Мы продолжаем собирать лучшие сценарии поездок в разные части света. Вместе с нами #postatravelnotes составляют селебрити, известные бизнесмены, джетсеттеры. Сегодня говорим о Шампани — одном из красивейших регионов Франции, знаменитом не только игристыми винами, но и гармоничным сочетанием сельского очарования и королевской роскоши.
Анна Лилиенталь отправилась в путешествие по главным винодельням области и собрала ответы на самые популярные вопросы о шампанских винах. Получился исчерпывающий (и очень полезный) гид.
Путешествуя на поезде из Парижа в Реймс, неофициальную столицу Шампани (это, кстати, всего лишь 35 минут пути), я читала о Владимире Набокове и с интересом узнала, что знаменитый писатель, в том числе, перевёл на русский роман «Алиса в Стране чудес» и свой перевод знаменитой книги Льюиса Кэрролла назвал «Аня в Стране чудес». Неспроста, подумала я, и оказалась права: в своём путешествии я чувствовала себя, как главная героиня Аня-Алиса — кругом сплошные чудеса и все не так, как кажется: дом Периньон (где «дом» — обращение к духовному лицу во Франции), вопреки расхожему мнению, не изобретал шампанское; вдова Клико оказывается была первой бизнес-леди Франции и совсем не случайно подчёркивала свой статус вдовы; сахар присутствует во всех видах шампанского, включая брют, да и вообще, в течение первых 150 лет, вплоть до 1876 года, шампанское по сладости было, как кагор. Ну чудеса!
Как и следует Алисе, я следовала за белым кроликом. С этим кроликом, надо сказать, я знакома давно — это Катя Куваева, моя давняя знакомая. Лет 15 назад мы работали над проектами Martini: я как селебрити менеджер, Катя — как бренд-менеджер Martini. Мы возили звезд на «лимузинах» и «хамерах» по знаковым барам-ресторанам Москвы, для важного дела — дегустации новых модных коктейлей. Весёлое было время! С тех пор Катя так и работала в сфере высококачественного алкоголя: занимала руководящие должности в международных компаниях, представляющих мировые бренды в России, работала на стороне крупнейшего российского винного дистрибутора, многократно посещала винодельни разного масштаба, окончила школу сомелье «Энотрия», получила винный диплом WSET2. Поэтому, когда я узнала, что к фамилии Куваева прибавилась чудесная французская составляющая Бризар и что теперь Катя живёт в столице Шампани, то я нисколько не удивилась. Итак, мой «белый кролик» запустил проект @visitmeinfrance, предлагающий индивидуальные и групповые туры в Шампань.
Регион оказался необъятным: шампанские дома, виноградники буквально на каждом шагу, роскошные дворцы и усадьбы манили своими приоткрытыми расписными воротами. Мы с мадам Бризар решили построить свой маршрут по знаковым историческим местам. Начали путешествие с посещения Ruinart — старейшего шампанского дома, существующего в настоящее время, потом посетили могилу дома Пьера Периньона, прогулялись по чудесной вилле Manoir de Verzy, принадлежавшей мадам Клико. Благодаря этому путешествию я получила ответы вот на такие интересные вопросы:
Когда и почему возникли шампанские дома?
Официально создание шампанских домов стало возможным с 1728 года, когда Луи XV издал закон, разрешающий перевозить вино в бутылках, а особенность производства шампанского — это вторичная ферментация и последующая выдержка как раз в бутылках. Одним из пионеров в производстве и экспорте шампанского стал Николя Рюинар, зарегистрировавший свой шампанский дом в 1729 году (это действительно старейший шампанский дом из ныне существующих). Интересно, что Николя Рюинар занимался текстильным бизнесом, и шампанское, произведённое в первый год (всего лишь 170 бутылок), служило подарком его лучшим клиентам за покупку сукна. Однако уже через пять лет Ruinart перешёл исключительно на производство шампанского, что было более прибыльным и перспективным.
Кто такой дом Периньон и какое отношение он имеет к знаменитому одноименному шампанскому?
