С 14 по 19 ноября в Москве и — впервые — в Санкт-Петербурге пройдет четвертый фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнёва», который соберет на театральных площадках двух столиц танцевальные спектакли лучших трупп и танцовщиков мира, включая саму Диану Вишнёву.
Рассказываем о насыщенной программе,
ради которой стоит отложить все дела.
Гала-открытие. Под знаком Баха и Бежара
В программе гала-открытия фестиваля «Context. Диана Вишнёва» на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко — только неоспоримые звезды. Швейцарская труппа «Балет Мориса Бежара» покажет хореографию своего великого основателя Im Chambre Séparée. Также нас ждет российская премьера постановки, сочиненной его преемником Жилем Романом, «Цвет блюз».
Труппа «Балет Мориса Бежара»
Впервые в России выступит американская труппа Alonzo King Lines Ballet, одна из самых ярких современных танцевальных компаний с более чем тридцатилетней историей, которая исполнит абстракцию «Концерт для двух скрипок» на музыку Баха: атлетичные тела, великолепная техника, позволяющая исполнять сложную, насыщенную мелкими движениями хореографию Кинга, и гармония, в которую из как будто броуновского движения неизменно складывается танец.
Alonzo King Lines Ballet, «Концерт для двух скрипок»
В этот же вечер Танцевальный театр Люцерна представит два номера, один из которых, дуэт из спектакля chaMOODim, был создан специально для фестиваля.
Танцевальный театр Люцерна
Балетоманы с замиранием сердца ждут последнюю постановку одного из главных реформаторов хореографического языка в XX и XXI веке Матса Эка, которую исполнит его жена и муза Ана Лагуна в дуэте с французом Иваном Ауцели. После двадцатилетней работы в труппе шведского «Кульберг-балета» под руководством Эка, хореография живого классика стала второй, а может, и первой природой Ауцели — так что спектакль «Топор» обещает быть одним из самых эмоциональных моментов всей программы. (Кстати, 15 ноября в 21:00 в «Гоголь-центре состоится public talk с самим хореографом.)
Ана Лагуна и Иван Ауцели в спектакле Матса Эка «Топор»
Завершит программу открытия Диана Вишнёва вместе со столь же блистательной балериной, художественным руководителем балета Парижской Оперы Орели Дюпон. Они выйдут на сцену в постановке израильского хореографа Охада Наарина B/olero. В названии содержится явная отсылка к знаменитому бежаровскому «Болеро», которое, среди немногих избранных, исполняли Майя Плисецкая и Сильви Гиллем. Имея классическое балетное образование, Охад Наарин создал собственный стиль гага, один из главных принципов которого — в развитии в танцевальном движении внутреннего импульса тела. С этим связан и отказ от зеркал в репетиционном зале, которые, по мнению Наарина, мешают танцовщику сосредоточиться на эмоциональном состоянии. В силе эмоций и виртуозной технике двух великих балерин сомневаться не приходится, и можно с уверенностью сказать: на сцене нас ждет поэзия, воплощенная в движении.
Диана Вишнёва
Детали от Posta-Magazine
14, 15 ноября в 20:00
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Международная программа. От амазонок до Шостаковича
В хореографии основателя Alonzo King Lines Ballet Алонсо Кинга сочетается лиричность и чувственность, а линии классического балета, не теряя гармонии, преображаются почти животной пластикой артистов. На сцене «Гоголь-центра» будет показан его балет «Шостакович» — оммаж русскому композитору, чей 110-летний юбилей отмечается в этом году, а также постановка «Основа письма» (Writing Ground Quintet).
Alonzo King Lines Ballet, «Шостакович»
Во второй части программы — «Балет Мориса Бежара» с постановкой Жиля Романа «Словно с Луны свалившиеся» (Tombées de la dernière pluie). Этот спектакль 2015 года для двенадцати танцовщиц — метафора, с одной стороны, извечного противостояния полов, а с другой — современного общества. Стилистически он наследует принципу Бежара: минимум драматургии и конкретики, посыл танца должен угадываться не в самих хореографических картинах, а в метафизическом пространстве за ними. При этом балет вдохновлен литературой — произведениями Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса и Томаса Элиота.
Детали от Posta-Magazine
16 и 17 ноября в 20:00
«Гоголь-центр», Москва
Молодые хореографы. В поисках нового языка
Современная хореография в России имеет недолгую историю в силу закрытости и оторванности Советского Союза от западных тенденций, но за последние два с лишним десятилетия успело сформироваться уже как минимум два поколения, воспитанных в международном культурном контексте. И если сначала российские хореографы лихорадочно наверстывали упущенное, то сейчас они формируют собственную художественную идентичность. И здесь гораздо больше места личному, чем специфически национальному, хотя бы потому, что танец — это универсальный, архетипичный язык. В финале конкурса молодых хореографов на сцене Электротеатра Станиславский примут участие шесть человек из Москвы, Киева и Еревана: Софья Гайдукова, Павел Глухов, Мария Сиукаева, Ольга Васильева, Римма Пипоян, Алексей Бусько. Каждый из них уже успел заявить о себе довольно интересными работами, и о многих из них мы с большой вероятностью еще не раз услышим.
Мария Сиукаева
Детали от Posta-Magazine
16 и 17 ноября в 19:00
Электротеатр Станиславский, Москва
Гала-закрытие. Этнические мотивы
Завершится фестиваль гала-программой в Мариинском театре. Наряду с выступлениями Alonzo King Lines Ballet, дуэтами Аны Лагуны — Ивана Ауцели и Дианы Вишнёвой — Орели Дюпон, на петербургской сцене можно будет увидеть спектакли Come In Национальной школы балета Канады, а также In Memoriam и Cantata нидерландской труппы Introdans. Балет 2006 года Come In («Войдите») изначально был создан для Михаила Барышникова американским хореографом Азур Бартон, автором тонких, образных и поэтичных спектаклей. Для канадских исполнителей она поставила новую, исключительно мужскую версию танца.
Национальная школа балета Канады, Come In
Компания Introdans, Cantata
In Memoriam — работа одного из самых интересных современных хореографов Сиди Ларби Шеркауи, танец-мистерия, танец-молитва и заклинание под звуки корсиканского многоголосья. А Cantata в постановке итальянца Мауро Бигонцетти — вечная история любви и страсти, складывающаяся из разных картин под народные испанские песни.
Компания Introdans, In Memoriam
Детали от Posta-Magazine
19 ноября в 19:00
Мариинский театр, Санкт-Петербург
Кинопрограмма: балет изнутри
В программе кинопоказов фестиваля — документальные картины о Матсе Эке, Саше Вальц, Охаде Наарине, Алонсо Кинге и других известных хореографах, которые позволяют увидеть их творчество в перспективе и в контексте современного искусства в целом. И конечно, это редкая возможность заглянуть в закулисье одного из самых эфемерных искусств — танца. Не пропустите хореографический фильм «Место», поставленный Матсом Эком и командой художников специально на Михаила Барышникова и Ану Лагуну, а также документальную драму «Рудольф Нуреев — Танец свободы» о побеге советского артиста на Запад, где молодого Нуреева сыграл премьер Большого театра Артем Овчаренко.
Детали от Posta-Magazine
15-19 ноября
Центр документального кино (Москва) и кинотеатр «Англетер» (Санкт-Петербург)
Дополнительная информация о фестивале «Context. Диана Вишнёва» на сайте:
http://dianavishneva.com/ru/context_fest/2016/