Психология

Психология пандемии: какие проблемы общества обнажил коронавирус?

Психология пандемии: какие психологические проблемы общества обнажил коронавиус?

Каковы психологические причины паники, охватившей человечество? Кто больше всех обрадовался наступившему карантину? Как закупка продуктов в магазине позволяет ощутить смысл жизни? Ответы на эти вопросы ищите в ироническом лонгриде нашего колумниста Татьяны Галан.

Давно ли вам приходилось слышать о чем-либо, кроме коронавируса? Мне так кажется, что вся лента в соцсетях и все СМИ заполнены только этим. Причем неважно, о какой стороне жизни идет речь. Есть репортажи культурной тематики про закрытие музеев, статьи об образовании на дому в период эпидемии и даже набирающая популярность группа про Венецию без туристов (она и правда хороша!). Чем бы вы не интересовались, разговор все равно сведется к пандемии. И нет, я вовсе не какая-нибудь безумная антипрививочница, верящая в лечение травами. Я верю в угрозу, паникую больше многих, запасаюсь продуктами и стараюсь соблюдать карантин. Однако вопрос не в этом. Многие из нас и прежде не выходили из дома без антисептика и думали о своем здоровье. Но никогда это не обретало такие фанатические формы.

Очередная предполагаемая смертельная угроза с каждым днем занимает не только все большую долю медиапространства. Она все интенсивнее присутствует в наших мыслях. Не хочется каламбурить на эту тему, но впору задуматься, почему «вирусится» вирус. Иначе говоря, какие психологические потребности стоят за желанием круглыми сутками обсуждать только одну тему? Постараемся в этом разобраться.

Психология пандемии: какие проблемы общества обнажил коронавирус?
«Denyse®»

Потребность в общении

Эпидемия — не лучшее время для встреч. Зато даже по телефону тему для разговора выбирать не нужно. Просвещенные читатели Posta-Magazine, должно быть, легко поддерживают беседу об искусстве и мировой политике, но большинство людей иногда не знает, о чем поговорить с собственными детьми и друзьями. Супруги порой не могут составить диалог на несколько минут. И вот в их жизни появляется универсальное решение — пандемия. Теперь-то можно подробно обсудить, кто и где закупился гречкой, в какую аптеку подвезли защитные маски и парацетамол и какова грядущая судьба Итальянской республики.

Кстати, об итальянцах. Есть печальная закономерность в том, что именно их эпидемия затронула с такой силой. Попробуйте объясните жителям этого многими любимого государства, что какое-то время нельзя будет собираться вместе, кричать и прикасаться друг к другу. Нет, разлучить итальянцев стало возможно только силой национальных войск. Изоляция обернулась такой пыткой, что люди стали проводить время на балконах, петь песни всей улицей, танцевать и играть на бубнах. Кстати, благодаря обилию видео в сети теперь понятно, что у среднего итальянца дома почти наверняка есть бубен.

Выяснилось, что карантин совсем не разобщает: люди находят альтернативные формы взаимодействия. И уж точно у них появляется что-то общее.

Маленький червячок паранойи

У психологов есть понятие «паранойяльность». Это когда ты не клинический параноик, но к миру относишься несколько недоверчиво. Многие по себе это знают. Порой хочется, чтобы люди об тебя не терлись и вообще по возможности дышали в другую сторону. Представим, что вы слегка настороженный человек. Живете не тужите. Просто опасаетесь всякой заразы, обходите места общего пользования и заклеиваете камеру на ноутбуке. И тут мир из каждого утюга кричит о близости страшной угрозы. Ваш воспаленный мозг начинает перебирать апокалипсические сценарии, среди которых закончившаяся туалетная бумага кажется самым малым злом. Вы разрешаете себе развернуть безумство по полной во имя правого дела, родных и даже всего человечества.

Есть мнение, что повышенная паранойяльность часто встречается у представителей определенных профессий. Например, у силовиков, хирургов-травматологов, у больших руководителей с серьезным уровнем ответственности. Билл Гейтс тому живое подтверждение.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»

Наряду с паранойяльными есть еще шизоиды. Это никакие не шизофреники, а просто замкнутые люди, которым хорошо в собственном обществе. Они бы и рады лишний раз из дома не выходить, читать книги и вязать макраме (или чем там «тихушники» занимаются?). Но социальные стереотипы и необходимость зарабатывать деньги заставляют годами имитировать «нормальность». Вообще-то эти ребята и так нормальные, просто с личностными чертами, с которыми трудно снискать популярность.