Бенедиктинский монах, дом Пьер Периньон (1638-1715), служивший в аббатстве Овилье в Шампани, не изобретал шампанское, более того, его задача была избавиться от пузырьков, которые почему-то появлялись в бутылках, но об этом позже. При этом фигура его знаковая, он внес огромный вклад в улучшение качества тихого вина, много работал с лозой и сортами винограда, экспериментировал с купажами и стремился быстрее перелить вино в бутылки, считая, что бочки убивают свежий букет. Он доказал, что из красного пино-нуара можно получать отличные белые вина, которые поставлялись ко двору королей и высоко ценились французской знатью. Что касается шампанского Dom Perignon, то это название верхней линейки винтажных вин шампанского дома Moët&Chandon, созданной в 1921 году. Когда Moët&Chandon приобрели в собственность аббатство Овилье, в котором дом Пьер Периньон трудился, они таким образом отдали дань уважения трудам монаха.
Откуда появились пузырьки?
Образованию в винах Шампани волшебных пузырьков поспособствовал прохладный климат этого северного региона. Холода здесь наступали до завершения брожения вин, и из-за низких температур ферментация естественным образом останавливалась осенью. По весне дрожжи «просыпались» и принимались допоглощать оставшийся сахар, выделяя в том числе углекислый газ, то есть те самые пузырьки. Вот такая история возникновения естественной вторичной ферментации в бутылке, которая меняла вкус вина. Периодически от возникающего давления бутылки взрывались, поэтому пузырьки называли дьявольскими, считая их винным дефектом, от которого нужно было избавиться, над чем и работал дом Периньон. Впоследствии, данный «дефект» сумели превратить в достоинство. По одной из легенд, талантливый торговец, экспортировавший свои подбродившие во время транспортировки в Англию вина, преподнес пузырьки как изюминку, которая пришлась по душе англичанам.
В чем заслуги вдовы Клико?
Барб-Николь Клико-Понсардан (1777-1866) — одна из первых бизнес-леди Европы и бесспорно самая великая вдова Шампани (Veuve Clicquot — это старейший бренд, носящий имя женщины). После смерти мужа ей было всего 27 лет, и именно статус вдовы позволил ей открыть банковский счет и возглавить бизнес, ведь в те времена женщина не могла открыть банковский счет — только ее отец или муж. Благодаря своей вовлеченности в процесс, открытости к инновациям, смелости и предпринимательскому духу, ей удалось развить не только свой бизнес, но и внести значительный вклад в формирование индустрии шампанских вин в том виде, в котором мы ее знаем в наше время.
Ключевая заслуга ее команды — превращение шампанского из мутного в кристально чистый напиток, благодаря изобретению ремюажа (процесс избавления от осадка путем постепенного переворачивания бутылки и изменения угла ее наклона). Интересен также тот факт, что вдова Клико завещала свой процветающий бизнес своим помощникам, так как прямые наследники не интересовались винной темой.
Что же такое настоящее шампанское, и почему оно может стоить так дорого?
Вина Шампани производят только из винограда, который был выращен, собран и винифицирован на территории французского региона Шампань. Благодаря особенностям географического положения, составу почвы и климату этот виноград обладает уникальными характеристиками, которые невозможно воспроизвести в любой другой точке мира. Шампанское производится из винограда сортов шардоне, пино-нуар, пино-менье методом естественного брожения в бутылках с последующей выдержкой на дрожжевом осадке не менее 15 месяцев для базовых вин и 36 месяцев для винтажных (это те, где используется виноград одного года, их ещё называют миллезимными).
Многие шампанские дома выдерживают винтажи 5-10 лет, а если год выдающийся, то делают несколько релизов одного урожая, и каждый последующий будет в разы дороже предыдущего. Обычно таких релизов три. И если, например, первый релиз винтажа Dom Perignon, выпущенный после семи лет выдержки, стоит $175, то третий релиз этого же урожая, выпущенный через 20-30 лет выдержки, стоит уже $1692 за бутылку. 2018 год был исключительно прекрасным, но свои «престиж кюве» великие дома начнут выпускать где-то начиная с 2025 года.
