Вчера во Франции в возрасте 90 лет ушел из жизни знаменитый шведский актер, кавалер ордена Почетного легиона Макс фон Сюдов. Вспоминаем самые яркие или необычные работы мастера.
Макс фон Сюдов родился в Швеции, умер гражданином Франции, а снимался по всему миру. Любят его не только поклонники интеллектуальных лент Ингмара Бергмана, но и фанаты «Игры престолов» (престарелый лорд Бринден, принимавший обличье трехглазого ворона) или «Звездных войн» (Лор Сан Текки в фильме «Звездные войны. Эпизод VII. Пробуждение силы»), а также те, кто следит за современным кино на злобу дня — последней работой актера стала роль во французско-бельгийском фильме «Курск». Мы решили вспомнить 10 фильмов актера, которые стоит пересмотреть — от культовой «Седьмой печати» Бергмана, где его герой играл в шахматы со Смертью, и жуткого «Острова проклятых» Скорсезе до трогательного детского «Пелле-завоевателя».
«Фрекен Юлия»,
1951 год, режиссер Альф Шеберг
Звездный час актера настанет после знакомства с Ингмаром Бергманом, но, чтобы исключить мысль, что без этой встречи его актерская судьба не была бы такой яркой, стоит отметить и его более ранние успехи. В 1951 году Макс фон Сюдов снялся в картине Альфа Шеберга «Фрекен Юлия» по пьесе Августа Стриндберга: 22-летнему начинающему актеру досталась небольшая эпизодическая роль, но картина получила главный приз в Каннах, и с тех пор Сюдов недостатка в предложениях не имел. Кстати, через 35 лет после этой роли он сыграет самого Августа Стриндберга! (И некстати: в Москве на большом экране можно посмотреть современную версию этой пьесы в переработке драматурга Полли Стэнэм для лондонского Национального театра, где роль фрекен Юлии исполняет Ванесса Кирби, игравшая в сериале «Корона»).
«Седьмая печать»,
1957 год, режиссер Ингмар Бергман
В картине, вдохновленной фреской Альбертуса Пиктора «Смерть, играющая в шахматы», фон Сюдов сыграл рыцаря Антониуса Блока, сомневающегося в существовании Бога и Дьявола. На пустынном берегу по пути домой из Крестового похода ему явится Смерть в облике мужчины в черном, и на протяжении всего фильма они будут играть партию в шахматы. А Рыцарь будет размышлять о том, что такое смерть: конец бытия, начало чего-то нового, пустота или возможность прикоснуться к Богу. Кстати, сначала Сюдов был крайне разочарован предложением Бергмана сыграть именно Рыцаря: сценарий фильма был основан на пьесе, написанной Бергманом для актерской академии в Мальмё, и в ней Антониус Блок возвращался из Крестового похода с отрезанным языком, то есть у него не было ни одной реплики…