Отправляя своего ребенка первый раз в первый класс, Ольга Спирина задалась целью помочь ему справиться с главными школьными трудностями.
А самое главное — научить сына
справляться со школьными задачами самостоятельно.
Мы с сыном последние деньки валяемся по утрам в кровати. Еще чуть-чуть — и ежедневный подъем в 7 утра, классный руководитель в роли второй мамы, домашние задания. И так — предстоящие 11 лет. Чтобы справиться с паникой, я села за педагогическую литературу. И взяла интервью у Олеси Заиченко, психолога и педагога, которая много лет одинаково успешно готовит детей к поступлению в школу или — наоборот — к домашнему образованию, когда школьный опыт оказался неудачным или родители являются убежденным сторонниками анскульных методов.
«Помогая ребенку в учебе, нужно дать то, что необходимо, но не дать лишнего», — вот девиз Олеси. Часто дети свою проницательность, острый ум и наблюдательность используют не по назначению: чтобы научиться читать на нашем лице, вместо того, чтобы думать о задаче. Родителям важно не попасться в эту ловушку. Множество младшеклассников виртуозно умеют заставить родителя решить все за него, а потом еще его и похвалить! Ваша коллега тоже вам на это жаловалась?! Так что мы будем учить детей учиться самостоятельно.
«Все, чему ребенок должен научиться, он сначала должен сделать в паре со взрослым. Это взаимодействие называется „зоной ближайшего развития“ — понятие, введенное знаменитым психологом Львом Выготским», — просвещает Олеся. Почему детям нужно долго продолжать читать сказки вслух, даже когда они уже сами давно умеют читать? Потому что вместе со взрослым ребенок может понять гораздо более сложный текст, чем собственные навыки чтения ему пока позволяют. Так что учить учиться мы будем долгой и терпеливой поддержкой ребенка во всем новом.
Помощь взрослого в учебе может быть трех видов: непосредственная, организационная и эмоциональная.
Если ребенок приходит за помощью в уроках, мы чаще всего реагируем однотипно — заново объясняем задачу и выполняем ее вместе с ребенком (это и называется непосредственной помощью). Логично дальше сразу предложить однотипную задачу и проследить, как ребенок ее выполняет самостоятельно. Почему-то чаще всего мы этого шага не делаем…
На самом деле, в непосредственной помощи младшеклассник почти не нуждается. Родитель сделает для него гораздо больше, если предпочтет второй вид помощи — организационный. «Лобные доли мозга, которые помогают нам планировать, развиваются позже всех остальных. Поэтому детям трудно выстроить правильную последовательность действий, им нужно в этом помочь: обрати внимание на это, сравни вот это с этим, ключевое слово на схеме — такое-то, сначала посмотри сюда, потом сделай это. Нужно не помогать решать, а расставить ориентиры, которые помогут решить», — убеждает Олеся. Когда задача новая, можно нарисовать последовательность действий в картинках (можете даже вместе изобразить комикс), рисунками ребенок может пользоваться, пока сам не запомнит, что за чем надо делать.
Каждое действие состоит из трех частей — замысел, исполнение, контроль. Поначалу чаще всего и замысел, и контроль осуществляет взрослый. Но нужно помнить, что так долго не должно оставаться. Часто ребенок не умеет себя проверять, не видит ошибки. А тем более не умеет планировать. И контролю, и планированию — с чего начать, чем продолжить, как закончить — надо учить. Можно, например, вместе сочинить памятку, на что стоит обращать внимание: проверить с вечера, что есть чистая одежда на завтра, собрать портфель, проверить по расписанию уроков, что все готово на завтра… Эта памятка может быть рукодельной (так лучше запоминается) в виде рисунков или линейки с передвигающейся стрелочкой — «курсор» можно смещать на следующую картинку, когда предыдущая задача выполнена.
Дети отличаются по своим рабочим ритмам. Сколько времени уходит на врабатывание (включение в процесс обучения), на какой момент приходится пик работоспособности, когда начинается истощение — все эти характеристики у разных детей разные. Выяснить их можно только экспериментальным способом, а лучше всего — подключить к этому ребенка, ему же тоже интересно, как устроена его голова. Столкнувшись с массивом домашних заданий, заведите дневник наблюдений: что ребенку трудно делать, что легко, с чего начинать — с трудного или с легкого, какие и как часто паузы делать. В конце каждого дня обязательно вместе подводите итоги, сколько времени заняли занятия и сколько ошибок было допущено при разных способах делать уроки. Так вы вместе найдете оптимальный способ.
Хорошая идея обсудить с ребенком, что он за сегодня узнал нового и в виде каких-то предметов — камешков, ракушек, шишек, желудей — по одному каждый вечер класть в прозрачную копилку, чтобы к концу года было видно, какой огромный запас новых знаний образовался. К тому же, это игровая и занятная форма вопроса «Что сегодня было в школе?», на который дети обычно не любят отвечать.
И наконец, третий вид помощи — эмоциональная помощь. Часто ребенку помогает сконцентрироваться просто присутствие взрослого (мамы, бабушки, няни, педагога-репетитора — того, кто занят уроками с ребенком) и его элементарное одобрение. «Когда ребенка поддерживают, ему легче освободить ум от переживаний и направить на то, чтобы справиться с задачей», — объясняет психолог. Бывает так, что ребенок не может ничего решить, но стоит появиться взрослому, как сразу же все получается. «Я часто встречала жалобы, что когда мама на кухне, а не в комнате, ребенок не в состоянии сосредоточиться», — рассказывает Олеся. Это нормально для первоклассника, а с возрастом и школьным опытом справляться с этим надо потихоньку, по мере того, как ребенок начинает чувствовать себя увереннее — как отучать от соски.
«Нужно медленно, но верно переадресовывать ответственность ребенку — это его уроки, это его задания, это его жизнь», — с Олесей трудно не согласиться.