Культура

PostaDance
«Дягилев. P.S.»: танцоры в костюмах Мюглера, «Лебединое озеро» Прельжокажа и выставка картин Владимира Васильева

«Дягилев. P.S.»: танцоры-рептилоиды в костюмах Мюглера, «Лебединое озеро» Прельжокажа и выставка картин Владимира Васильева

Балетные фестивали, которые вот уже не первый год проводят в Питере, давно стали визитной карточкой искусства театрального танца и города на Неве. Три крупнейших балетных фестиваля в России — весенний Dance Open и осенние Context и «Дягилев. P.S.» — грамотно делят репертуар и дополняют друг друга, каждый спектакль — уникальное событие, которое нельзя пропустить. Рассказываем, чем в этом году удивит фестиваль «Дягилев P.S.», который проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Министерства культуры Российской Федерации. Старт — 4 ноября, пора покупать билеты.

4 ноября фестиваль откроет программа L.A.D. (ТЮЗ им. Брянцева) — четыре хореографических опуса на музыку Леонида Десятникова в исполнении солистов УралОпера балета (Екатеринбургского театра оперы и балета): «Три тихие пьесы» (хор. Максим Петров), «Ноябрь» (хор. Максим Севагин), «Праздник уходящих» (хор. Андрей Кайдановский), «Дар» (хор. Вячеслав Самодуров). Музыкальный руководитель постановки — Алексей Гориболь, пианист и продюсер, постоянный исполнитель музыки Десятникова. Сценография и костюмы — Мария Трегубова.

Алексей Гориболь
Алексей Гориболь
Мария Трегубова
Мария Трегубова

L.A.D. — это посвящение Леониду Десятникову, выдающемуся современному композитору, чью музыку часто относят к постмодернизму и «новой простоте». Новые балеты на музыку маэстро, ранее не предназначавшуюся для танца, ставят четыре российских хореографа: Максим Петров (танцовщик и хореограф Мариинского театра, участник мастерской «Danceплатформа» в Урал Опере), Андрей Кайдановский (лауреат международных танцевальных премий, выпустивший в последние годы несколько громких премьер в Москве), Максим Севагин (солист балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Вячеслав Самодуров (главный хореограф УралОпера Балета).

8 ноября на сцене Театра Музыкальной комедии продюсерская компания MuzArts представит балетную программу Postscript. Это вечер современной хореографии, включающий в себя работы таких балетных мэтров, как Уэйн Макгрегор, Сиди Ларби Шеркауи, Алексей Ратманский, Пол Лайтфут и Соль Леон. Откроет программу «Макгрегор+Мюглер» коллаборация двух визионеров от искусства из мира танца и высокой моды. Знаменитый хореограф Уэйн Макгрегор и легендарный кутюрье Манфред Тьерри Мюглер создали дуэт специально для примы Большого театра Ольги Смирновой. Ее партнером на сцене станет премьер Большого театра Денис Савин. Саундтрек к балету — современная электронная музыка, созданная американским композитором Холли Херндон с использованием искусственного интеллекта, а также неоклассическая фортепианная электроника немецкого композитора Нильса Фрама.

Денис Савин и Ольга Смирнова
Денис Савин и Ольга Смирнова

Тьерри Мюглер не нуждается в представлении, тем не менее напомним, что его творения ценили и ценят носить яркие и неординарные личности: Дэвид Боуи, Милен Фармер, Синди Лопер, Мадонна, Леди Гага. Наделив танцоров рептилоидной кожей, гривами-ирокезами, лицами-масками и облачив их в зеркально сияющие латы, Мюглер обращается к одной из своих излюбленных тем — образу амазонки.

«Дягилев. P.S.»: танцоры-рептилоиды в костюмах Мюглера, «Лебединое озеро» Прельжокажа и выставка картин Владимира Васильева

В программу Postscript войдет балет «Фавн», созданный хореографом Сиди Ларби Шеркауи к столетию «Русских сезонов», — своеобразный ремейк знаменитого балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» на одноименное сочинение Клода Дебюсси. Чтобы приблизить музыку к современности, Шеркауи попросил композитора Нитина Сони разорвать композицию Дебюсси вставкой на другом музыкальном языке, практически незаметно для слушателя переходя от одного стиля к другому. Костюмы к красивому действу создал Хусейн Чалаян.

