Мода

Искусственный интеллект в моде: новый импульс или начало конца?

Искусственный интеллект в моде: новый импульс или начало конца?

Мир моды и красоты стремительно меняется под натиском искусственного интеллекта. Алгоритмы уже генерируют рекламные кампании, создают цифровых моделей и даже проектируют одежду. По оценкам экспертов, рынок генеративного ИИ к 2025 году достигнет 67 млрд долларов, а к 2031-му может превысить 440 млрд. Но так ли безоблачно будущее, где за креатив отвечают нейросети, а не живые люди?

Эту дискуссию породила свежая кампания H&M, в которой приняли участие 30 «цифровых двойников» реальных моделей. В компании подчеркнули, что аватары были созданы с согласия участников, но концепция, тем не менее, подверглась серьезной критике. С одной стороны, используя ИИ, бренды экономят на перелетах, съемках и гонорарах (и, кстати, таким образом поддерживают эко-инициативы). С другой — что будет с тысячами моделей, визажистов и стилистов, если — а точнее, когда — их заменят алгоритмы?

«Подобные эксперименты ставят под сомнение саму суть творчества», — пишут бренду в социальных сетях. Но у H&M уже готов формальный ответ: мол, все что мы делаем, — на благо человечества, и вообще у нас в корпоративной культуре заложен человекоцентричный подход.

Не отстают от шведского гиганта масс-маркета и другие бренды: за последние несколько лет рекламные кампании, созданные при участии искусственного интеллекта, представили десятки брендов — от люксовых Prada и Balmain до более демократичных Mango или Levi’s. Российские марки также поддерживают эту тенденцию: не так давно фотосессию, полностью созданную при помощи нейросетей, презентовала компания Love Republic, а буквально на днях Nikita Efremov представил кампейн, разработанный при участии ИИ-алгоритмов.

Love Republic
Love Republic

Love Republic

Nikita Efremov
Nikita Efremov

Мировые гиганты — такие, например, как компании L’Oréal и G-Shock — вовсю используют ИИ: первые — для разработки формул и персонализированной рекламы, вторые — для расчета идеального корпуса часов и технических инноваций.

L’Oréal
L’Oréal
G-Shock
G-Shock

Сложно спрогнозировать, как искусственный интеллект будет развиваться в будущем, но уже сейчас понятно, что области его применения поистине огромны и затрагивают разные аспекты модной индустрии. На сегодняшний день многие бренды применяют «умные» алгоритмы как в художественном аспекте, используя ИИ для создания принтов (Balenciaga), визуального усовершенствования промо-кампаний (Self-Portrait) или создания рекламных имиджей продукта (Prada), но и в маркетинге, продажах, логистике. При этом количество рабочих мест сокращается, а многие специалисты остаются без работы и, главное, без жизненных перспектив.

@balenciaga x Ai Campaign
Фото: @balenciaga x Ai Campaign
Prada
Фото: Prada

Помимо колоссальных потерь, которые понес рынок труда в связи с ИИ-экспансией, возникает еще один сложный — на этот раз, этический — вопрос. Звучит он так: кто владеет правами на дизайн, если его «вдохновили» тысячи чужих эскизов? Не так давно прогремел скандал: Christie’s продал цифровые работы на базе ИИ за более чем 700 тысяч долларов, вызвав гнев почти 6000 реальных художников, назвавших подобное поведение «ограблением»: «Эти модели и стоящие за ними компании эксплуатируют художников, используя их работы без разрешения и оплаты для создания коммерческих продуктов на основе ИИ». Директор Christie’s по продажам цифрового искусства Николь Сейлз Джальз не согласна: «Будущее несомненно за технологиями искусственного интеллекта, и их связь с творчеством будет становиться все более значимой».

HOLLY HERNDON (B 1980) AND MAT DRYHURST (B 1984)
HOLLY HERNDON (B 1980) AND MAT DRYHURST (B 1984)

Эксперты во всем мире ведут дискуссии об этических нормах при использовании нейросетей — и это касается не только модной сферы. Среди основополагающих правил, которые предлагают ввести специалисты, — прозрачность (если в кампании есть ИИ — говорите об этом); справедливая оплата труда (цифровые двойники должны приносить доход живым прототипам); защита авторских прав (данные для обучения ИИ могут предоставляться только с согласия создателей).

Пока же индустрия на распутье. ИИ может стать инструментом, который освободит дизайнеров от рутины, или сокрушающей силой, уничтожающей целые профессии и лишающей тысячи человек рабочих мест. «Гонка за инновациями в области искусственного интеллекта не должна превращаться в гонку на выживание ради увеличения прибыли, — подчеркнул Пол У. Флеминг, секретарь профсоюза работников сферы развлечений. — Искусственный интеллект был бы невозможен без человеческого мастерства и труда, и люди должны оставаться в центре творческих начинаний». Лучше не скажешь!