Здание усадьбы Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной, более двух веков назад принадлежавшее дворянской семье Муравьевых-Апостолов, сегодня стало важным адресом на культурной карте города. И это, несомненно, заслуга «гения места» — Кристофера Андреевича Муравьева-Апостола, потомка декабристов и швейцарского бизнесмена, впервые попавшего в Россию лишь в 1991 году и спасшего свое «родовое гнездо» от разрушения.
«Декабристов помнят не потому, что они чего-то добились, а потому, что они показали, что можно не думать о собственных привилегиях и собственной выгоде и рисковать всем ради общего блага. Нужно уметь ставить интересы общества выше своих собственных. В этом — власть каждого из нас».
Обычный бразильский мальчишка…
«Я родился в Бразилии и был обычным бразильским мальчишкой. Правда, с не самым типичным для бразильского мальчишки именем и внешностью, и это порой доставляло некоторые неудобства, ведь тогда я мечтал быть как все, детям это свойственно. Позже, в юности, я переехал в Швейцарию, и это тоже был определенный стресс: я снова чувствовал себя не таким как все и мечтал быстрее влиться в местный культурный ландшафт. Но с возрастом проходит этот детский страх „выделяться“, уже нет необходимости и желания обязательно принадлежать полностью к какому-то конкретному сообществу, community, а накопленный опыт позволяет лучше понимать людей и разные культуры, сравнивать их. В России и в этом доме я впервые оказался уже в зрелом возрасте — когда к моей бразильской „сущности“ добавилась еще и русская, я был достаточно взрослым, чтобы понимать, что стал еще „богаче“ благодаря этому».
До первого визита в Россию в 30-летнем возрасте Кристофер, несмотря на громкую русскую фамилию и отчество Андреевич, по-русски не говорил совсем. «Мой отец, хоть и вырос во Франции, прекрасно говорил по-русски, но… не со мной. И я понимаю его: сын революции, он видел своей главной задачей интеграцию на Западе, потому что свою страну он потерял. Но моя задача — уже другая: заново открыть для моей семьи Россию. Мой отец настаивал на изучении языков: английского, французского, немецкого. Если бы его сын знал только португальский — это было бы „несерьезно“. Для меня же к обязательному списку добавился и русский: мои дети на нем уже говорят».
Однажды в студеную зимнюю пору
В Россию Кристофера привел счастливый случай: в 1991 году Советский фонд культуры и лично Раиса Горбачева обратились к потомкам семьи Муравьевых-Апостолов с просьбой возвратить в страну семейные реликвии, имеющие историческую ценность. Братья Алексей и Андрей с радостью откликнулись и уже через полгода — в студеную зиму, для полного погружения в атмосферу отчего дома — приехали в Россию. Сын Андрея Кристофер, оказавшись в фамильном московском особняке и познакомившись с петербургскими и украинскими архивами, касающимися истории семьи, решил восстановить усадьбу. «Здание усадьбы было в аварийном состоянии: музей декабристов формально еще существовал, здесь были директор, архивист и гардеробщик, но доступ для посетителей был закрыт, а музейная коллекция вывезена. Я понимал, что восстановление дома станет моей миссией на долгие годы, что я буду всю жизнь жалеть, если не сделаю этого. К счастью, мне это удалось: на здание с колоннами в центре Москвы безусловно претендовали более влиятельные организации, например, банки и казино, но мне повезло — именно мне выпала уникальная возможность заняться реставрацией».
Каждый из нас может что-то изменить
Несколько лет понадобилось для получения необходимых разрешений, прежде чем началась реставрация роскошной усадьбы в стиле позднего классицизма, чудом избежавшей пожаров и градостроительных преобразований. Кристофер лично следил за каждым этапом работ и настоял на сохранении старого деревянного каркаса здания:
в одной из комнат в зеркальной «витрине» можно увидеть рядом друг с другом новые и сохраненные старые бревна! Он же привлекал лучших специалистов, в том числе и итальянских мастеров по искусственному мрамору — писк московской моды два века назад. В 2013 году музей был наконец открыт для посещения, а усадьба получила престижную премию за лучший реставрационный проект года. Зачем это нужно Кристоферу?
«Качество жизни для меня — это не только возможность найти хотя бы призрачное равновесие между работой и временем, которое ты проводишь со своей семьей, но и возможность в ежедневной рутине находить время на долгосрочные проекты. Ничто не вечно, и никто не вечен, но это счастье, если у человека получается оставить что-то после себя, подать пример. Это клише, но мир действительно стал слишком материален, и нам необходимо помнить о том, что каждый из нас может что-то изменить, что важен вклад каждого».
Новая жизнь старого дома
Вклад Кристофера в дело сохранения уникальной усадьбы действительно неоценим. Именно благодаря ему особняк быстро стал центром притяжения культурной и светской жизни столицы — с деловыми ужинами, камерными концертами, литературными вечерами и громкими модными презентациями.
В прошлом году здесь состоялась выставка старинных сундуков и современных предметов багажа Objets Nomades модного дома Louis Vuitton. Усадьба была выбрана неслучайно: в экспозиции музея хранится уникальный сундук Louis Vuitton 1910 года, которым владела бабушка Кристофера — Надежда Федоровна. Здесь же, на Старой Басманной, отмечал юбилей Christie’s, выставлялись Bvlgari. Но особой гордостью Кристофера стал приезд самой успешной фотовыставки в мире — «Генезис» легендарного бразильского фотографа Себастио Сальгадо в рамках московской «Фотобиеннале 2016». «Эта выставка — моя воплощенная мечта, и надеюсь, не последняя. Я люблю, когда в доме кипит жизнь, когда приходят люди, когда играет музыка. Особая привилегия для меня — знакомство и дружба с великим Валерием Гергиевым: он находит прекрасных музыкантов, некоторые из которых уже выступали в стенах нашей усадьбы. И это всегда счастье».
Детали
https://ma-housemuseum.ru/