На экраны наконец-то вышел один из самых ожидаемых фильмов года — «Остров собак» Уэса Андерсона.
Полный иронии и гэгов кукольный мультфильм затрагивает чуть ли не все самые актуальные для современного мира темы.
Действие картины Уэса Андерсона разворачивается в выдуманном японском мегаполисе Мегасаки в недалеком будущем. Коррумпированный мэр города Кобаяши, принадлежащий к якудза, подписывает указ против ненавистных ему собак. Под предлогом страшной вспышки собачьего гриппа мэр, поклонник кошек, прикажет депортировать всех домашних и бездомных псов на Мусорный остров. В соответствии с названием, это свалка, где можно встретить все виды отходов — вплоть до токсичных химических. Обратите, кстати, внимание на то, что каждая часть острова отведена определенному типу формирующего «пейзаж» и ландшафт мусора, который здесь, конечно, сортируют. Двенадцатилетний Атари, дальний родственник Кобаяши, давшего ему в свое время кров, крадет маленький самолет и совершает посадку на Мусорном острове. Сюда некоторое время назад привезли его любимого пса Спотса в клетке. Тот был не только верным другом мальчика, но и приставленным к нему охранником. Атари встречает небольшая стая местных обитателей и держащийся несколько в стороне черный пес Шеф. Они обещают помочь мальчику найти Спотса.
«Остров собак» — вторая после «Бесподобного мистера Фокса» анимационная картина Уэса Андерсона и первый мультфильм в истории, открывавший Берлинский кинофестиваль. На Берлинале, кстати, фильм был удостоен награды за лучшую режиссуру и, кроме того, оставался до конца смотра фаворитом критиков.
С одной стороны, «Остров собак» — фирменная работа американского перфекциониста. Все роли озвучивали звезды первого ряда, и отдельная радость — узнавать в своенравном бездомном псе баритон Брайана Крэнстона, в звезде собачьих выставок — хрипотцу Скарлетт Йоханссон, в американской студентке — решительность Греты Гервиг, а в маленьком мопсе, предсказывающем будущее по ТВ-передачам, — благородство Тильды Суинтон. Андерсон привлек к работе даже Йоко Оно! Но оценить эту часть фильма получится только в том случае, если отыскать в расписании показы с субтитрами. Режиссер также славится тем, что почти все кадры в его фильмах идеально симметричны, и в данном случае это тоже несложно заметить. Картины Уэса Андерсона отличает и невероятная детализация, благодаря которой каждую мизансцену хочется рассматривать до бесконечности. На этот раз была проведена уж совсем невероятно кропотливая работа. Создатели почти не использовали компьютерную графику, что, безусловно, придает мультфильму ни с чем не сравнимое обаяние рукотворности. Например, облака делали из ваты, а реку изобразили с помощью ленточного конвейера из обертки для сэндвича. Конечно, все это плоды труда команды из огромного количества аниматоров, кукольников, художников и т. д., над которой шефствовал Уэс. Кстати, часто он работал удаленно, что ничуть не уменьшало степень контроля над происходящим: каждая собачья шерстинка была им досконально изучена. Эстетика фильма совмещает культуру японскую и американскую, футуризм и ретро. Постановщик утверждает, что в первую очередь его вдохновляли фильмы Акиры Куросавы, действие которых разворачивалось в современных городах. Япония показана в «Острове собак» с характерной для всего творчества Андерсона иронией, но и с несомненным уважением и большой долей аутентичности.
С другой стороны, помимо эстетического восторга, «Остров собак» рождает и беспокойство, поскольку исследует вопросы крайне важные и тревожные. Многие недолюбливали Андерсона за то, что его работы до поры до времени были довольно инфантильными. Рассматривал он прежде всего неврозы и беды ни в какую не желающих взрослеть людей (а вот дети в его фильмах, напротив, обычно не по годам зрелы). Ситуация переменилась на «Отеле „Гранд Будапешт“» — фильме по-прежнему «кавайном», милом, но и по-настоящему печальном, посвященном предчувствию войны. «Остров собак» — еще один шаг к взрослению почти пятидесятилетнего на данный момент режиссера. О чем только ни рассуждает Андерсон и его постоянные соавторы: коррумпированность и несменяемость власти, политические убийства, заговоры власть имущих, пропаганда, беженцы, национализм, чудовищная ситуация с экологией. Интересно, что в США картину, видимо, воспринимают особенно остро. Для американцев «Остров собак» — прежде всего притча, метафора. Взбалмошный нетолерантный правитель при поддержке народа высылает из города неугодную ему группу живых существ другой «национальности». Актеры, которые озвучивали героев, говорят в интервью, что, когда картина задумывалась, она не была до такой степени актуальной: Трамп еще не пришел к власти. Кстати, в стае главных героев царит демократия: за каждое решение голосуют.
В России резонируют несколько иные смыслы, и зал живо реагирует на сцену с шестыми или седьмыми перевыборами мэра и на эпизод со сваливанием всех бед на иностранных агентов. Вообще, сюжет с учетом наших реалий хочется воспринимать буквально. Невозможно не вспомнить о ситуации с подмосковными свалками, невозможно в очередной раз не задуматься о том, что уже долгие годы в России не могут принять закон о защите животных. И, конечно, нельзя вновь не ужаснуться массовым жестоким убийствам уличных собак и кошек, которые происходили перед Олимпиадой в Сочи и происходят сейчас — накануне чемпионата мира по футболу.
Но, тем не менее, в первую очередь фильм Уэса Андерсона славит собак: их сумасшедшую преданность хозяину, бесстрашие, изобретательность, сплоченность с истинными друзьями, комичность, умильность, в конце концов. Несомненно, картина сделана теми, кто по-настоящему понимает и любит этих невероятных животных.