В Театре Маяковского прошли премьерные показы спектакля «Сказки Венского леса» в постановке Никиты Кобелева.
Фото: Сергей Петров
Пьеса написана в 1931 году австрийским драматургом Эдёном фон Хорватом, чьи тексты на отечественной сцене раньше не ставились. Однако в немецкоязычном театре и кинематографе он остается одним из самых популярных авторов.
В своих пьесах фон Хорват мастерски изображает социальные типажи, соединяя элементы социально-критической комедии и психологической драмы. Его героям и историям присуща чеховская амбивалентность, порой романтическое стремление к мечте, которая в итоге разбивается о реальность.
Дочь владельца небольшого магазина игрушек Марианна (Анастасия Дьячук) без особого энтузиазма собирается замуж за друга детства мясника Оскара (Алексей Сергеев) — отчасти по мягкому, но навязчивому настоянию отца, отчасти потому, что вроде пора, но других кандидатов на горизонте нет. Жених к ней скорее привязан, чем влюблен, и видит в ней достойную жену, которая станет матерью его детей.
Неудивительно, что Марианна влюбляется в нагловатого игрока на скачках и прожигателя жизни Альфреда, который однажды появляется на пороге их магазина, — типичная история молоденьких неопытных девушек. Как, впрочем, и бурные отношения Альфреда с бальзаковского возраста Валерией (Юлия Силаева), что держит табачную лавку по соседству: постоянные скандалы по поводу проигранных денег, взаимные оскорбления, расставания и примирения.
Справедливости ради, Альфред поначалу тоже увлекается Марианной, ее наивностью, свежестью и непосредственностью, но неустроенная, безденежная совместная жизнь, да еще обремененная появившимся на свет младенцем и регулярными упреками молодой матери, довольно быстро утомляет его.
Валерия меж тем сходится с двадцатилетним студентом-юристом Эрихом, родственником Марианны, — рассуждающим о «расовой проблеме» и карьеристом, идеальным кандидатом в ряды гитлеровских штурмовиков.
Сегодня исторические реалии пьесы фон Хорвата — экономические проблемы Вены после Первой мировой войны, набирающий силу нацизм в соседней Германии — воспринимаются скорее как фон, набор предлагаемых обстоятельств. Гораздо более проявлены здесь определенные, во многом наследуемые, модели отношений и поведения. Если во время помолвки Оскара и Марианны ее отец, Цауберкениг, отзывается о своей умершей жене со всем почтением и долей сентиментальности, то немногим позже бросает в разговоре, что та испортила ему жизнь. И что-то подсказывает, что, повзрослев, Марианна повторяет сцены, которые наблюдала с детства, — пусть и в «незаконном», по понятиям отца, браке. Отец отвергает дочь и внука, считая, что та его «предала» — читай: не оправдала ожиданий, пошла против того, что считается правильным и приличным в обществе.
Оскар отпускает невесту, желая ей никогда не пережить того, что пережил он, но в этом, казалось бы, благородном жесте чувствуются покровительственные интонации собственного морального превосходства: он готов ее «принять», когда Марианна одумается. В христианском смирении Оскара легко заметить лицемерие, которое он сам, однако, не осознает. Не понимает своей жестокости и Цауберкениг, не желающий знать дочери, которая вынуждена выступать в кабаре, чтобы прокормить сына. Благопристойность и внешние приличия, оглядка на мнение соседей оказываются важнее родственных чувств и элементарного сострадания.
Впрочем, этот мир не совсем лишен человечности: помирить отца с дочерью пытаются и приятель Цауберкенига ротмистр (Игорь Марычев), и Валерия, что им в конце концов удается. Что вовсе не приведет к хеппи-энду, но все-таки не позволит окончательно разочароваться в людях. Даже несмотря на существование таких, как властная бабушка Альфреда (Майя Полянская), что намеренно поставила коляску с младенцем на сквозняк, чтобы избавиться от «ублюдка». Эдён фон Хорват не питает иллюзий относительно человеческой натуры и более чем критичен к ее проявлениям в мелкобуржуазной среде. «Сказки Венского леса» временами напоминают страшные истории братьев Гримм, но при этом оставляют надежду. Не на счастье — по мнению драматурга, его заменяет привычка — но на будущее.
Детали
Театр им. Вл. Маяковского, Сцена на Сретенке, Пушкарев пер., 21
Ближайшие спектакли: 1, 14, 30 марта, 11 и 22 апреля