«Фавн»
«Фавн»

«Воспоминание о дорогом месте» — балет для двух танцовщиков и двух балерин, поставленный Алексеем Ратманским в 2012 году на одноименный опус Петра Чайковского в оркестровке Александра Глазунова. Исполнители — звезды Большого театра Екатерина Крысанова, Якопо Тисси, Ольга Смирнова и Артемий Беляков. Завершит программу балет «Постскрипт» хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон на знаменитую музыку Филипа Гласса. Это одно из наиболее сложных произведений, созданных авторами — как по хореографии, так и по эмоциональному наполнению.

В рамках фестиваля «Дягилев. P.S.» 9 ноября пройдут и партнерские выставки совместно с Музеем театрального и музыкального искусства. «Пять искушений Иоганна Фауста» — откроется в Шереметевском дворце показом перформанса «ПРОТОфауст» Инженерного театра АХЕ. В основе идеи проекта — неоднозначность фигуры Фауста и гениальность музыкальных произведений, созданных на основе литературных сочинений Шписа, Гете и Томаса Манна. На экспозиции, наряду с экспонатами Музея, будут представлены предметы из собрания Московского института музыки им. А.Г. Шнитке, Белгородского художественного музея, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и др.

«Пять искушений Иоганна Фауста»
«Пять искушений Иоганна Фауста»

11 и 12 ноября на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» представят премьеру нового спектакля Анжелена Прельжокажа — «Лебединое озеро». Гастроли проходят при поддержке Французского института в рамках специальной программы Франции — страны-гостя IX Санкт-Петербургского международного культурного форума. Именно Санкт-Петербург становится первым городом, представляющим России новое творение французского хореографа за пределами Франции. Классическую музыку Чайковского Прельжокаж сочетает с современными ритмами и другими произведениями композитора, хореография будет полностью оригинальной — дань уважения Мариусу Петипа, за костюмы отвечал Игорь Чапурин.

Анжелен Прельжокаж — самая яркая звезда в плеяде хореографов, появившихся во Франции в конце XX века, признанный современный классик. Труппа Прельжокажа существует более 30 лет, а его балеты входят в репертуар ведущих балетных трупп мира. Спустя годы после создания балетов «Ромео и Джульетта» и «Белоснежка» (российская премьера состоялась на Фестивале «Дягилев. P.S.» в 2011 году) Прельжокаж вновь обращается к крупной форме сюжетного балета.

Анжелен Прельжокаж
Анжелен Прельжокаж

Продолжит программу Фестиваля российская премьера уникальной программы «ДИАЛОГИ» на сцене Александринского театра 16 ноября. Это вечер звездных дуэтов, поставленных лучшими современными хореографами мира: Матс Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином, Шерон Эяль, Сашей Вальц и Кристал Пайт. Исполняют программу ведущие солисты трупп хореографов и приглашенные танцовщики Королевского балета Швеции и Национального балета Норвегии.

21 ноября в Шереметевском дворце состоится музыкальный спектакль «Дягилев. Последние дни». Сцены из жизни Сергея Дягилева и «пожирательницы гениев» Миси Серт, которая помогала не только организатору «Русских сезонов», воплотил в жизнь режиссер Роман Габриа. Повествование строится вокруг разговоров главных героев, их общих шуток, ссор и воспоминаний. Роль Дягилева исполняет Михаил Николаев, артист Театра на Васильевском и лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а в образе Миси Серт предстанет знаменитая пианистка Полина Осетинская.

«Мися Серт» (1908). Пьер Боннар
«Мися Серт» (1908). Пьер Боннар

Также 3 ноября в Шереметевском дворце откроется выставка живописных работ Владимира Васильева — легендарного премьера Большого театра. В экспозицию войдут работы, созданные в условиях пандемии и изоляции. Откроется выставка концертом фортепианной музыки в исполнении Юлии Стадлер.

Владимир Васильев
Владимир Васильев