT3 передняя часть стала невероятно сильна. Теперь вам придется ехать ну очень плохо, чтобы возник хотя бы намек на недостаточную поворачиваемость. А на прямых вас ждет песня двигателя, одного из лучших по звуку среди ныне существующих.

Неудивительно, что, пересаживаясь в GT4 после качественного досуга в компании GT3, слегка разочаровываешься. Я люблю GT4, не поймите меня превратно. На самом деле, я сам владелец GT4 и при любой возможности гоняю его по треку настолько быстро, насколько он осилит. Но в этот день, с невнятной погодой и стандартными шинами Michelin Pilot Sport 4S на GT4, его передок по ощущениям как будто остался вообще без зацепа по сравнению с GT3 — с его навороченной передней осью и цепкими, заточенными под трек шинами. Но я-то знаю, как хорош бывает грамотно сконфигурированный GT4, на котором стоят передняя подвеска и рулевое управление в прямом смысле из GT3 предыдущего поколения. В сравнении с практически любой другой машиной сцепление с дорогой на GT4 показалось бы неземным. Просто не в сравнении с GT3.

Porsche 992 GT4

Сам по себе GT4 — восхитительно аналоговый аппарат. Чистое удовольствие от вождения без всякой ерунды. Свой автомобиль я заказал с 6-ступенчатой механической коробкой передач, чтобы извлечь максимум из этих ощущений, но по очевидным причинам учебные машины в Porsche Experience Center оснащены опциональным 7-скоростным PDK. Четырехлитровая атмосферная оппозитная шестерка в этой машине раскручивается всего лишь до каких-то 8000 оборотов в минуту, но в целом она проявляет многие из тех же качеств, которые делают двигатель GT3 настолько кайфовым. Справедливости ради, звук не настолько будоражащий, но в данном случае даже второе место под силу лишь фантастическому мотору. А поскольку здесь двигатель и воздухозаборники расположены намного ближе к вашему человеческому уху, нежели в 911-м, то на самом деле внутри салона GT4 значительно больше звука мотора — и он громче.

Опять же, в Каймане 420 лошадиных сил — тоже весьма порядочно, намного больше, чем когда-либо, ведь GT4 прошлого поколения имел всего лишь 385. С коробкой PDK новая модель дает разгон 0-100 за 3,9 секунды, а максимальная скорость превышает 300 км/ч. Вполне себе серьезный спорткар. Среднемоторные Cayman и Boxster по-прежнему используют простую заднюю подвеску на стойках, то есть в плане зацепа задней оси они не составят конкуренцию более продвинутой модели 911, но в то же время с более оптимальным распределением веса в такой сложной конфигурации намного меньше необходимости. Это автомобиль Porsche GT на минималках, но тут вся линейка отличается настолько космической динамикой, что вы уж точно не почувствуете себя обделенным. Особенно учитывая, что цена GT4 — это практически половина GT3. А кайфа там ну никак не вдвое меньше. Жаль, что Porsche Россия отказались от идеи импортировать 718 Spyder, а ведь GT4 без крыши звучит как один из лучших возможных вариантов кайфануть за рулем.

Поскольку дождь над Moscow Raceway в итоге все-таки пошел, нам устроили упражнение на дрифт по змейке-шикане на прямой. Звучит довольно просто: медленный поворот налево, потом медленный поворот направо, и все это максимально боком, по мокрому треку — но и голову нельзя терять. Из GT3 было, пожалуй, сложнее выжать грациозный занос, поскольку эти шины все-таки были предназначены для сухого покрытия. Тем больше удовлетворения приносила каждая удачная попытка. Поскольку у меня намного больше опыта за рулем Каймана, плюс по сравнению с 911-м, его платформа сама по себе имеет меньше зацепа, то его было легче развернуть боком и легче удержать в таком положении. Хотя мои водительские инстинкты предпочитают езду чуть более прямую и быструю, должен признаться, мы отлично повеселились.

Какой же тут можно подвести итог? Понятно, что GT3 никогда не скатился бы ниже отметки «блистательно», и он до сих пор держит планку. Комфортный прирост скорости против старой машины, столь же одурманивающие шумы, исходящие от оппозитной шестерки сзади. Им удалось сгладить некоторые шероховатости прошлого поколения, вследствие чего, можно сказать, несколько убавилось ощущение «гоночной машины для обычных дорог», но способности автомобиля на гоночном треке умопомрачительны, тут не поспоришь. В конечном счете, от этой машины волоски на руках все так же становятся дыбом.

Porsche 992 GT3

Если сравнивать, то GT4 по всем параметрам должен бы восприниматься, как устаревший пережиток ушедшей эпохи. На самом же деле это просто праздник всех тех вещей, из которых складывается кайф от вождения. Он не столь продвинут, не так быстр, но управлять им сплошное удовольствие. Главная сложность, полагаю, это собственно купить любой из этих автомобилей. Из-за глобальной нехватки различных компонентов и без того сложная ситуация стала еще хуже, так что даже если повезет и вам выделят новую модель Porsche GT, вероятно, она не так скоро появится. Но опять же, если такая машина не стоит ожидания, то я уж и не знаю, что тогда стоит.

03 ноября 2021
Ян Кооманс для раздела Авто