В прошедшие выходные в Сочи состоялся Гран-при «Формулы-1» — второй по счету российский этап в истории гонок.
Казалось, лишь пару недель назад
«Сочи Автодром» принял первые соревнования на российской земле — лишний аргумент в пользу того, что время летит действительно быстро.
Чуть больше года прошло с тех пор, как в России состоялся первый Гран-при «Формулы-1», и за это время он прошел длинный путь к всеобщему признанию. Удивительно, но здесь, на Гран-при в Сочи, находиться очень приятно. Это несмотря на то, что трек абсолютно новый и у места нет такой великой формульной истории, как у Спа или Монцы. И уж точно в Сочи чувствуется жизнь, у трека появилась своя энергетика, чего явно не скажешь о новых этапах «Формулы-1» в какой-нибудь пустыне, где часто проходят гонки, но, по сути, делать особо нечего.
«Автодром Сочи» расположен на территории Олимпийского парка зимних Игр, что создает особую атмосферу и придает историческую значимость мероприятию. Хороша здесь и трасса с несколькими достойными крутыми поворотами и инфраструктурой, построенной на высшем уровне. Здесь есть даже детский тематический парк на тот случай, если вашу семью не слишком сильно интересуют шумные машины, гоняющие по кругу.
И пусть в наше время «Формула-1» уже не такое громкое (в прямом смысле слова!) мероприятие, как это было раньше, но и тихим его тоже не назовешь. Самые лучшие двигатели производства Mercedes-AMG и Ferrari выдают за 600 лошадиных сил с доступным запасом электрической мощности еще на 150. Выжать почти 800 лошадиных сил из двигателя на 1,5 литра, израсходовав не более 100 литров топлива за заезд, — это задача для таких технологий, которые, скорее, ожидаешь встретить в программе космических исследований, а не в гоночной команде.
Попав за кулисы сочинского «Гран-при», мне удалось пообщаться с членами команды Mercedes AMG Petronas. Это невероятно высокий технологический уровень, сильно превосходящий мои ожидания и представления! К слову, в святую святых — в гараж «Формулы-1» — допускаются лишь очень немногие, поэтому мне, конечно, неимоверно повезло получить приглашение сюда. К сожалению, хоть и по уважительным причинам, фотографировать в боксах команды что бы то ни было запрещено, так что вам придется просто верить мне на слово.
Итак, что касается технологического развития, то здесь между командами «Формулы-1» идет вечная война — поэтому-то они и не хотят раскрывать свои карты и запрещают любую фотосьемку внутри. Однако известно, например, что машина команды Mercedes считается самой быстрой за последние два сезона, отчего группа лидирует с большим отрывом. Кроме того, эта команда лучше всех экипирована, и все благодаря спонсору — IWC Schaffhausen, который предоставил каждому участнику коллектива наручные часы из их весьма подходящей коллекции Ingenieur. Вот уж кому повезло с работой на все 100 процентов!
Болид «Формулы-1» сделан из ультралегкого и одновременно прочного углеродного волокна. Поэтому кузов гоночного автомобиля F1 можно легко поднять одной рукой: единственная деталь, имеющая здесь реальный вес, — привинченная к днищу деревянная доска, но это правило, которое должны соблюдать все команды. Металлические детали чаще всего титановые или магниевые, традиционных сплавов вы на этих машинах не найдете.
Для сбора и анализа всех данных с бесчисленных сенсоров на каждом автомобиле требуются огромные компьютерные стойки, которых, вероятно, хватило бы на обработку поисковых запросов в Google для целой страны. Лично меня, однако, больше всего впечатлила 8-скоростная коробка передач. Размером всего с коробку для обуви, с ведущим валом не толще моего пальца, эта крохотная штуковина контролирует 800 лошадиных сил и огромный крутящий вал — и это выше моего понимания. Причем хватить ее должно на несколько гонок, иначе команду ждет штраф. Именно поэтому требуются очень экзотические и дорогие материалы. Мне также дали нежно подержать в руках руль из гоночного болида, но попросили быть поосторожнее, ведь только его изготовление обходится в 60 000 (!) долларов. Попробуйте теперь представить, сколько может стоить все остальное.
