Культура

Куратор инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгения Киселева — о новом гостеприимстве и музейных сотрудниках нового поколения

Евгения Киселева и переводчик жестового языка Антонина Столярова на открытии Международного инклюзивного фестиваля в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Алексей Дебабов
Евгения Киселева и переводчик жестового языка Антонина Столярова на открытии Международного инклюзивного фестиваля в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Алексей Дебабов

С 25 по 28 ноября в городе Выкса Нижегородской области при информационной поддержке Posta-Magazine состоялась международная конференция «Искусство и практики гостеприимства», посвященная тому, как музеи и арт-резиденции развиваются с точки зрения актуальных экологических и социальных требований, и тому, как они определяют для себя понятие гостеприимства. Для гостей и участников мероприятия были организованы экскурсии, прогулки по городу и культурным пространствам Выксы и Нижнего Новгорода, выставки «Шухов. Формула архитектуры», «На краю природы: Черный лес», инсталляции приглашенных художников, кинопоказы, а также воркшопы и дискуссии. А мы во время конференции встретились с куратором инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгенией Киселевой — и обсудили, что такое партиципаторность, кто должен работать в музее и какие музеи мира особенно преуспели в гостеприимстве.

Куратор инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгения Киселева — о музейном гостеприимстве и музейных сотрудниках нового поколения
Фото: Анатолий Козьма

Posta-Magazine: Задача художника — самовыражение, он о зрителе должен, наверное, думать в последнюю очередь. А задача музея — именно привлечь зрителя, вовлечь его в художественный проект. Нет ли в этом противоречия?

Евгения Киселева: В музее довольно много таких «противоречий». Например, сохранение и доступность. Или концептуальная новизна и понятность для всех. Из хороших новостей: современные художественные практики активно работают с партиципаторностью, это когда зритель приглашается к соучастию или соавторству художественной работы, перформанса, акции. Этот подход очень активно используют музейные кураторы.

Куратор инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгения Киселева — о музейном гостеприимстве и музейных сотрудниках нового поколения
Фото Анатолия Козьмы

— Музеи перестали быть храмом искусств — теперь здесь все, если мы говорим о лучших музеях мира, сделано именно ради посетителя, ради его удобства и его интереса. Как давно эта новая концепция коснулась России и насколько широко распространена?

— Удобство посетителя — это понятие динамически развивающееся. Когда сто с лишним лет назад Иван Цветаев создавал Музей изящных искусств на Волхонке, то ориентировался он на самые актуальные представления об удобстве и интересе. На протяжении советского периода сама возможность заглянуть за железный занавес и увидеть произведения искусства из разных стран была проявлением открытости и доступности. В постсоветское время российские музеи столкнулись с необходимостью финансировать себя самостоятельно, что привело к музейному буму 2010-х и необходимости задумываться не только о том, «что» посетители увидят, но и «как». Мне не кажется, что произошло какое-то низвержение «храма искусств», просто отношения между музеем и человеком стали гораздо ближе и интенсивнее.

Евгения Киселева
Евгения Киселева
Фото: Вова Яроцкий

— Музейное гостеприимство — понятие, за которым стоит серьезная работа профессиональной команды. Можно сказать, эта сфера порождает и новые профессии. Расскажите, кто в музее отвечает за то, чтобы любой визит в музей стал для гостя праздником? Какие вакансии искать людям, которым интересна эта сфера?

— В Пушкинском музее есть отдел по работе с посетителями, который соединяет специфику пространства, выставочных активностей, безопасности посетителей и экспонатов с архитектурными особенностями и правилами поведения в музее. Очень важная работа в отношении гостеприимства ведется отделом мероприятий, команда которого до мельчайших подробностей конструирует опыт гостя музея во время проведения массовых акций и торжественных церемоний. С 2016 года инклюзивность является одним из важных элементов всей этой работы, тренинги по работе с посетителями с инвалидностью и особенностями развития проходят для администраторов, смотрителей, а также сотрудников охраны.

Куратор инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгения Киселева — о музейном гостеприимстве и музейных сотрудниках нового поколения
Фото Анатолия Козьмы

— Значит ли это, что в музее теперь должны работать не столько искусствоведы, сколько специалисты именно сферы услуг?

— Большая часть команды Пушкинского — это представители разных специальностей, среди которых есть менеджеры, координаторы, администраторы, секретари, инженеры, юристы, редакторы, дизайнеры, маркетологи, экономисты, фотографы, аналитики и другие профессионалы. В разных музеях посетительским опытом занимаются разные люди в администрации, но важный тренд — это стремление к партиципации, чтобы посетитель ощущал музей своим пространством.

Выставка «Бывают странные сближенья…» в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Фото: ГМИИ им.  А.С. Пушкина
Выставка «Бывают странные сближенья…» в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

— Гостеприимство — это и вопрос комфорта, уюта, удобства, инклюзии и функциональности, и вопрос вовлечения зрителя собственно в художественный процесс — через художественные проекты и через самоидентификацию зрителя. Расскажите, пожалуйста, о самых ярких известных вам проектах в этой сфере?

— Мои личные зрительские симпатии вызывают посетительские проекты Музея искусств Филадельфии, где я вижу очень приятное сочетание живого взаимодействия и дигитальных инструментов, предполагающих большую самостоятельность. Очень большой проработкой посетительского опыта отличаются Ночь в музее и Прайд-Неделя в Рейксмузеум в Амстердаме. Очень интенсивное развитие инклюзивных посетительских практик происходит в настоящий момент в азиатских музеях — в Гонконге, Филиппинах, Японии и на Тайвани. Мне хочется верить, что одним из таких проектов является наш Международный инклюзивный фестиваль, который посвящен включению разных посетителей в дискуссии, акции, мастер-классы, переосмысляющие инаковость, мультисенсорность и другие важные темы современного искусства.

Куратор инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгения Киселева — о музейном гостеприимстве и музейных сотрудниках нового поколения
Евгения Киселева
Фото: Вова Яроцкий
30 ноября 2021
Posta-Magazine для раздела Культура