Фото: предоставлены Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал).
В городе Выкса Нижегородской области 25 по 28 ноября при информационной поддержке Posta-Magazine состоялась международная конференция «Искусство и практики гостеприимства», посвященная развитию музеев с точки зрения актуальных экологических и социальных трендов. Вместе с руководителем отдела Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал) Дарьей Ткачевой мы попытались разобраться, какая задача стоит сегодня перед музеями, могут ли они помочь человеку осмыслить настоящее и насколько им сложно соответствовать актуальной экологической повестке.
Posta-Magazine: Неизбежный вопрос: как пандемия изменила музеи — и какие из этих изменений можно считать положительными?
Дарья Ткачева: Я думаю, пандемия затронула музеи так же, как и абсолютно все учреждения, публичные пространства, повлияв прежде всего на режим посещения. Посетителей становится меньше, к сожалению. Приходится их как-то нормировать, ограничивать, организовывать. Что можно считать положительным изменением? Несмотря на, казалось бы, закрытую ситуацию, пандемия открыла новые возможности использования онлайн-пространств. Очень много процессов сегодня проходит удаленно через самые разные средства коммуникации (конференции в Zoom, созвон в Telegram и так далее). Расстояние как будто сокращается, и это открывает возможности для удаленного сотрудничества при монтаже выставок, при организации и проведении событий параллельных программ.
— Какие новые требования к музеям предъявляет время, и над чем работали музеи до пандемии?
— Если говорить о содержательной сфере, то музей — это всегда место, где одной из важнейших задач является определенная рефлексия, разговор с человеком о нем самом, о времени, в котором он живет, о мировоззрении человека, философии. И раньше это были вопросы о том, как меняется мир, что становится актуальным и что важно для человека в определенный исторический период. Раньше, например, музеи активно искали новые формы взаимодействия, в том числе с публикой, какие-то коммуникативные, интерактивные приемы, допустим, как один из таких векторов. Сегодня мы также ищем способ коммуникации, но уже в новых, других условиях. Мне кажется, что на музеи накладывается некоторая обязанность помочь человеку пережить эти сложные времена, отрефлексировать, осознать те изменения, которые происходят. Наверное, именно в музеях, через произведения искусства, особенно современного искусства, откликающиеся на эти новые вызовы, этот процесс проходит особенно ярко.
— Еще до пандемии важное значение приобрела тема sustainabillty — как вопрос устойчивого развития преломляется в музейной сфере: какие новые задачи ставят перед собой музейные пространства в этой связи?
— Этот вопрос является продолжением предыдущего. Тема такого устойчивого соединения, гармоничного соединения, трех ее составляющих — экономическое, социальное, экологическое развитие — конечно, находит отражение и в музейной сфере через содержательную работу самих выставок и работу художников, когда вопросы взаимодействия всех этих сфер затрагиваются в произведениях. С точки зрения функционирования самих музейных пространств поиск баланса между всеми сферами тоже важен, это постоянная работа. Более продвинутые музеи ищут для себя какие-то возможности экологического развития через уменьшение отходов, потребления бумаги и так далее. Далеко не все музеи могут себе позволить подобные изменения, поскольку это все достаточно сложно организуется на сегодняшний день — еще не хватает некоторой базы для того, чтобы это можно было организовать, но это то, к чему мы бы все хотели стремиться.
— Как бы вы определили понятие «музейное гостеприимство»? И насколько музеи России гостеприимны?
— Мне кажется, в понятии музейного гостеприимства скрываются два аспекта. С одной стороны — это гостеприимство по отношению к посетителям, которые приходят в музеи, с другой — это гостеприимство по отношению к искусству. Это открытость к экспериментам, новым возможностям. Я могу сказать, что иногда совершенно потрясающе работают маленькие музеи в небольших городках, где небольшой поток людей и буквально каждого посетителя встречают практически с домашним гостеприимством: все показать, рассказать, угостить чаем. Даже в этих небольших музеях очень часто появляются достаточно смелые эксперименты, поскольку удаленность от центра дает свободу мышления. Более крупные и современные музеи могут похвастаться более комфортной и налаженной инфраструктурой для посетителя: кафе, гардероб, магазин.
Конечно, говорить о гостеприимстве музеев можно по-разному. В действительности многое зависит не только от готовности музеев принимать, но и от готовности самих посетителей открываться. Однажды в Нью-Йорке в одном из музеев я наблюдала, как родители совершенно свободно позволяли ползать по полу своим маленьким детям. Они чувствовали себя комфортно в залах музея, и это был вопрос не столько гостеприимности музея, сколько свободы самих людей, которые, придя в музей, не чувствуют себя скованными. Понятие гостеприимства, на мой взгляд, подразумевает некое обоюдное действие. В любом музее мы вступаем в коммуникацию, взаимодействие с сотрудниками, экспонатами, пространствами, и так выстраиваются те отношения, в которых обе стороны абсолютно, на мой взгляд, равноценны.