В ночь с 17 на 18 сентября в Лос-Анджелесе пройдет церемония вручения главной американской телевизионной премии «Эмми»: в России прямую трансляцию можно будет посмотреть в онлайн-сервисе Amediateka Home of HBO и на канале Amedia Premium.
Не стараясь охватить необъятное, рассказываем о наиболее ярких номинантах, которые не только заслуживают зрительского внимания, но и отражают настроения в обществе и, в свою очередь, задают определенные телевизионные тенденции.
Тренд первый: феминизм
По аналогии с «супергруппой» (группа, все музыканты которой уже широко известны по другим проектам) «Большую маленькую ложь» можно назвать «суперсериалом». Экранизированный Жаном-Марком Валле («Далласский клуб покупателей», «Дикая») роман Лианы Мориарти ожил на экране благодаря Риз Уизерспун, Николь Кидман, Шейлин Вудли, Лоре Дерн, Зои Кравиц и Александру Скарсгаарду. Все они, за исключением Кравиц, номинированы на «Эмми».
В первой серии мы узнаем о чьем-то убийстве, но кто стал жертвой, выяснится только в финальном эпизоде. Начнется история с приезда в благополучный, живописнейший город Монтерей на берегу океана молодой матери Джейн, чьего маленького сына в первый же учебный день обвинят в жестокости по отношению к однокласснице. Ложь и насилие — две главных темы сериала, и в конечном итоге оказывается, что замалчивание проблемы, в которой страшно признаться даже себе, лишь множит (невольно) проявления зла. Женщины Монтерея сложны и неоднозначны, но, несмотря ни на что, «Большая маленькая ложь» — безусловно ода женщинам: сильным, умным, способным на настоящую дружбу, борьбу и солидарность. К мужчинам у создателей «Большой маленькой лжи» гораздо больше вопросов.
До краю наполнен феминистскими идеями и сериал «Вражда» — новая антология, к которой приложил руку один из создателей «Американской истории ужасов» и «Американской истории преступлений» Райан Мерфи. Первый сезон посвящен соперничеству и открытой вражде двух див Золотого века Голливуда — Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Играют их не менее легендарные Джессика Лэнг и Сьюзан Сарандон. Треть серий рассказывает о трудных съемках хоррора Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?», где Кроуфорд и Дэвис снялись вместе в 1962 году, несмотря на то, что у них за плечами уже была долгая история конфликтов. Но все интриги двух непростых и, откровенно говоря, стервозных женщин и их окружения — лишь фон для подлинного сюжета сериала: трагедии немолодых уже звезд, карьеры которых, по законам сексистского и эйджистского Голливуда, катятся под откос.
Съемки «Бэби Джейн» стали возможны лишь потому, что Джоан Кроуфорд лично нашла роман, который предложила экранизировать Олдричу. Она же поняла, что проект выстрелит, только если главные роли будут отданы их с Дэвис паре. Бетт и Джоан и правда понимают друг друга как никто — ведь они в одинаковой ситуации. Женщины за 50 в Голливуде 1950-60-х не могли (да и сейчас не так часто могут) рассчитывать ни на стоящие кинороли, ни на уважение студийных боссов. Так, например, Джек Уорнер (Стэнли Туччи) называет «Бэби Джейн» «геронтологическим триллером» и говорит Кроуфорд, что по актерским способностям ей не сравниться с Дэвис, но зато «зад и сиськи» у нее отличные. А уж мечтать о том, чтобы женщина в те годы могла стать режиссером — и вовсе смешно. Как справедливо утверждает Дэвис, «Голливуд всегда был мужским клубом». «Вражда» в конечном итоге — это драма одиночества, с которой сталкиваются многие женщины. «Однажды ты просыпаешься и понимаешь: у тебя нет мужа, твоя карьера окончена, дети выросли и покинули гнездо. И ты осталась совершенно одна» (Джоан Кроуфорд).
|
Тренд второй: антиутопии
Антиутопия «Рассказ служанки» по роману Маргарет Этвуд — еще одна громкая новинка сезона, также заряженная феминистским пафосом. В мире сериала большинство женщин в альтернативном будущем США теряют возможность забеременеть. Сочтя это проявлением божьей кары, радикальная религиозная секта свергает правительство и устанавливает в стране собственные законы. Теперь фертильных женщин похищают, чтобы они стали «служанками». Одетые в одинаковую униформу девушки прикрепляются к дому одного из так называемых командоров, чтобы родить ребенка для него и его жены. Такая участь ждет и Джун (Элизабет Мосс) — помощника редактора, насильно разлученную с семьей.
