Декорации на показе весенней коллекции Алессандро Микеле наделали шуму не меньше, чем сами модели. Разбираемся, какие реальные и киноинтерьеры могут послужить примером того, как украсить скульптурой квартиру или дом.
Горящие бюсты из воска, фильмы Феллини и Питера Гринуэя и отвращение к жизни — изучаем главные составляющие нового тренда.
Голова Августа, полулежащая статуя Полины Бонапарт из Галереи Боргезе, порталы храмов из Египта (статуи взяты скорее с ампирных вариаций на египетскую тему) и Центральной Америки, между которыми пролегла неоновая дорожка и разместились бордовые банкетки в форме вытянутых шестигранников, — декорации на показе женской коллекции Gucci весна-лето 2018 в Милане напоминали съемочную площадку очередной серии «Индианы Джонса». Помните, у них там был гигантский ангар с артефактами? «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)» Gucci растолковывает нам: помещение показа символизирует Рим, разделенный на районы. Дорожка — это Тибр, а покой Вечного города стерегут бюсты властителей и египетские идолы, расставленные по периметру. Вместе с тем пафосные декорации намеренно диссонируют с игривой коллекцией, которую представил дизайнер Алессандро Микеле.
В Италии найти локацию со статуями для показа моды — не проблема: лишь бы разрешили устроить шоу. Дефиле Alberta Ferretti в 2007 году проходило на римском Капитолии, юбилейная выставка к 40-летию Дома Valentino — в Музее Алтаря мира, а шоу Giambattista Valli в январе 2009 года — на флорентийской площади Синьории, там, где стоит копия Давида Микеланджело. К слову, в Москве еще 13 лет тому назад для показов Russian Fashion Week использовали Галерею Зураба Церетели на Пречистенке: там такие статуи, что Микеле и не снилось. Один бронзовый Юрий Михайлович Лужков с торсом Сильвестра Сталлоне, одновременно бьющий ногой по футбольному мячу и замахивающийся теннисной ракеткой, чего стоил!
Giambattista Valli, 2009
Показ дизайнера первой величины если не введет моду на классическую скульптуру в интерьере, то, по крайней мере, способен привлечь внимание к этой теме. Подлинники или копии старинных статуй, осколки рельефов, лепнину в декоре помещений можно использовать и в наше время. Философия такого подхода проста: побольше тонкой иронии, поменьше «дорого-богато». Никакого пафоса и нарочитости, чтобы не получилось в итоге казино в Лас-Вегасе. Отбитый край — не страшно, а изысканно. Сочетание эпох приветствуется. Маленькие площади — не проблема, а квест для декоратора.
Где побывать, чтобы вдохновиться интерьерами со скульптурой?
Музей Соана, Лондон (13, Lincoln’s Inn Fields). Самый странный дом в Лондоне, составленный из трех зданий архитектором Джоном Соаном в начале XIX в. Описать его непросто: нужно походить, посмотреть на оптические иллюзии, игру с объемами, потайные двери и коридоры, комнаты, сплошь заставленные скульптурами и архитектурными фрагментами и даже макетами зданий, превратившимися в элемент интерьера. Каждый первый четверг месяца в музее проводится вечерняя экскурсия при свечах. Игра света на скульптурах — завораживающее зрелище.
Витториале-дельи-Итальяни на озере Гарда (Via Vittoriale, 12, Gardone Riviera). Поместье, в котором провел последние годы жизни писатель-декадент Габриеле д’Аннунцио. Некоторые комнаты напоминают жилище гоголевского Плюшкина или квартиру бабушки с 50 кошками: буквально все заставлено статуями, статуэтками, осколками былой роскоши. В столовой стоит панцирь любимой черепахи писателя, в который вставлено бронзовое туловище. Да что там черепаха: на берегу озера Гарда установлена палуба крейсера «Пулья»!
