Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером Дмитрием Лысенковым об успехе картины «Чебурашка», Булгакове, театральных буднях и семейном счастье.
Успех предсказуем
Коммерческий успех «Чебурашки» довольно предсказуем: правильный маркетинг и правильный менеджмент. Если мы делаем кино для семейного просмотра, мы понимаем, что смотреть его пойдет не один человек, а семья с детьми и с бабушкой. Вместо одного идут пять человек. Плюс все премьеры новогодних каникул всегда «бьются» на три года вперед, и «Чебурашка» это время занял заранее — естественно, не прогадал. К тому же, были сделаны выводы по «Последнему богатырю», однажды стартовавшему за неделю до Нового года, когда всем еще немного не до кино: ведра для попкорна с «Последним богатырем» до сих пор стоят в кинотеатрах. (Смеется.) Коммерческий успех — это в том числе грамотное продвижение.
Голливудская практика
В России актеры не могут рассчитывать на процент с проката, как в США. У нас ни один продюсер, ни одна продюсерская компания не позволит этого сделать. Только если ты сам становишься продюсером. Да, эта система распределения не самая справедливая, потому что артисты тоже тратят часть своей жизни на то, чтобы проект получился успешным. Но ведь вопрос всегда в том, как вы договоритесь на берегу. Вы можете добавить пункт про процент в контракт, однако продюсеры, думаю, тогда просто не согласятся вас снимать. Рассчитывая на коммерческий успех, они вряд ли согласятся делиться с вами просто потому, что вы артист, на которого пойдут. Поэтому артисты в России в основном просто завышают свои гонорары, от проекта к проекту стараясь повышать ставку за съемочный день. Хотя мировая практика — назначать гонорар за картину.
Заработать больше
Правда в том, что сейчас на наших экранах нет крупных голливудских блокбастеров, которые могли бы создать конкуренцию «Чебурашке», этого отрицать нельзя. Есть, например, «Операция „Фортуна“» — но это кино разных жанров, и семейное развлекательное кино в любом случае должно заработать больше, чем авторский фильм Гая Ричи, пусть даже в жанре экшн. Вот если бы одновременно с нами выходила какая-то часть «Гарри Поттера», тогда была бы конкуренция.
Я не поклонник
Я не поклонник «Аватара», потому что сюжет у него — три копейки, и на «Оскар» он («Аватар-1») номинировался прежде всего как технологический прорыв, коим и был. «Оскар» — это профессиональная премия для людей способных оценить кино изнутри. Не как обыватель, а вот именно как профессионал от кино. В этом смысле фильм 1927 года «Крылья» — это тоже оскаровский номинант и даже лауреат за спецэффекты. Довольно большую часть этого фильма занимают бои картонных самолетиков из спичек. Это для своего времени прорыв, конечно, это комбинированные съемки, и это «Оскар», но кому сейчас это будет интересно по большому счету? И «Аватар» в этом смысле тоже устареет с точки зрения технологий довольно быстро, а сюжет там довольно примитивный. Не скажу, что наивные сюжеты — это плохо, но ничего нового Кэмерон своей историей про колонизацию иных миров не открыл. А на «Чебурашку» пошло больше людей, чем на «Аватар-2», потому что под Новый год зрителю, наверное, хотелось чего-то более доброго, светлого и человечного — в противовес действительности. Сейчас у зрителя есть запрос на теплое, дающее надежду кино.