Модные дома сегодня продают не просто одежду, но образ жизни. В последние годы ассортименты именитых бутиков пополняются не только предметами из текущих коллекций, но и печатными изданиями, элементами интерьера, сувенирной продукцией.
Следующий шаг модной экспансии — открытие «брендовых» ресторанов: вслед за Tiffany & Co., запустившим The Blue Box Café в Нью-Йорке, гастрономическую нишу осваивает Gucci.
Новый ресторан Gucci Osteria расположился во Флоренции — в Palazzo della Mercanzia XIV века, откуда открывается захватывающий вид на самую знаменитую площадь города — Синьории.
Остерия рассчитана на 50 мест, и хотя официальный запуск состоялся только вчера, одновременно со стартом международной выставки Pitti Uomo, все места в ней забронированы на много дней вперед. Дело, конечно, не только в модном богемном флере, который возникает во всем, к чему прикасается рука креативного директора Дома Алессандро Микеле: Gucci Osteria возглавляет Массимо Боттура — один из самых знаменитых шефов мира, обладатель трех звезд «Мишлена» (к слову, он был признан лучшим по версии The World’s 50 Best Restaurants 2016 года).
Боттура разработал меню в лучших традициях итальянской классики: посетители смогут попробовать тортеллини с пармезаном или, скажем, ризотто с грибами (стоимость закусок и горячего колеблется в районе 20–30 евро). Впрочем, шеф обещает, что будут и блюда международной кухни, вдохновленные его экспедициями: «Путешествуя по миру, мы наполняем нашу кухню всем, что видим, слышим и пробуем. С широко открытыми глазами мы ищем неожиданное и блистательное». По задумке Массимо Боттуры, остерия должна напоминать о том, что «начиная с Ренессанса, Флоренция всегда была центром культурологического обмена».
Отметим, что Gucci — не единственный модный бренд, замахнувшийся на принципиально новую нишу — гастрономическую. Мы уже упоминали об открытии кафе Tiffany & Co.; «именные» рестораны и бистро есть у нескольких мировых марок — от Burberry до Trussardi, не говоря о заведениях под лейблами Armani и Versace. Louis Vuitton открывают кофейни непосредственно в бутиках, в то время как Chanel экспериментирует с pop-up-форматами, привлекающими не только респектабельную публику, но и миллениалов.
Эксперты прогнозируют, что развитие «модной гастрономии» станет знаковым трендом последующих нескольких лет — и хотя финансово такие проекты вряд ли много принесут своим создателям, открытие ресторанов под брендами «высокой моды» — эффективный способ привлечь в бутики молодую аудиторию, которая предпочитает делать покупки в интернете. Подобные гибридные форматы — скорее маркетинговый, нежели финансовый инструмент, который, однако, имеет долгосрочную перспективу: рынок продажи элитных вин, напитков и продуктов питания оценивается на сегодняшний день в 120 миллиардов долларов и демонстрирует постоянный рост (не менее 6% в год) — в отличие от, скажем, рынка люксовых аксессуаров.