Вилла Сан-Микеле, Анакапри (Viale Axel Munthe, 34). Залитая солнцем вилла врача — шведа Акселя Мунте, — удалившегося сюда после завершения успешной практики в Париже и Риме. Дом и терраса заполнены римскими статуями, найденными в округе. Интерьеры Сан-Микеле — пример того, как скульптура может выглядеть легко и ненавязчиво, а не тяжеловесно и торжественно. Почитайте автобиографию Мунте «Легенда о Сан-Микеле» — там много смешных и трогательных историй о том, как эти статуи искали.
Вилла Штука, Мюнхен (Prinzregentenstr., 60). Франц фон Штук сам был скульптором, и в его доме в стиле мюнхенского модерна, построенном под влиянием греческой классики и эллинизма, можно встретить множество статуй и бюстов. Обратить внимание стоит на то, как скульптура сочетается с мебелью в стиле модерн, тканями и расписанными «под античность» стенами. Интересны и рельефные фризы и десюдепорты над дверями.
Вилла Некки Кампильо, Милан (via Mozart, 14). Для своего времени это было самое дорогое строительство частного особняка в Милане: архитектор и дизайнер мебели Пьеро Порталуппи создал уникальный интерьер, один из лучших памятников итальянского ар-деко. После войны, правда, он был слегка изменен: появилась мебель в других стилях, стало больше скульптуры. Тем лучше: сегодня буржуазная вилла представляет собой отличный пример, на котором можно научиться, как и с чем сочетать стиль 1930-х, а заодно понять, что в «декошных» интерьерах вполне благополучно жили не только Фрэнсис Скотт Фицджеральд или Эркюль Пуаро, но и обычные люди. Здесь же, кстати, снимался красивый костюмный фильм «Я — это любовь» с Тильдой Суинтон.
|
|
Какое кино смотреть?
Практически любой авторский фильм о Риме наверняка послужит вдохновением для тех, кто хочет начать использовать в интерьере статуи. Появление скульптур в таком кино неизбежно: от начальных сцен «Сладкой жизни» Федерико Феллини с колоннадой собора Святого Петра до постера «Великой красоты» Паоло Соррентино, где потрепанный главный герой в пижонском желтом пиджаке сидит на фоне Марфорио, вальяжно раскинувшегося морского бога с Капитолия. Как правило, присутствие статуй, этой мертвой мраморной натуры, в фильмах о Риме оттеняет поток современной жизни. Они привносят чувство taedium vitae (раз уже речь идет о Вечном городе, куда без латыни!), усталости от тщеты бытия, эстетской меланхолии. Это красиво, интересно и… так предсказуемо. |
Пожалуй, фильмы, в которых скульптура сама становится частью жизненного потока и даже подменяет его собой, — это «Живот архитектора» Питера Гринуэя и начало «Конформиста» Бернардо Бертолуччи. В обеих кинолентах талант режиссера и мастерство оператора настолько велики, что в поисках вдохновения смотреть их даже правильнее, чем ехать в Рим и искать места съемок.
В первом фильме виртуозно показаны муссолиниевские Дворец итальянской цивилизации и стадион Foro Italico. Главного героя допрашивают на Капитолии: стол полицейского дознавателя установлен прямо перед фрагментами колосса императора Константина. Ну и конечно, нельзя пропустить курьезную сцену, в которой псих ворует нос у бюста возле базилики Санта-Мариа-ин-Арачели на том же Капитолии.
У Бертолуччи беспредельно красивы кадры интерьеров министерства: залитый светом коридор с мраморной стеной и огромный белый кабинет начальника с лакированным деревянным столом янтарного цвета, на котором он целуется с посетительницей, и распростершим крылья черным орлом на стене. Через минуту этого орла начнут переносить с места на место. С другой стороны, апофеозу стиля тоталитарного функционализма чуть позже противопоставляется квартира в стиле ар-деко с геометрическими обоями и небольшим черным скульптурным портретом женщины.