Главный инструмент Эльбской филармонии, экстремалы в вингсьютах, живой Рахманинов и «курсы молодого бойца» для клавиатуры — Posta-Magazine рассказывает, как создаются знаменитые рояли и пианино
Steinway & Sons.
На фабрике роялей хорошая погода,
над Эльбой не всегда идут дожди.
В Гамбурге дождь идет 155 дней в году, авторитетно заявляет буклетик с рекламой экскурсий. Конечно, ведь здесь за углом река Эльба впадает Балтийское море, а кому же не знакомы погодные причуды приморских Санкт-Петербурга и Калининграда? Однако гамбургская фабрика роялей Steinway & Sons, пригласившая нас на экскурсию, хитроумно приманила хорошую погоду. Грандиозный приветственный прием с участием одного из лучших современных пианистов Якоба Карлзона был организован прямо в помещении цеха, посреди станков и деревянных деталей, и украшен искусственным солнцем — светильником в форме большого шара, почти как в нестареющей истории дяди Федора и кота Матроскина. Уловка сработала: на приманку клюнуло настоящее солнце, и в первоапрельский уик-энд на улицах вольного и ганзейского города Гамбурга появились… очереди. Самые частые — за мороженым, самая длинная — за бесплатными билетами на смотровую площадку на восьмом этаже открывшейся пару месяцев назад Эльбской филармонии. Само собой, обустройство нового концертного зала не обошлось без инструмента Steinway & Sons — лучшего в мире производителя роялей, имеющего за плечами полторы сотни лет истории и почти столько же патентов.
В Гамбурге производится 1200 роялей в год, и большую часть приобретают не индивидуальные заказчики, а профессиональные организации, в том числе и образовательные учреждения. Когда на инструменте играют по 24 часа в сутки, то рано или поздно вам понадобится новый. Для частного же клиента «Стейнвей» становится долгосрочной инвестицией, переходящей из поколения в поколение, почти что членом семьи — такой покупатель уже не приходит снова. Хотя в цеховом помещении и висит плакат с лозунгом «Качество — это когда возвращается не товар, а заказчик», но частники возвращаются так редко, что на них одних компания бы уже давно разорилась, признаются сами стейнвеевцы. |
Есть еще отдельная категория музыкантов-эндорсеров Steinway Artists. Они обязуются не выступать публично на инструментах другой фирмы и должны сами приобрести фортепиано Steinway & Sons. Вопреки распространенной практике компания-производитель в этом случае не дарит свой продукт и не платит рекламный гонорар — ценность для репутации от такого сотрудничества несоизмеримо выше. В списке артистов Steinway сегодня 1700 с лишним имен в одной лишь категории солистов, не считая ансамблей и так называемых Immortals, среди |
Шведский пианист Якоб Карлзон, Steinway Artist |
Гвоздем программы стал дуэт Якоба с «невидимым братом-близнецом» за вторым роялем обычного |
На следующий день пришла пора воочию увидеть то, что подвигло Якоба на клятву никогда больше не ставить |
Широкая деревянная дека требует ювелирной подгонки аккуратно распиленных планок, которые должны совпадать по рисунку волокон и не создавать преград и искажений звука. В этом цехе тоже 50% древесины отбраковывается. Тяжелая чугунная рама, без которой корпус не выдержит натяжение струн (20 тонн!) — одна из немногих частей «Стейнвея», которую изготавливают не в Гамбурге, но именно здесь в ней медленно и чутко сверлит отверстия для колков (на них наматываются струны) управляемый невидимой рукой компьютера станок. |
В остальном почти все работы на заводе выполняются вручную. Распылителем покрасить раму в золотистый, а корпус — в королевский черный, кисточкой обвести рельефный логотип Steinway & Sons на раме, украсить корпус тонким шпоном из эксклюзивных пород древесины, покрыть его слоем лака, отполировать лак до минимальной толщины… И все это — лишь видимая часть инструмента. |
А ведь еще целый этаж мастеров-кудесников колдует над механизмом внутри, добиваясь от фетровых молоточков идеально ровного расположения и удара, а от клавиш — фирменного стейнвеевского сопротивления. Здесь же находится еще один робот, устраивающий каждой новой клавиатуре «курс молодого бойца». За закрытой дверью он гоняет минималистичную гамму-арпеджио на всех клавишах, нажимая каждую по десять тысяч раз в час — такому бесконечному гипнотизирующему концерту позавидовал бы и сам Стив Райх. К счастью, в стенах фабрики можно услышать и более мелодичные звуки: для сотрудников регулярно проводятся обеденные концерты, на которых звучат и сложные произведения классики, а на сладкое даже «К Элизе» Бетховена. |
Венцом творения становится интонирование: главная волшебница рояльного царства слышит то, что недоступно нам, простым смертным. Одну ноту на фортепиано «поют» в унисон три струны, и если одна слишком резко «выпирает» либо, наоборот, звучит слабее других, то интонировщица точным уколом меняет форму головки молоточка, придавая каждому роялю индивидуальный звук в соответствии с его характером. Лишь после ее отмашки инструмент можно показывать клиентам. По соседству расположен просмотровый зал со снимками и автографами величайших Steinway Artists на стенах и двумя рядами «Стейнвеев» — картина, наполняющая благоговением. Как раз в этот день латвийский пианист Вестард Шимкус во главе делегации из Юрмалы выбирал новый рояль для концертного зала «Дзинтари». Новый сезон в Юрмале откроет 2 июня Вторая рапсодия Гершвина в исполнении Шимкуса и дуэт Харри Баш — Раймонд Паулс. А в Гамбург можно брать |