Теперь вообразите ликование шизоида, когда начальник приказывает перевести работу в дистанционную форму. Самые хитроумные, конечно, скорчат тухлую гримасу. Мол, «ну, вот, я так буду скучать по офису!» В то же время внутренний голос будет кричать: «Ура-а-а!» Те, кого с детства стыдили за нелюдимость, впервые в жизни стали предельно нормальными. Потому что сам стереотип о норме изменился под натиском обстоятельств.

Психология пандемии: какие проблемы общества обнажил коронавирус?

Одобряемая истерика

Все, кто и прежде жить не мог без публичной демонстрации эмоций, кто заводился с пол-оборота, шумел на персонал и даже порой бил посуду, получил индульгенцию на истерию. Можно устраивать бои за продукты в магазинах, закатывать глаза, читая новости, даже бегать по дому с криками «Мы все умрем!» Никогда за последние десятилетия жизнь склонных к истерии персонажей не была такой захватывающей и упоительной. Никогда судьба не давала им шанс раскачать эмоциональные качели по полной. Раньше им нужно было объяснять причины срывов, совсем не очевидные для окружающих. Теперь же причина многократно объявлена в новостях. Бинго!

Сублимация

В народе сублимацию считают чем-то вроде активной деятельности на фоне нехватки секса. Есть для этого более сочное выражение, но мы его использовать не будем. Фрейд под сублимацией подразумевал перенаправление сексуальной энергии в созидательное русло. Я же скажу совсем просто: есть люди, у которых остается много свободной энергии. Каким-то непостижимым образом их хватает и на работу, и на детей, и на благотворительные проекты. Они не просто находят в себе силы: у них энергии вечно через край. Главная проблема — куда эту бурлящую энергию пристроить. Пандемия для них — подарок. Можно собирать средства для пострадавших, закупаться для длительной изоляции обширного семейства. Собственно, чем больше проект, тем сильнее их энтузиазм.

И да, версию с нехваткой секса со счетов списывать все же не стоит…

Духовная просветленность

На фоне нарастающей тревожности велик соблазн сыграть в игру «я мудрее всех». Есть у вас знакомые, источающие мудрость из каждой поры и готовые поделиться ею даже с теми, кто об этом не просил? Они-то теперь и рассказывают о том, что ни одна зараза не пристанет к подлинно духовной личности. Рецепт величия обычно имеется неприятный, а потому доступный лишь избранным. От прогулок по раскаленным углям до перехода на жидкое питание, от проработки генетических сценариев до керосина с маслом. В общем, есть пятьдесят и более оттенков духовной мудрости.

Супергеройское человечество

В наше время люди живут дольше, едят лучше и ужасно страдают от скуки. Да, развлекательная индустрия работает по полной. Один YouTube чего стоит! Но вся эта необходимость в развлечениях как раз и является результатом пустоты. Отсюда и вечная тяга к разнообразию, мучительное ожидание, что в какой-то день исключительные обстоятельства вырвут вас из объятий рутины. Все супергеройские фильмы и фильмы-катастрофы построены на том, что обыватель волею судеб становится частью большой истории. Помните людей из супермаркетов в респираторах, стремящихся добыть лишний рулон туалетной бумаги для своей семьи? Это и есть зрители фильмов-катастроф, получившие возможность поиграть в супергероев. Их жизнь, в которой годами царил полный штиль, внезапно стала наполнена борьбой за выживание. На какое-то время они стали участниками событий эпических масштабов. И пусть все это напоминает ролевую игру толкиенистов, само стремление к героизму не лишено трогательной искренности.

Психология пандемии: какие проблемы общества обнажил коронавирус?

Перечитывая этот текст, я невольно ловлю себя на мысли, что по чуть-чуть страдаю ото всех описанных «недугов». Как герой Джерома К. Джерома, который прочел медицинский справочник и обнаружил у себя все заболевания, кроме воспаления коленной чашечки. Но это узнавание себя не должно пугать. Оно является естественным шагом на пути принятия разумных решений. Жизнь продолжается даже на карантине!

23 марта 2020
Татьяна Галан для раздела Психология