С 25 по 28 ноября в городе Выкса Нижегородской области при информационной поддержке Posta-Magazine состоялась международная конференция «Искусство и практики гостеприимства», посвященная тому, как музеи и арт-резиденции развиваются с точки зрения актуальных экологических и социальных требований, и тому, как они определяют для себя понятие гостеприимства. Для гостей и участников мероприятия были организованы экскурсии, прогулки по городу и культурным пространствам Выксы и Нижнего Новгорода, выставки «Шухов. Формула архитектуры», «На краю природы: Черный лес», инсталляции приглашенных художников, кинопоказы, а также воркшопы и дискуссии. А мы во время конференции встретились с куратором инклюзивных программ ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгенией Киселевой — и обсудили, что такое партиципаторность, кто должен работать в музее и какие музеи мира особенно преуспели в гостеприимстве.
Posta-Magazine: Задача художника — самовыражение, он о зрителе должен, наверное, думать в последнюю очередь. А задача музея — именно привлечь зрителя, вовлечь его в художественный проект. Нет ли в этом противоречия?
Евгения Киселева: В музее довольно много таких «противоречий». Например, сохранение и доступность. Или концептуальная новизна и понятность для всех. Из хороших новостей: современные художественные практики активно работают с партиципаторностью, это когда зритель приглашается к соучастию или соавторству художественной работы, перформанса, акции. Этот подход очень активно используют музейные кураторы.
— Музеи перестали быть храмом искусств — теперь здесь все, если мы говорим о лучших музеях мира, сделано именно ради посетителя, ради его удобства и его интереса. Как давно эта новая концепция коснулась России и насколько широко распространена?
— Удобство посетителя — это понятие динамически развивающееся. Когда сто с лишним лет назад Иван Цветаев создавал Музей изящных искусств на Волхонке, то ориентировался он на самые актуальные представления об удобстве и интересе. На протяжении советского периода сама возможность заглянуть за железный занавес и увидеть произведения искусства из разных стран была проявлением открытости и доступности. В постсоветское время российские музеи столкнулись с необходимостью финансировать себя самостоятельно, что привело к музейному буму 2010-х и необходимости задумываться не только о том, «что» посетители увидят, но и «как». Мне не кажется, что произошло какое-то низвержение «храма искусств», просто отношения между музеем и человеком стали гораздо ближе и интенсивнее.