PostaБизнес

#PostaБизнес. Основы деловой этики: «можно» и «нельзя» в бизнес-общении

#PostaБизнес. Основы деловой этики: «можно» и «нельзя» в бизнес-общении

«Ирина, мне нужно, чтобы вы лично представляли мое резюме в компании и агентства. У вас же там есть связи».

Периодически я еще сталкиваюсь с такими просьбами. Но каждый раз вынуждена отказывать и объяснять, почему. Во-первых, это не бизнес-этично, во-вторых, против закона. Правовую сторону раскрывать сегодня не буду, все-таки юриспруденция требует точных формулировок, а я не юрист. Кратко скажу, что резюме — это бизнес-документ, который содержит в себе информацию с персональными данными. Обработка и хранение персональной информации регулируется законом. И без его соблюдения отправлять третьим лицам чужие резюме нельзя. Более того, это удлиняет цепочку контактов и вашу встречу с потенциальным работодателем. Поверьте, намного выгоднее общаться с работодателем напрямую. Главное, чтобы вы выходили на релевантных вашему уровню специалистов и с адекватным обращением.


Одна из задач карьерного консультанта — составить индивидуальную дорожную карту поиска.


Основы деловой этики: «можно» и «нельзя» в бизнес-общении

Здесь же проходит тонкая грань с бизнес-этикой. Есть врачебная тайна, есть тайна адвокатская, и точно так же есть тайна HR-консультанта. Неэтично распространять информацию о клиентах без письменного на то согласия и правильно оформленного согласия на обработку и хранение персональных данных. Репутация — один из важнейших факторов моей профессии, а умение соблюдать конфиденциальность своих клиентов — один из аспектов репутации.

Кроме того, карьерные консультанты также нарушают бизнес-этику, когда начинают в соцсетях приводить в качестве примера своих клиентов, называя их компании и должности, публикуя их отзывы без надлежащего письменного разрешения. Я работаю с топ-менеджерами, в большинстве случаев их поиски новой работы — это конфиденциальная информация.


Поэтому я должна максимально оберегать репутацию клиента.


Основы деловой этики: «можно» и «нельзя» в бизнес-общении

Ваше резюме провайдер может рассылать по компаниям или знакомым HR-специалистам при следующих одновременно выполненных условиях:

  1. Подписаны документы о сборе, обработке и хранении персональной информации.
  2. У провайдера есть действующие договоры с компаниями, в которые он представляет резюме.

Если же вам как кандидату предлагают такую услугу, да еще и с гарантией трудоустройства, то это профанация. Вы столкнулись с мошенниками. Никто не может гарантировать кандидату трудоустройство. Потому что сам бизнес поиска и подбора персонала — это В2В. То есть провайдеры работают на заказчиков. Они не заинтересованы в трудоустройстве отдельно взятого человека, потому что рынок труда — это поле работодателя. Уже много лет предложение превышает спрос. Исключением являются IT-специальности, где по-прежнему рынок перегрет, спрос на компетенцию выше, чем предложение.

Основы деловой этики: «можно» и «нельзя» в бизнес-общении

К сожалению, бывают случаи, когда карьерный консультант ведет себя не бизнес-этично.


Часто он позволяет себе такое поведение, потому что клиент не знает правил и своих прав внутри услуги. В своей предыдущей статье я писала, что важно при выборе получше узнать карьерного консультанта. Бывает так, что консультант берется за работу, не имея опыта и специализации в вашей отрасли или на вашем уровне коммуникации. И если в начале или середине пути консультант передает вас другому коллеге, то он должен вернуть вам деньги. Так как услуга не считается оказанной. Но, допустим, вы воспользовались услугами и остались ими не удовлетворены, такое теоретически может быть. Задайте себе вопрос: провайдер, к которому вы обратились, соответствовал вашему запросу и уровню? Иногда в попытке сэкономить соискатели обращаются к нерелевантным специалистам. И если так, то значит это ваш просчет.


Умение вовремя говорить «нет» — важный навык для всех.


Умение грамотно инвестировать в себя и свои цели — также отдельное мастерство. Если вы хотите похудеть и нужна помощь и поддержка специалиста, то идти к врачу или коучу, который весит, условно, 140 кг, точно плохая инвестиция. Мастерство приобретается через свой личный опыт и пример. Гармония должна быть во всем. И благодаря этой гармонии знания могут передаваться от мастера к ученику.

Основы деловой этики: «можно» и «нельзя» в бизнес-общении
29 мая 2020
Ирина Обухова для раздела PostaБизнес