В конце апреля при информационной поддержке Posta-Magazine состоялся онлайн-фестиваль устойчивой моды и образования Nordic Meets Sustainable, организованный посольствами Северных стран в Москве. Его участниками стали в том числе молодые дизайнеры одежды — теоретики и практики устойчивой моды, в коротких блиц-интервью рассказавшие нам о своих профессиональных амбициях и принципах. Сегодня мы подводим итоги фестиваля вместе с Людмилой Алябьевой — академическим руководителем аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., доцентом, шеф-редактором журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
Posta-Magazine: Традиционно скандинавские страны считаются самыми осознанными и экологичными. Вот и фестиваль проводился именно посольствами Северных стран. Как вы считаете, с чем это связано?
Людмила Алябьева: Это может быть связано с рядом факторов, среди которых известная нам особая социальная ориентированность Северных стран, которая традиционно связана с инклюзивностью, разнообразием, транспарентностью и справедливостью — всем тем, что имеет прямое отношение к устойчивой парадигме.
Устойчивость — это не только или не столько раздельный сбор мусора и регулярные налеты на блошиные рынки, это комплекс мер, который охватывает весь жизненный уклад, именно поэтому в этом процессе важно сочетание частных и государственных усилий, которое успешно реализуется в Северных странах.
— Чем фестиваль был, на ваш взгляд, полезен дизайнерам и чем — обычным «пользователям», покупателям?
— В программе фестиваля мы постарались соблюсти баланс: представить учебные программы, ориентированные на устойчивый дизайн, которые успешно реализуются в высших учебных заведениях Северных стран, рассказать о том, как модная индустрия в этих государствах реагирует на вызовы устойчивости, продемонстрировать, насколько важно сочетание усилий со стороны как производителей, так и обычных пользователей — ведь это как раз тот случай, когда требуется участие обеих сторон, важно, чтобы хотели и могли «и верхи, и низы». Именно поэтому, как мне кажется, наш фестиваль был ориентирован на широкую аудиторию, которая не ограничена профессионалами индустрии моды, но включает всех игроков, в том числе и тех, кто ежедневно осуществляет важный выбор: что надеть.
— На каком уровне находится интерес к устойчивой моде в России? В какой мере интересная теория работает на практике?
— Нам показалась очень своевременной организация такого фестиваля именно сейчас: с одной стороны, пандемия заставила нас во многом пересмотреть наши отношения с одеждой, поставила перед производителями и пользователями ряд вопросов, на которые в ближайшее время придется искать ответы, с другой, в России сегодня подросло поколение дизайнеров и пользователей, для которых устойчивая мода — не сверхусилие и вынужденное следование конъюнктуре, но естественный выбор.