Эксперты Третьяковской галереи обнаружили под самой известной картиной Казимира Малевича два других изображения и сделанную художником надпись — предположительно, название самого полотна.
«Битва негров в темной пещере» —
вот, оказывается, что изобразил Малевич. Шутник!
Продолжаем развивать тему живописи. Про украденные и найденные картины мы уже написали, шедевры великих мастеров на аукционе Christie’s рассмотрели. Одна из последних новостей пришла из Третьяковской галереи, где в эти дни проходит выставка «Под знаком Малевича» в честь 100-летия знаменитого «Черного квадрата». Собственно, о нем и речь.
Во-первых, сотрудникам отдела научной экспертизы удалось наконец расшифровать надпись на одной из самых известных работ художника. По их мнению, она была сделана самим Казимиром Малевичем и звучит как… «Битва негров в темной пещере». Скорее всего, это прямая аллюзия на полотно французского художника и журналиста Альфонса Алле. Свой «черный квадрат», написанный лет за 30 до супрематического квадрата Малевича, Алле назвал «Битва негров в пещере темной ночью». Мда, действительно, похоже, хотя по нынешним меркам звучит крайне неполиткорректно. Алле вообще был товарищем эксцентричным, с чувством юмора (скорее черного), и многие свои работы, которые потом называли предвестниками концептуализма и конструктивизма, нарекал так вот витиевато. Например, девственно чистый лист бумаги — «белый квадрат» — носил название «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору». При этом, показывая свои новаторские по сути работы на всевозможных выставках, он, как говорят, был абсолютно чужд тому, чтобы придать им глубокий философский смысл. Чего не скажешь о его последователях. В том числе Малевиче. Они, скорее всего, довольно быстро поняли, что от теоретического обоснования любого, образно говоря, черного квадрата или красного круга, будет во многом зависеть успех картины.
«Черный квадрат» Казимира Малевича и «Битва негров в пещере тёмной ночью» Альфонса Алле
Вообще, художники, как все творческие люди, любят придать своим работам ореол загадочности. То зашифруют в картине послание потомкам, то поверх одного изображения нарисуют другое… Что, кстати, произошло и с «Черным квадратом» Малевича. По словам экспертов «Третьяковки», помимо надписи, «спрятанной» во втором слое, ими было обнаружено и цветное изображение — конечно, не то, о котором уже давно было известно, а другое, новое. Ранее специалисты выяснили, что под «Черным квадратом» скрыта другая картина, теперь же оказалось, что их было две! По мнению экспертов, если первое изображение представляет собой кубофутуристическую композицию, то второе — постсупрематическую. Звучит по-научному серьезно. И порождает у изучающих творчество художника немало новых гипотез.
Между тем, легенды и догадки относительно того, как на самом деле Казимир Малевич пришел к своему квадрату, как работал над ним и что именно нарисовал под слоем черной краски, крайне любопытны, порой абсурдны или просто очень смешны. Какой там скрытый философский смысл, какой бунт в искусстве, какая беспредметная живопись! Надо быть проще. Вот некоторые полагают, например, что это просто неудавшаяся картина, которую художник готовил к одной из выставок и, недовольный результатом, просто замазал ее черной краской. Вошедший в студию приятель дал картине путевку в жизнь, воскликнув «Гениально!». Другие утверждают, что «Черный квадрат», который художник якобы рисовал без каких-либо линеек, просто перевернув на холст табуретку, появился так: Малевич, опять-таки, никак не мог выполнить один заказ, за который уже получил аванс, и в ярости замазал картину черной краской. От гнева заказчика его спасла природная находчивость: именно так, сказал он, его и просили нарисовать.
Еще одна смешная, практически анекдотическая версия была рассказана художником Александром Экстером. Малевич, мол, работал в то время в своей мастерской над циклом картин о женской бане и, устав после вырисовывания очередной ню, уснул на диване. Пришедшая утром супруга, увидев эскиз, естественно, не могла сдержать негодования и ревности и, схватив кисть, закрасила холст черной краской. Проснувшийся художник уже не мог спасти картину, так как краска успела засохнуть… Казалось бы, всего лишь геометрическая фигура черного цвета. А сколькими смыслами ее наделяют.
Работы Казимира Малевича:
«Девушки в полях» (1928-1932)
«Точильщик (Принцип мелькания)» (1912-1913)
«Атлеты» (1932)
«Дровосек (Лесоруб)» (1912)
«Супрематизм (№ 56)» (1915–1916)