То, что мы видим в «Формуле-1» — безусловно, результат работы лучших инженеров мира, которым дали огромный бюджет и поставили задачу сделать машину быстрее, чем у коллег. Которые, к слову, строят свой автомобиль с не меньшим бюджетом. Надо сказать, не всегда эта земная «космическая гонка» давала лучшие результаты на трассе. Современная машина F1 очень чувствительна к окружающим условиям и воздушным помехам, создаваемым ею же самой. Например, ее крылья снижают поворотные характеристики конкурента, пытающегося совершить обгон. По этой причине инженерами были разработаны и введены некоторые вспомогательные средства для обгона, но и при этом быстрая машина имеет серьезные сложности при обгоне «медленной».
Последние два сезона Mercedes доминировали за счет сочетания совершенного двигателя и хорошо спроектированного автомобиля. Остальные команды оказались неспособны догнать их, и в итоге чемпионат и большинство отдельных заездов, по сути, превратились в дуэли между мерседесовскими одноклубниками. Можно было даже не смотреть гонки и при этом знать, кто выиграл: либо Льюис Хэмилтон, либо Нико Росберг. Неудивительно, что другие команды несколько приуныли, а некоторые фанаты заскучали. К чести Mercedes, они постарались хоть как-то оживить обстановку, позволив двум своим гонщикам соревноваться хотя бы между собой и без каких-либо клубных ограничений и правил, кроме как не врезаться друг в друга. Так и на гонке в Сочи, как и следовало ожидать, борьба между двумя пилотами, ведомыми сильным духом соперничества, время от времени добавляла гонке драматизма, но это не помешало им выиграть буквально все призы.
BBC — как видите — никогда не путешествует налегке…
На самом деле, команда Mercedes AMG Petronas в общем-то выиграла чемпионат автоконструкторов в Сочи с запасом на несколько гонок вперед, показав, что не собирается сдавать свои доминирующие позиции. Из-за технической проблемы с довольно прозаичным компонентом — педалью газа — Нико Росберг сошел с дистанции спустя несколько кругов после начала гонки, в которой он лидировал, придя первым в квалификации и сохраняя лидерство после старта. Это лишний раз показывает, что удача и надежность по-прежнему остаются очень важным фактором F1, хотя в наше время автомобили относительно редко отказывают. Теперь, после неудачи Росберга, Льюис Хэмилтон почти наверняка удержит корону чемпиона мира, которую он завоевал в прошлом году.
Его украшение на шее круче, чем мое…
К слову о Хэмилтоне — очень уж крепкое у него рукопожатие. Нам повезло встретить мирового чемпиона в гостевом салоне Mercedes после квалификационного заезда. Понятно, что эту часть гонок «Формулы-1» большинство пилотов предпочли бы пропустить целиком, но и они понимают, что для успеха команды им надо иногда выйти в люди. Ведь миллионы долларов в год им платят не только за то, чтобы они просто водили машину. Так что я был весьма удивлен: Льюис проявил себя не только как большой профессионал, но и как прекрасный собеседник. И это несмотря на то, что мы то встречались в субботу после квалификации, где он получил только второе место. Плохое настроение — это не достойно профессионала — так, наверняка, думает Льюис.
Я бы, пожалуй, не смог оставаться в таком хорошем настроении, если бы мне запретили есть все то же самое, что и ему. Все пилоты F1 сидят на строгой диете — лишний вес напрямую скажется на показателях их автомобиля. Не надо думать, что у них все так просто: проснулся в пятницу утром и сел за руль. Этим ребятам приходится жить своей работой 24 часа в сутки, так что о большом стейке с порцией фри не может быть и речи. Один лишний килограмм может иметь огромное значение: обогнать своего одноклубника или проиграть, а проигрывать никто не хочет. Могу поспорить: они все побрились бы наголо, если бы это добавило хотя бы 0,05 секунды на круг.
