Это эмоционально заряженный вопрос. Некоторые скорее предпочтут сгинуть в автомобильной катастрофе (в полном наборе с эффектным бензиновым огненным шаром), чем купят электрокар, а некоторые считают любого, кто до сих пор ездит на двигателе внутреннего сгорания, просто отсталым безграмотным дикарем. Но попробуем же найти золотую середину — и вернемся к теме. Если вы любите полистать Википедию, то уже могли слышать о смешанном гибриде Lohner-Porsche. Технически это был первый в мире гибридный автомобиль, в начале прошлого века его разработал Фердинанд Порше, прежде чем он занялся другими вещами, например, создал для Volkswagen второй бестселлер всех времен и народов и, собственно, основал Porsche. Не сидел сложа руки, в общем. Это все увлекательно, особенно для фанатов истории, но все-таки было бы, пожалуй, преувеличением утверждать, что этот «ранний старт» в проектировании гибридных автомобилей имеет весомое значение сегодня. Компания Porsche, которую мы знаем сегодня, лишь в 2011 году продала свой первый электрифицированный автомобиль — Panamera S Hybrid, и за это время технология заметно продвинулась вперед.
Прелесть гибридного агрегата, сочетающего традиционный двигатель внутреннего сгорания с электрической мощностью, в том, что эти парные силовые установки могут взаимно компенсировать свои недостатки. Самый большой минус электромотора: он бесполезен без батареи — большой, тяжелой и дорогой. Слабая сторона ДВС: во-первых, он грязный, во-вторых, не может сразу выдать максимум мощности и сперва должен потратить время на набор достаточного числа оборотов. Электрический агрегат гибридного автомобиля позволяет до нуля снизить локальные выбросы, пока машина едет на электротяге — это очень удобно в городе и в пробках, например. А когда вы хотите ехать быстро, он дает моментальный отклик крутящего момента, которого не хватает в обычном двигателе. Объедините два мотора — и вы получите автомобиль с неограниченным запасом хода (пока по пути есть заправка), но со сниженными эмиссиями (благодаря способности заряжать батареи за счет рекуперации энергии во время торможения) и улучшенными характеристиками.
Первые гибридные силовые агрегаты в Panamera и потом в Cayenne были весьма впечатляющи и стали популярными опциями в странах с фискальными льготами, но все же вряд ли они смогли убедить самых твердолобых фанатов Porsche, что силу электричества есть смысл обуздать ради динамики. Если им не хватало сенсации, чтобы прозреть, то именно такое прозрение компания Porsche выдала с появлением 918 Spyder. Да, это был гиперкар, да, он стоил практически миллион долларов. Но он показал всему миру, на что в действительности способна гибридная технология. Он составил конкуренцию LaFerrari и McLaren P1 (тоже гибриды) и намного чаще побеждал, чем проигрывал, хотя и весил больше, и чуть уступал в мощности. Правда, лошадиные силы там такие, что челюсть с пола не подберешь: первая цифра у всех троих была либо 8, либо 9, то есть это были по-любому зашкаливающе скоростные тачки. Превосходство 918 Spyder, по всей видимости, подтолкнуло Porsche не только сделать автомобиль полноприводным, но и использовать более высокую долю электрической мощности, чем McLaren и Ferrari. Электроэнергия дает моментальный результат, а компьютеры могут очень точно ее контролировать и направлять в ту часть автомобиля, где она нужнее всего.