Эксперты Третьяковской галереи обнаружили под самой известной картиной Казимира Малевича два других изображения и сделанную художником надпись — предположительно, название самого полотна.
«Битва негров в темной пещере» —
вот, оказывается, что изобразил Малевич. Шутник!
Продолжаем развивать тему живописи. Про украденные и найденные картины мы уже написали, шедевры великих мастеров на аукционе Christie’s рассмотрели. Одна из последних новостей пришла из Третьяковской галереи, где в эти дни проходит выставка «Под знаком Малевича» в честь 100-летия знаменитого «Черного квадрата». Собственно, о нем и речь.
Во-первых, сотрудникам отдела научной экспертизы удалось наконец расшифровать надпись на одной из самых известных работ художника. По их мнению, она была сделана самим Казимиром Малевичем и звучит как… «Битва негров в темной пещере». Скорее всего, это прямая аллюзия на полотно французского художника и журналиста Альфонса Алле. Свой «черный квадрат», написанный лет за 30 до супрематического квадрата Малевича, Алле назвал «Битва негров в пещере темной ночью». Мда, действительно, похоже, хотя по нынешним меркам звучит крайне неполиткорректно. Алле вообще был товарищем эксцентричным, с чувством юмора (скорее черного), и многие свои работы, которые потом называли предвестниками концептуализма и конструктивизма, нарекал так вот витиевато. Например, девственно чистый лист бумаги — «белый квадрат» — носил название «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору». При этом, показывая свои новаторские по сути работы на всевозможных выставках, он, как говорят, был абсолютно чужд тому, чтобы придать им глубокий философский смысл. Чего не скажешь о его последователях. В том числе Малевиче. Они, скорее всего, довольно быстро поняли, что от теоретического обоснования любого, образно говоря, черного квадрата или красного круга, будет во многом зависеть успех картины.
![]()
«Черный квадрат» Казимира Малевича и «Битва негров в пещере тёмной ночью» Альфонса Алле
Вообще, художники, как все творческие люди, любят придать своим работам ореол загадочности. То зашифруют в картине послание потомкам, то поверх одного изображения нарисуют другое… Что, кстати, произошло и с «Черным квадратом» Малевича. По словам экспертов «Третьяковки», помимо надписи, «спрятанной» во втором слое, ими было обнаружено и цветное изображение — конечно, не то, о котором уже давно было известно, а другое, новое. Ранее специалисты выяснили, что под «Черным квадратом» скрыта другая картина, теперь же оказалось, что их было две! По мнению экспертов, если первое изображение представляет собой кубофутуристическую композицию, то второе — постсупрематическую. Звучит по-научному серьезно. И порождает у изучающих творчество художника немало новых гипотез.
![]()
Между тем, легенды и догадки относительно того, как на самом деле Казимир Малевич пришел к своему квадрату, как работал над ним и что именно нарисовал под слоем черной краски, крайне любопытны, порой абсурдны или просто очень смешны. Какой там скрытый философский смысл, какой бунт в искусстве, какая беспредметная живопись! Надо быть проще. Вот некоторые полагают, например, что это просто неудавшаяся картина, которую художник готовил к одной из выставок и, недовольный результатом, просто замазал ее черной краской. Вошедший в студию приятель дал картине путевку в жизнь, воскликнув «Гениально!». Другие утверждают, что «Черный квадрат», который художник якобы рисовал без каких-либо линеек, просто перевернув на холст табуретку, появился так: Малевич, опять-таки, никак не мог выполнить один заказ, за который уже получил аванс, и в ярости замазал картину черной краской. От гнева заказчика его спасла природная находчивость: именно так, сказал он, его и просили нарисовать.
Еще одна смешная, практически анекдотическая версия была рассказана художником Александром Экстером. Малевич, мол, работал в то время в своей мастерской над циклом картин о женской бане и, устав после вырисовывания очередной ню, уснул на диване. Пришедшая утром супруга, увидев эскиз, естественно, не могла сдержать негодования и ревности и, схватив кисть, закрасила холст черной краской. Проснувшийся художник уже не мог спасти картину, так как краска успела засохнуть… Казалось бы, всего лишь геометрическая фигура черного цвета. А сколькими смыслами ее наделяют.
![]()
Работы Казимира Малевича:
![]()
«Девушки в полях» (1928-1932)
![]()
«Точильщик (Принцип мелькания)» (1912-1913)
![]()
«Атлеты» (1932)
![]()
«Дровосек (Лесоруб)» (1912)
![]()
«Супрематизм (№ 56)» (1915–1916)









