Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Самая скучная для меня вещь на автосалонах — концепт-кары. Особенно те, которые смотрятся необычно и дико. Мне просто непонятен их смысл, ведь им не приходится считаться с реальностью серийных автомобилей. Если мне не светит прокатиться на этой машине — чего в ней интересного? При этом мне всегда было любопытно: если снять концепт-кар с вращающегося выставочного стенда и выпустить в обычную жизнь, не внося никаких существенных изменений, что из этого выйдет? Оказывается, Lexus со своим LC 500 именно так и поступили. Ну, практически.
Случилось это не сразу. Концепт LF-LC впервые был представлен в далеком 2012 году, так что, если LC 500 кажется вам футуристичным сегодня, вообразите, какое впечатление он произвел на нас более шести лет назад. Под определение «концептуальный автомобиль» он подходит больше, чем любая другая машина, появившаяся в продаже после модели i8 от BMW, которая, к сожалению, так и не смогла далеко уйти от статуса рекламного трюка. Lexus LC 500, на мой взгляд, не станет жертвой той же участи. Хотя с такой внешностью легко можно получить роль экзотической тачки в научно-фантастическом фильме, ключевым элементом LC 500 является его шикарно старомодный 471-сильный пятилитровый двигатель V8. Никакой гибридной электросистемы, никаких турбонагнетателей. Его не назовешь компьютером на колесах: напротив, LC 500 — это олдскул. Слава Пресвятой Богородице внутреннего сгорания!
Даже если отойти от вопроса, красив ли новый автомобиль, сложно целиком отказаться от обсуждения его внешнего вида. Неудивительно, что я до сих пор мусолю эту тему.
Даже люди, которым наплевать на автомобили вообще, замрут на месте и уставятся на LC 500. Проверено лично на московских дорогах! Настоящий космический корабль с инопланетянами внутри и то вряд ли бы привлек к себе больше внимания. Очевидно, что дизайн как минимум частично навеян легендарным суперкаром Lexus LFA, но в остальном создатели постарались сделать машину, непохожую ни на одну из существующих сегодня в продаже моделей. У них все получилось, и уже за это нам следует поблагодарить Lexus от всего сердца. Хотя многое, конечно, зависит от того, какова эта машина в управлении. Если только вы не располагаете гостиной особо крупных размеров, где можно разместить LC 500 в качестве украшения интерьера.
Перед нами — отдельная история. Или даже полторы. Безумство от гениальности отделяет тонкая грань, и, где бы она ни проходила на самом деле, этот автомобиль подошел к ней вплотную. Первое впечатление он производит хорошее. Очень хорошее. В этой машине нет ключей, которые можно повернуть в замке, но при нажатии кнопки «start» массивный V8 просыпается с рыком, преисполненным заразительного энтузиазма. В комплекте с уникальным циклом запуска на полностью цифровой приборной панели пробуждение этого автомобиля к жизни превращается в целое событие. С самого начала чувствуется, что люди, ответственные за создание LC 500, отличаются психологическим возрастом ничуть не выше моего собственного.
Руль в кожаной обивке дает ощущение высокого качества — вкупе с цельнометаллическими лепестковыми переключателями скоростей. Да и вообще, его просто приятно держать в руках. Сиденья достаточно мягкие, но дают солидную поддержку и удержат вас на месте, если вдруг вам захочется испытать пределы боковой устойчивости автомобиля. Сиденье опускается глубоко вниз, регулировка руля тоже идеальна. С моим довольно высоким ростом я нередко испытываю трудности в поисках удобного положения, но не в случае с этой машиной. С точки зрения создания уникальных ощущений для водителя Lexus добился выдающихся успехов. Другим производителям — даже немецким — есть чему поучиться у тех, благодаря кому LC 500 увидел свет.
Когда переводишь рычаг коробки передач в нужное положение и выруливаешь на дорогу, поток приятных впечатлений не иссякает. V8 приятно урчит, но без лишнего рвения, а КП плавно скользит от одной скорости к другой. Утопите правую ногу чуть глубже, за отметку в пять тысяч оборотов — и во впускной системе двигателя откроется клапан, наполняющий салон рыком, достойным самого Кинг-Конга. За это мы и любим атмосферные двигатели. Мелодичный перестук V8, втягивающего весь воздух, до которого он только может добраться, поистине вызывает привыкание. Когда будет пройдена отметка в семь тысяч оборотов, автомобиль решит, что хочет переключиться еще на одну на скорость выше, в чем ему поможет — очень быстро и ладно — десятискоростная коробка передач. Да, здесь десять скоростей. Это не опечатка. Рулевое управление, на мой взгляд, приятно взвешенное: возможно, не самое информативное, но по меркам большинства современных автомобилей заслуживает весьма высоких рейтингов. Самое время задаться вопросом, есть ли в этой машине вообще хоть что-нибудь, что могло бы быть лучше. Ответ положительный: конечно, да. Невозможно представить, чтобы автомобиль с таким норовом обошелся без необъяснимо странных особенностей.