Сидя в боксах и наблюдая за работой механиков в реальном времени, ты волей-волей чувствуешь себя частью этой большой «формульной» семьи
Когда я был в гараже Mercedes во время практики и квалификации, мне разрешили послушать в наушниках радиосвязь между пилотами и инженерами, и это было просто невероятно. Я понял насколько сложно управлять автомобилем «Формулы-1» на соревнованиях. Водитель должен обладать огромным количеством технической информации, чтобы выжать из машины все, на что она способна — от давления в шинах до настроек перепада или угла подкрылков. После каждого заезда данные анализируются и корректируются. Во время квалификационной сессии я заметил, что Росберг намного больше разговаривал со своим инженером, нежели Хэмилтон. Последнего как будто больше устраивало просто вести машину, пока все в порядке, Росберг же отличался намного более техничным подходом, он пытался выдавить из своего болида каждую унцию, чтобы обойти своего суперталантливого одноклубника. Хотя, конечно, в других заездах все может быть наоборот.
Исходя из результатов двух последних сезонов можно предположить, что у Хэмилтона, действительно, есть небольшое преимущество в скорости перед Росбергом, но не такое уж оно и значительное. Тем более, что Росберг очень старается его восполнить. И, кстати, пытается мыслить на шаг вперед. Именно он предложил инженерам рационализаторское решение — возможно, им с Хэмилтоном лучше использовать не такие мощные настройки двигателя, ведь другие команды сильно отстают по скорости от автомобилей Mercedes. Это позволило бы сберечь двигатель, ведь у каждого мотора ограниченный срок службы, по истечении которого он ломается, а в прошлой гонке отказ двигателя существенно урезал Росбергу доступный запас пробега. В общем, слышать все переговоры, а не обрывки, обычно передаваемые по телевидению, было невероятно увлекательно.
Другой момент, который никак не передать во время телерепортажа, — это запах. Гараж F1 прежде всего пахнет новыми покрышками. Резиной. А моторное масло, уж не знаю какое они там используют в двигателях F1, при сжигании пахнет совсем не как обычное. Заведенные моторы создают большой клубок голубого дыма, при этом запах совсем не тот, к которому мы привыкли, и для меня эта информация была очень интересной.
Шины, шины — они там повсюду
Должен признаться, хотя я, в общем-то, никогда не был фанатом знаменитостей, я был рад увидеть некоторых легендарных персонажей из прошлых гонок «Формулы-1». Например, 3-х кратного чемпиона мира Ники Лауду, который в настоящее время считается исполнительным директором команды Mercedes AMG Petronas, — человека, едва не погибшего на Северной петле Нюрбургринга, увековеченного в различных документальных фильмах, о соперничестве которого с Джеймсом Хантом не так давно сняли в Голливуде фильм.
Трехкратный чемпион Никки Лауда болтает с бывшим гонщиком, французом Жаном Алези
В «Формуле-1» полно людей, которые занимаются своим делом только потому, что любят его. Кажется, им не нужна работа за деньги, гонки у них в крови, и они предпочитают пит-лейн полю для гольфа. По крайней мере, если на минутку забыть Найджела Мэнселла. Паддок F1 произвел впечатление одной большой семьи, пусть и с сильным духом соперничества. Самые молодые члены семьи занимаются вождением, «родители» управляют командами, а «дедушки» рассказывают легенды глубоко минувших дней о том прекрасном времени, когда они сами водили гоночные автомобили.
Именно поэтому попасть за кулисы гонки «Формулы-1» для меня было огромным счастьем, ведь на какое-то, пусть и короткое время, ты сам становишься частью всего этого. И оказывается, не так важно то, что произойдет на трассе в дальнейшем — победа или поражение, ведь впереди всегда ждет следующая гонка. И ты снова встретишь массу людей, разделяющих ту же страсть. Безусловно, этот опыт остается навсегда.