BMW Group, известная своими культурными инициативами и поддержкой арт-событий по всему миру, выступила партнером новаторского амбициозного проекта — 1-й Антарктической биеннале.
Первая в истории Антарктическая биеннале: пространство открытий
В декабре будет объявлен победитель конкурса BMW Antarctic Biennale Calls,
который присоединится к команде известных художников, ученых и визионеров, участвующих в экспедиции, и реализует свой арт-проект в Антарктиде в марте 2017 года.
Мы воспользовались случаем, чтобы поговорить с куратором глобальной культурной программы BMW Томасом Гирстом о том, зачем крупным корпорациям поддерживать искусство, и как сотрудничество с художниками помогает развивать технологии и бизнес в целом.
В 2017 году в антарктическую экспедицию отправятся десятки современных художников
Инна Логунова: BMW Group поддерживает многочисленные культурные институции и арт-события. Чем вас привлек проект Антарктической биеннале?
Томас Гирст |
Томас Гирст: Какие бы проекты мы ни поддерживали благодаря культурной программе BMW Group, а мы уже на протяжении полувека реализуем самые разнообразные по духу и содержанию проекты по всему миру, наша главная миссия — менять мир к лучшему. Компания осознает свою социальную ответственность перед обществом, в котором ведет бизнес, что является залогом ее успеха. BMW Group выступает партнером многих биеннале от Берлина до Индии. Так что, почему бы не Антарктика? Искренне желаем удачи всем конкурсантам! |
Энди Уорхол. Арт-кар BMW M1, 1979 г.
Джефф Кунс. Арт-кар BMW M3GT2, 2010 г.
— Начиная с 1970-х, BMW сотрудничала со многими именитыми художниками, такими как Фрэнк Стелла, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Дэвид Хокни и Джефф Кунс, которые расписывали арт-кары BMW. Какие художники пополнят коллекцию проекта в ближайшее время?
— Следующие арт-кары создадут американский художник-концептуалист Джон Балдессари и китайская художница Цао Фэй, которых из списка самых авторитетных кандидатов выбрало жюри из представителей крупнейших мировых музеев современного искусства. Америка и Китай, живой классик и молодой талант, каждый из которых — на вершине успеха. Что может быть лучше, чем такой тандем, после захватывающей арт-версии автомобиля от Джеффа Кунса?
По порядку появления арт-кар Джона Балдессари — 18-й, а автомобиль Цао Фэй — 19-й. Однако для самих художников было принципиально получить номера наоборот, поэтому арт-кар Цао Фэй считается восемнадцатым в коллекции. Дело в том, что в китайской традиции число 18 произносится как «ши ба» и является счастливым, так как созвучно со словосочетанием «ши фа», означающим «определенно стать богатым», «стать богатым наверняка». Именно поэтому Цао Фэй так хотела работать над восемнадцатым арт-каром BMW.
Джон Балдессари и Цао Фэй
— Какие крупные арт-события в ближайших планах BMW Group?
— Собственно, презентации новых арт-каров — одни из самых ожидаемых событий. Премьера арт-кара Цао Фэй, скорее всего, состоится в Шанхае и Макао летом 2017 года. Кроме того, по традиции «произведения искусства на колесах» выступят на гоночном треке. Мы с нетерпением ждем, когда в феврале автомобиль Джона Балдессари примет участие в гонке в Дейтоне-Бич во Флориде, а BMW Цао Фэй появится на одной из главных гонок на азиатском континенте.
— Многие здания BMW в мире — как штаб-квартиры, так и заводы — спроектированы такими звездами архитектуры, как Заха Хадид, Кэндзо Тангэ, Николас Гримшоу — и это далеко не полный список. На ваш взгляд, как новаторская архитектура влияет на человека? Способна ли она менять мышление?
— Высочайшие стандарты важны для нас в любом проекте, в котором мы задействованы. Если говорить о бренде, то для нас важна узнаваемость дилерских центров по всему миру, а ее определяет особый визуальный язык архитектуры всех зданий BMW. С момента, когда в 1973 году в Мюнхене открылась построенная Карлом Шванцером штаб-квартира BMW — знаменитое напоминающее четырехцилиндровый двигатель здание, которое было признано независимым жюри одним из самых красивых зданий международной компании, — мы постоянно работаем с выдающимися архитекторами.
Функциональность и эстетика без намека на помпезность — таково общее видение архитекторов и инженеров, которые в постоянном диалоге и взаимодействии делают мир прекраснее. Заха Хадид, безусловно, была одной из тех, кто меняет мир к лучшему. Мы бесконечно скорбим о ее уходе.
Здание головного офиса BMW в Мюнхене. Архитектор Карл Шванцер
Главный заводской комплекс BMW в Лейпциге. Архитектор Заха Хадид
— Как коллаборации компании с художниками помогают развивать технологии и дизайн автомобилей?
— Например, Олафур Элиассон, автор арт-кара 2007 года, в рамках проекта выпустил книгу, в которой он собрал интервью с известными социологами, инженерами, философами, урбанистами и другими крупными специалистами о будущем автомобилей. Это очень глубокое и детальное исследование, которое главный дизайнер BMW Адриан ван Хойдонк рекомендовал к обязательному прочтению для всех 500 с лишним дизайнеров в штате компании. И это именно то, что я называю настоящим диалогом искусства и жизни.
Олафур Элиассон. Арт-кар BMW H2R, 2007 г.
Разворот книги Олафура Элиассона Your mobile expectations: BMW H2R project
— Я от многих людей слышу о неприятии современного искусства, которое они не понимают и вообще за искусство не считают. Что бы вы им сказали?
— Говорить, что современное искусство — не искусство, просто невежественно. Что вы делаете, когда чего-то не понимаете? Изучаете, слушаете, смотрите. Любопытство — самая важная человеческая черта. Понимание искусства — не данность, это то, что приходит со временем и зрительским опытом. Созерцание, к которому приложено усилие, приносит особенное удовольствие. Зачастую все значимые и стоящие вещи в жизни требуют усилий. И да увидит смотрящий.
Новая модель BMW 5 серии
— Никогда ранее искусство не было так интегрировано в жизнь общества, как сегодня. Как, по-вашему, искусство и творческие индустрии будут развиваться в XXI веке? К чему мы движемся?
— Искусство — это социальная платформа. Меня беспокоит, когда мир искусства начинает полностью сливаться с арт-рынком. Все самое ценное в мире бесплатно.
Новая модель BMW 5 серии
— Развитие технологий сказывается на качестве человеческого общения и способствует отчуждению. Как это преодолеть?
— Ответ лежит на поверхности — с помощью межличностной коммуникации. Лучшие вещи происходят с нами тогда, когда мы позволяем им случиться. В отчуждении нет нужды. Вокруг так много красоты: в поэзии Шекспира, в шорохе колеблемой ветром травы, во взмахе крыльев бабочки. Посмотрите на небо — как оно прекрасно, как прекрасен мир вокруг. Это — роскошь, которая доступна каждому.
— Как бы вы описали дух нашего времени?
— Термином французского философа Поля Вирильо — «ускоряющаяся реальность».
Новая модель BMW 5 серии