Взять хотя бы ту же десятискоростную коробку. Казалось бы, имея в распоряжении целых десять доступных для работы скоростей, трансмиссия должна обладать довольно короткими и близко расположенными передаточными коэффициентами, чтобы максимально повысить ускорение и отзывчивость. Восьмую, девятую и десятую скорости при необходимости можно и нужно использовать для экономии топлива на автомагистралях, но дайте нам поразвлечься и с первой семеркой! Если верить ощущениям, то у LC 500 десять длинных скоростей. На самом деле они не такие уж и длинные. Коробка передач отлично работает при плавном движении на круизной скорости — или когда отстукиваешь переключения на отсечке. Все, что может делать КП в промежутке между двумя этими крайностями, производит впечатление вялого и не то чтобы очень ровного. Режим «спорт» или «спорт +» немного улучшает положение дел: видимо, впрыскивает дозу кофеина в напитки крохотных существ, которые носятся внутри коробки и переключают скорости. Но ей все равно не светят призовые места в соревнованиях с новейшими автоматами ZF, если ограничиться лишь одним примером. Тем не менее, эта десятискоростная трансмиссия весьма шустро отзывается на ручное переключение и по характеру очень удачно подходит крупному «американскому» двигателю.
К слову, об американцах. Похоже, что Lexus откалибровал систему регулирования тяги под людей, не отличающихся особыми талантами к вождению. Это может вызвать некоторую досаду, когда хочется разогнаться второпях на первой или второй скорости, с небольшим углом поворота рулевых колес, а вместо этого электронная нянечка отключает тебе практически всю мощность и на приборке начинает мигать роковой желтый свет. Лучше бы они добавили какой-нибудь промежуточный режим контроля тяги — как M Dynamic у BMW. В результате мне больше нравится водить LC 500, отключив контроль тяги совсем, хоть я и не сразу разобрался, как это сделать. Как настоящий мужчина, не желающий подвергать себя таким возмутительным процедурам, как чтение инструкции, я нажимал кнопку регулировки тяги разными способами: держал на ней палец подольше, убирал его почти сразу — ничего не помогало.
В итоге я все-таки наткнулся на правильное решение: машина должна стоять неподвижно с коробкой передач в ручном режиме. Кнопку нажатой нужно удерживать целых десять секунд, прежде чем загорится оранжевый предупреждающий световой сигнал, сообщающий, что теперь верховной властью над выдачей мощности наделена моя правая нога. Оказалось, что даже при всех выключенных системах LC 500 на самом-то деле располагает внушительным запасом тяги и на полном ходу на первой скорости. Даже с не особенно цепкими безопасными шинами Bridgestone Turanza, установленными на автомобиль для прессы. Для LC 500 также доступны специальные безопасные шины Bridgestone Potenza, которые должны отличаться повышенной цепкостью. Так или иначе, когда все отключишь, машина по ощущениям становится намного живее. Она кажется менее тяжелой, более проворной и игривой. Для своего веса автомобиль на самом деле может похвастаться великолепной управляемостью. Вот бы еще система контроля тяги не прятала так глубоко некоторые его самые лучшие качества.
Lexus заявляет, что LC 500 разгонится до 100 км/ч с нуля за 4,4 секунды, и я склонен верить им на слово. Поскольку автомобиль не имеет турбонагнетателей или других инструментов принудительного наддува, то добиться от него такой динамичности можно, лишь раскрутив мотор до весьма высоких оборотов. При этом он все равно не создает ощущения молниеносной быстроты. Скорости, само собой, более чем достаточно, но до динамичности немцев с бейджиками AMG, ///M или RS все еще далеко. Но вот парадокс: LC 500 при этом куда веселее! Ему удается заставить тебя хихикать так, как не удается многим более быстрым автомобилям. Они просто слишком серьезные, в то время как этот Lexus немножко не в себе.
Кстати, разработчика элементов управления информационной системы тоже следует упрятать в психушку. Lexus использует сверхчувствительный сенсорный экран, с помощью которого переключается буквально все: от радио до подогрева сидений и вентиляции. В деле он настолько уморительно неуклюж, что, когда удается наконец нажать на нужный элемент, ждешь, что тебе выдадут приз. В целом же устройство салона мне очень нравится — оно просто уникально, а средства управления в духе древней японской головоломки лишь усиливают общее впечатление. В конце концов, если вы станете владельцем такого автомобиля, то рано или поздно разберетесь.
Будучи кузовом купе с посадочной формулой «2 + 2», LC 500 имеет задний ряд кресел, которыми вроде как можно пользоваться, но наполовину. Если установить водительское сиденье в удобное для меня положение, чтобы поместились ноги, то позади меня вряд ли сможет сидеть хоть кто-нибудь с коленями толще трех сантиметров. За пассажирским сиденьем, если немножко потесниться, пожалуй, можно будет разместить еще одного взрослого. Однако, как и в большинстве подобных автомобилей, задние сиденья более целесообразно использовать для рюкзака, сумки с покупками и тому подобного.
Описать сущность LC 500 и его место на рынке — задача не из легких: он кардинально отличается от других автомобилей. При беглом взгляде кто-то может принять его за суперкар, но на самом деле речь идет скорее о комфортабельном автомобиле класса Gran Turismo, предназначенном для повседневного использования и поездок на дальние расстояния. Его сложно сравнивать с крупными немецкими купе в том, что касается производительности, внешности и цены. Он ближе к Maserati GranTurismo, который, правда, значительно дороже и к тому же малость устаревает. За LC 500 будьте готовы выложить примерно семь миллионов рублей. Само собой, недешево, но список дополнительных опций довольно мал, и по итогу машину в очень хорошей комплектации можно взять дешевле, чем базовую версию Porsche 911 Carrera с парочкой экстраопций. Одним словом, компания Lexus выкатила несколько эксцентричный, но, бесспорно, отличный автомобиль, а главное — абсолютно непохожий ни на что вокруг. За это мы можем только сказать им спасибо.