Культура

Запускайте лысого: 5 причин посмотреть фильм Гая Ричи «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

Фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

Гай Ричи опять смешно матерится, а Джейсон Стэйтем со знанием дела набивает морду мерзавцам. О том, как новая пацанско-шпионская феерия от режиссера фильма «Карты, деньги, два ствола» может стать для российского зрителя спасением от вездесущих «Елок» и «Чебурашки», рассказывает Posta-Magazine.

Говорят, кинокритикам нельзя уделять много времени своим эмоциям, ведь нужно стремиться к журналистской объективности и так далее и тому подобное. В случае с «Операцией „Фортуна“» это будет скорее ужасной ошибкой, нежели адекватным подходом к работе. Извините, но восторг от просмотра новой ленты Гая Ричи мы скрывать не станем: «Операция» — одно из самых ярких кинособытий за последнее время. И вот пять причин (спасибо Игорю Николаеву за беспроигрышный формат), почему это так.

Первая причина — это Джей

55-летний дядя Джейсон форму нисколько не растерял. Один из тех актеров, появление которых на экране вызывает глупую улыбку до ушей. То ли оттого, что он почти всю карьеру произносит полную чушь с серьезным лицом (привет, «Перевозчик»!), то ли оттого, что в этой груде мышц каждый раз видишь добряка необыкновенного. Хоть и улыбается Стэйтем только по праздникам.

Фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

«Операция „Фортуна“» — уже пятая совместная работа Стэйтема с Гаем Ричи, который как раз помог лысому, новорожденному для кино бруталу сделать первые шаги в актерской жизни. Первый шаг — «Карты, деньги, два ствола», второй — «Большой куш». Иными словами, вот этот грозный мужчина, который если и не выбивает в фильмах всем подряд зубы, то хотя бы ломает носы, начинал с комедий.

Но «Операция» (кстати, «Фортуна» именно потому, что у главного героя фамилия Fortune) больше похожа не на первые коллаборации Ричи и Стэйтема, а на их прошлое творение — «Гнев человеческий», которое, к слову, понравилось далеко не всем. Тем не менее не стоит бросаться помидорами раньше времени: все, в чем «Гнев» был хорош (экшен, монтаж, хореография Стэйтема), здесь сделано ещё лучше, а все, в чем он был плох (все остальное), сведено на нет.

Фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

Короче говоря, Стэйтем прямо сияет в «Операции», и это даже не блики от прически. Когда агент Форчун нагло пробирается в чужой самолёт, один персонаж произносит: «Кто пустил лысого?» И во время просмотра картины в голову постоянно приходит мысль: «Слава богу, Ричи в этот фильм пустил лысого».

А вторая — действо половчей

В начале года в наших кинотеатрах успешно только получится либо спать, либо целоваться: показывают такую, мягко говоря, скуку, что вариант «с интересом посмотреть фильм» даже не приходит на ум. То трехчасовое бессмысленное путешествие на Пандору в новом «Аватаре», то «Чебурашка» (тут уж без лишних слов).

И, конечно, «Операция», которая сначала умело маринует зрителя, посвящая его в шпионские дела, а потом сама же бурлит от одновременно кипящих кульминаций, кажется глотком свежего воздуха посреди всего этого кинематографического болота. Правда, иногда не получается толком отдышаться от перенасыщения взрывами, погонями и черным юмором. Кстати, о юморе.

Фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

Третья — это юмор с чернотой

В лучших традициях творчества Гая Ричи. Заскучали, честно говоря, без его шуток, приправленных бойкими матами и ноткой аморальщины. То Ричи над «Мечом короля Артура» работал, то над «Алладином», то над незамысловатым «Гневом человеческим». За последнее время он только «Джентльменами» показал, что шутить, между прочим, не разучился и вполне может выдать что-то вроде искрометного «Большого куша», фразы из которого давно стали в определенных кругах афоризмами. Чего стоит только «Ненавижу *** цыган!»

«Операция» тоже блещет юмором, но, к сожалению, не сразу. В завязке фильма становится прямо страшно: неужели после «Гнева человеческого» в Ричи не осталось ни капли веселья? К счастью, все при нем: нужно просто немного подождать, и вы снова станете свидетелем криминально-черного юмора, в котором Гай Ричи себя чувствует так уютно, а мы — так привычно.

Фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

Режиссера, кстати, особенно любят именно в России, а не на родине или в других странах. Отечественный зритель как знает наизусть фразы из «Бумера» с «Бригадой», так и с удовольствием смотрит на бандитов Гая Ричи и их пацанские разборки. Фанатели в нулевых в нашей стране по криминалу и продолжают фанатеть. В «Операции», конечно, главные герои — не уголовники уже, а цивилизованные агенты, но от персонажа Стэйтема все еще отдает чем-то по старинке быдловатым и оттого крайне забавным. Станет очередным любимчиком публики, не стоит сомневаться.

Четвертая — это ряд звуковой

Ричи признавался, что никогда не мучился с выбором музыки к фильмам и просто вставлял в эпизоды свои любимые композиции. Что ж, в очередной раз можно сказать, что вкус режиссера утончен до невозможности. А теперь представьте мысленно две ситуации.

1) Какой-нибудь фильм о Джеймсе Бонде или любая другая шпионская лента. Агент аккуратно пробирается в дом, вырубает охрану, крадется в темноте. На фоне играет чисто шпионская, не особо примечательная музыка, которую каждый точно слышал, но сейчас вряд ли вспомнит хотя бы одну ноту из такой композиции. Шпион сделал свое дело. Конец сцены.

Кадр из фильма «007: Координаты „Скайфолл“»
Кадр из фильма «007: Координаты „Скайфолл“»

2) «Операция „Фортуна“». Агент пробирается в дом, случайно натыкается на включенный телевизор. По нему идет старенький фильм, в котором играет песня Raindrops Keep Fallin’ On My Head Би Джея Томаса. Шпион в маске взламывает сейф и крадет драгоценности под эту композицию. Крупный план: женские ярко-красные губы. Сообщница шпиона подпевает. Крупный план: драгоценные часы, бриллианты. Би Джей Томас поет:

Because I’m free
Nothing’s worrying me

Конец сцены.

Вот как Гай Ричи избавляется от банальщины.

Фильм «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать»

А пятая — работа с камерой

Здесь слова излишни.

16 января 2023
Артём Гирик для раздела Культура