Отдельные редкие экземпляры периодически появляются на аукционах, и цена их может составлять несколько десятков тысяч долларов. Из запоминающегося, в 2010 году порядка 170 бутылок Veuve Clicquot 1840-х годов были подняты с затонувшего в Балтийском море корабля, и шампанское оказалось ещё вполне живо.
Но и это не самый дорогой вариант. Маркетологи Шампани умеют удивить! Пару лет назад появился бренд с говорящим названием «вкус бриллиантов», где в каждую бутылку инкрустирован 19 каратный бриллиант! Так вот эта бутылочка стоит от 1,8 млн долларов.
Но не пугайтесь, достойные качественные вина в Шампани можно купить, начиная от 20-25 евро за бутылку
Что же все-таки с сахаром в шампанском?
Он там есть, хоть и почти не чувствуется. Сегодня более 90% всего шампанского — Brut, но в процессе его производства сахар добавляют в виде дозажного ликера (уже после выдержки и удаления осадка отработавших дрожжей). Единственная разновидность шампанского, когда сахар не добавляют вообще, — это Brut Nature или Dosage Zéro, это самая минимальная сладость из всех возможных вариантов (до 3 грамм/литр).
В зависимости от количества сахара, добавляемого при дозаже, шампанское бывает:
- Extra Brut — 0–6 гр/л;
- Brut — до 12 гр/л;
- Extra Dry/Extra Sec — 12–17 гр/л;
- Dry/Sec — 17–32 гр/л;
- Semi Dry/ Demi-Sec — 32–50 гр/л;
- Sweet/Doux — более 50 гр/л.
Кстати, до середины 19-го века шампанское было исключительно сладким вином, которое подавалось к десерту (в России вплоть до революции 1917 года предпочитали вина с содержанием сахара под 200 гр/л, да-да, таким вот сладким изначально был знаменитый «Кристал»). Постепенно вкусовые предпочтения менялись, и для английского рынка виноделы Шампани стали уменьшать количество добавляемого сахара, который забивал вкус вина. Винодел дома Pommery Виктор Ламбер в 1874 году разработал технологию ферментации, переводящую винную кислоту в молочную, что позволило смягчить кислотность вин без добавления сахара, благодаря этой технологии в 1876 году появился первый винтажный брют — Pommery Nature Champagne.
Это все очень интересно, скажете вы, но что же делать в Шампани? Неужели только пить шампанское?! На этот счет у меня для вас две новости, хорошая и очень хорошая! Пить, конечно, придётся, но это будет называться «дегустацией», а это совсем другой резон, согласитесь. Очень хорошая новость же вот какая: с 2015 года вся Шампань со всеми ее виноградниками и уникальной историей стала частью Всемирного наследия ЮНЕСКО и, конечно, это послужило дополнительному развитию инфраструктуры, появлению новых крутейших отелей и разнообразных событий, проходящих в Шампани в течение всего года.
Отдельного внимания заслуживает древняя столица франков, город Реймс. Один только Нотр-дам-де-Реймс, ничем не уступающий своему недавно пострадавшему парижскому собрату, будет интересен не только своей архитектурой, но и историей, ведь именно в нем короновались почти все французские монархи! В Реймсе и его окрестностях семь мишленовских ресторанов, включая трёхзвездочный L’Assiette Champenoise. В роскошном отеле Royal Champagne можно насладиться великолепный видом не только за обедом на террасе их ресторана Le Bellevue, но и сделать это из бассейна спа-комплекса, расположенного этажом ниже. А прогулявшись по авеню Шампань в Эперне, можно осмотреть регион с высоты птичьего полета, поднявшись с бокалом шампанского на воздушном шаре! Да, и для девушек — фото в маковом поле конечно!
Ну что тут скажешь? Сказка! От души рекомендую вам посетить Шампань. Путешествие может быть от одного до семи дней в зависимости от ваших целей и возможностей. А там рукой подать и до Бургундии, так что вариантов, как построить маршрут, море.
Уже на перроне, отправляясь в Париж, я спросила у своего обаятельного гида:
— Кать, как думаешь, в чем все-таки главное очарование Шампани?
— В сочетании простоты сельской жизни с настоящей французской королевской роскошью! — ответила Катя, не задумываясь.
Кажется, это действительно так!
Детали
@visitmeinfrance