Сегодня Луи Гаррель празднует 34-летие, некруглую дату, к которой он успел сняться в нескольких десятках фильмов, не раз выйти на театральную сцену и выпустить собственный режиссерский дебют. Останавливаться он явно не собирается, чему нам остается только порадоваться.
Молчаливый, а оттого еще более обаятельный герой работ Филиппа Гарреля, постоянный актер Кристофа Оноре и, конечно, Тео из «Мечтателей» Бертолуччи — фильма, благодаря которому о Луи Гарреле быстро узнал весь мир.
Без факта о том, что мир кино ждал Луи Гарреля уже с самого момента его рождения, не обходится ни один посвященный артисту текст. Умолчать об этом было бы действительно странно, учитывая, что без его семьи французское кино представить сложно. Дедушка — актер Морис Гаррель. Отец — режиссер Филипп Гаррель. Мать — актриса Брижит Си. Сестра — Эстер Гаррель — тоже актриса. И, наконец, крестный — актерское воплощение идей французской новой волны — Жан-Пьер Лео.
Рассматривать фильмографию Луи Гарреля без этой биографической справки будет сложно, ведь с отцом на съемочной площадке он сталкивался далеко не раз и совсем не случайно, а его карьера и вовсе началась с фильма, в титрах которого значились фамилии всей семьи. В 1989, когда вышли «Запасные поцелуи», Луи было всего шесть лет, а он уже катался по пляжу на маленьком велосипеде, пускал кораблики в раковине и спрашивал выясняющих отношения родителей, что у них случилось. А еще загадочно улыбался и молчал — эту привычку герои Гарреля сохранят и приумножат, быстро закрепив за ним образ задумчивого француза, так успешно тиражируемый мировым кинематографом.
«Запасные поцелуи»
В фильмах Филиппа Гарреля такие персонажи встречаются особенно часто. Независимый режиссер, начинавший с авангардистских экспериментов, он быстро сделал кино своим сообщником, словно заменившим ему дневник. Темы, о которых заговаривает Гаррель, — исключительно личные. Они не требуют спецэффектов и буйства красок. Их территория — поэтичные черно-белые наблюдения, часто оставляющие вопросы без ответов. По работам режиссера порой кажется, будто актеры забыли о том, что их снимают, а их диалоги — уже не сценарий, а просто жизнь, случайно ставшая частью киноистории. И все же такие сюжеты держатся по большей части именно на игре актеров, которая может не только сохранить поэтику, но и разрушить ее. В этой связи неоднократно принимаемое Филиппом Гаррелем решение отдавать главные роли собственному сыну кажется вполне логичным. В 2006 году за роль в его «Постоянных любовниках» Луи получил премию «Сезар» как самый многообещающий актер. Франсуа — его герой — не только наблюдает за майскими событиями 1968 года, но становится их частью. Как и Тео из «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, осаждающий вместе с сестрой Изабель стены Синематеки. Правда, познакомившись с американцем Мэттью, от имени которого ведется повествование, они решают сменить протест на познание друг друга. Привыкшие проводить время в темном прокуренном кинозале, теперь они с легкостью воспроизводят сцены из любимых фильмов и смешивают собственную речь с цитатами из них.
«Постоянные любовники»
Для Гарреля 1968-й на съемках возникнет не раз. Родившийся гораздо позже эпохи бунта и перемен, он всегда мечтал в ней оказаться, как и сотни подростков, вдохновлявшихся образами классиков французской новой волны. И хоть вернуться ко входу окруженной протестующими Синематеки по-настоящему он не мог, рос Гаррель в самом сердце мира французского кино, среди историй и легенд.
В своем режиссерском дебюте — ироничной мелодраме «Друзья» — он отправит героев в массовку очередного фильма об изменивших Францию событиях: строить баррикады и выкрикивать известные всему миру лозунги. В «Молодом Годаре» Мишеля Хазанавичуса, недавно показанном на Каннском фестивале, его Жан-Люк выйдет вместе со своей камерой протестно вышагивать по Парижу.
«Молодой Годар»
Возможно, именно благодаря тому, что кино для него с детства было не мечтой, а реальностью, Гаррелю не нужно играть эту жизнь, а играя — переигрывать. Он чувствует и понимает своих героев и, кроме прочего, умеет выражать чувства в песнях. На съемках «Всех песен только о любви» Кристофа Оноре, совместная работа с которым началась для Луи с фильма «Моя мать», он все композиции исполнял сам, с легкостью продемонстрировав, что поет он ничуть не хуже, чем играет.
Начав с мира кино, им артист не ограничился, быстро освоив и театральную сцену. Московские зрители могли видеть его в спектакле Люка Бонди «Ложные признания», поставленном по комедии Пьера Мариво. Его два года назад показывали в рамках Чеховского театрального фестиваля, а Гаррель, приехав в Москву, успел представить и картину своего отца «Ревность», в которой ему досталась традиционная главная роль — на этот раз театрального актера, чья новая девушка, разъедаемая ревностью актриса, год за годом не может получить роль.
«Ревность»
В «Ложных признаниях» Луи играет вместе с Изабель Юппер, снова оказываясь в образе печального юноши, которому мила богатая вдова Араминта. И его Доранту, и Араминте Юппер приходится столкнуться с тем, что планы на будущее есть не только у них самих. Впрочем, через череду ложных и не очень признаний к финалу история все-таки придет. В 2016-м, уже после смерти Люка Бонди, на экраны вышла киноверсия его постановки, окончательно переносящая действие из XVIII века в XIX-й.
«Ложные признания»
И «Ложные признания», и большинство фильмов Филиппа Гарелля предлагают актеру сюжеты, в которых он состоит в отношениях с женщинами старше его самого. И поскольку такие пропорции сохраняются и в жизни — многолетний роман с Валерией Бруни-Тедески сменился романом с Летицией Кастой — пресса совсем не собирается обходить эту тему вниманием. Сам же актер говорить о личном не любит, предпочитая, как и его герои, оставаться задумчиво-молчаливым. Размышлять он хочет о другом — и это, разумеется, жизнь, на которую теперь Луи Гаррель смотрит и с режиссерских позиций. В своих дебютных «Друзьях» он подхватил манеру режиссера-отца снимать близких и друзей. Взяв на главные роли Голшифте Фарахани и Венсана Макена, третью он оставил себе, предложив зрителю понаблюдать за тем, как нервный Клеман (Макен), загадочная Мона (Фарахани) и возомнивший себя писателем Абель (Гаррель) бродят по Парижу. Сложившийся в итоге любовный треугольник осложняется тайной Моны, которой непременно нужно было успеть накануне на поезд, и странной дружбой между вечно ждущим совета бородатым неуклюжим Клеманом и знающим себе цену томным красавцем Абелем.
Луи Гаррель и Летиция Каста
«Друзья»
Огрехи, без которых фильм не обошелся, были критиками дружно прощены, а молодой режиссер получил благословение. Уже его дебют подсказывает, что цели повторить стиль, в котором так преуспел его отец, Луи Гаррель перед собой не ставит, выбирая гораздо более тернистый, но и интересный путь — развивать свой собственный взгляд. И тут его умение подмечать детали, на которые другие внимания не обратят, Гаррелю явно пригодится.