Как в литературе, так и в кино любая антиутопия рисует не абстрактное страшное будущее, а гиперболизированное настоящее, и в «Рассказе служанки» заострены те вопросы, которые в той или иной степени присутствуют в нашей жизни. Объективация? Пожалуйста, женщины в сериале — «двуногие утробы». Виктимблейминг? Вот девушек заставляют кричать «ее вина» в адрес якобы подстрекавшей парней жертвы. Патриархат? Тут примеры бесчисленны: реформы в государстве начались с того, что женщин лишили денег и права на собственность, стали клеймить шлюхами, а закончились их полным бесправием (даже женам командоров многое запрещено). При этом мизогинических взглядов зачастую придерживаются и сами женщины, а даже самые продвинутые мужчины могут женщину ненароком оскорбить, сами не отдавая себе в этом отчет. Разумеется, лесбиянок — «гендерных изменниц» — здесь убивают, ведь единственное предназначение женщины — рожать. Для Джун же нет ничего важнее любви. И — как она поймет не сразу — солидарности с такими же, как она. На стене в своей комнатушке она нацарапает надпись «Ты не одна» (вспомним флешмоб #янебоюсьсказать, так и не понятый многими мужчинами).
Антиутопию «Мир Дикого Запада» Джонатана Нолана, Лизы Джой и Джей Джей Абрамса по мотивам одноименного фильма Майкла Крайтона не зря считали одним из самых многообещающих новых сериалов. Шоу о парке развлечений в стиле Дикого Запада, где роботы, не осознающие своей истинной, нечеловеческой природы, участвуют в сотнях сюжетов, в которых их убивают, насилуют, любят посетители парка, оправдал все ожидания. Потрясающие актеры в диапазоне от Эван Рейчел Вуд до Энтони Хопкинса, невероятной красоты пейзажи, небанальные размышления об искусственном интеллекте и человеке, загадки, а также игры с временными пластами, которые так любят оба брата Нолана, сделавшие возможным сногсшибательный сюжетный твист в финале, — все это есть в сериале. Финалы «Мира Дикого Запада» и «Рассказа служанки» похожи: в героях пробуждается желание сопротивления, которое должно прекратить их эксплуатацию.
|
Тренд третий: новый взгляд на «настоящих мужчин»
Стендап-комик и актер, прежде больше известный по сериалу «Парки и зоны отдыха», Азиз Ансари вместе с Аланом Янгом создал один из самых обаятельных сериалов последнего времени — «Мастер не на все руки». Герой Ансари Дев похож на него самого: индийский актер, которому не слишком везет в Голливуде. В первом сезоне он много размышлял об актуальных для него проблемах: каково приходится его соотечественникам в американском кинобизнесе? Почему так сложно общаться с родителями? Готов ли он остепениться или еще слишком мало всего испытал в этой жизни? Во втором Дев почти всецело поглощен любовными вопросами, считающимися обычно прерогативой женщин. Ансари ломает стереотип о том, что мужчина должен быть суров, брутален и несентиментален. Его персонаж мил и романтичен, он не боится показывать свои чувства, и поэтому не может не очаровать зрителя.
Кроме того, «Мастер не на все руки» действительно хорошо сделан: в лучших своих эпизодах напоминает чуть ли не классические итальянские и французские фильмы 1960-х (действие первых двух серий разворачивается в Италии).
Герой сериала «Баскетс» в исполнении Зака Галифианакиса еще более далек от представлений о «настоящем мужчине». Один из создателей этого щемящего драмеди — Луи Си Кей, комик, как никто умеющий соединять трагическое с комическим и подмечать абсурдные детали нашей жизни. Галифианакис играет одновременно двух братьев-близнецов — Чипа и Дейла Баскетсов. Так уж решила подшутить над своими детьми властная и жестокая в своей любви мать в исполнении Луи Андерсона. Даже на уровне кастинга «Баскетс» пренебрегает гендерными стереотипами: мужчина-актер в прошлом году стал обладателем «Эмми» за роль женщины.
Чип — нелепый неудачник, мечтающий стать клоуном. Он даже учился в престижной академии во Франции. Из этой страны домой, в захолустный американский город, он привез жену — прекрасную певицу. Но грезам не суждено осуществиться: француженка вышла за него ради green card, а карьера клоуна не продвигается (в первом сезоне) дальше унизительных выступлений на родео. Во втором сезоне Чип взбунтуется и отправится на поиски приключений. Сериал, несмотря ни на что, пропитан искренней любовью к своим героям: гротескным, но живым, несчастным и жалким, но вызывающим нежность и сочувствие. И не соответствующий патриархальным гендерным представлениям Чип гораздо более приятен как персонаж, чем его более «крутой» брат Дейл.