С 31 мая по 10 июня в Москве в девятый раз пройдет Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival.
Фильмы насыщенной фестивальной программы объединены в несколько тематических разделов: «Спорт», Grrrl Power, «Искусство: цены и ценности», «Музыка» и другие.
Фестиваль откроет фильм «Грейс Джонс: хлеб и зрелища» британского документалиста Софи Файнс, сестры актера Рэйфа Файнса. Режиссер прославилась дилогией «Киногид извращенца», в которой философ Славой Жижек деконструировал голливудскую классику с помощью Лакана, Фрейда и Ленина. Ее новая картина Grace Jones: Bloodlight and Bami — совсем не традиционный байопик великой певицы, актрисы и модели. Режиссера интересовало не бурное прошлое Грейс Джонс, а ее — как выясняется, столь же насыщенное — настоящее. Файнс следует за героиней по всему свету: в Дублин, где она специально для фильма исполняет легендарную Slave to the Rhythm, на съемки в Москву, где она танцует в клубе «Пропаганда» после своего концерта, и даже на Ямайку — родину Джонс. Получилось довольно откровенное кино о том, чем живет большая артистка, бабушка и бизнесвумен на пороге своего 70-летия: как сказала сама поп-дива, посмотреть этот фильм — «все равно что увидеть меня почти голой».
В программе Grrrl Power, представляющей женские образы современности, среди прочего будет показан фильм «Матанги / Майя / M.I.A.» Стивена Лавриджа, получивший специальный приз жюри на фестивале «Сандэнс». Выпускница колледжа Сент-Мартинс, борец за права тамилов, к середине 2000-х певица из Шри-Ланки Майя стала поп-звездой планетарного масштаба, но этот фильм далек от иконописи. Лавридж познакомился с певицей в 1996-м, задолго до большой славы, и в своем фильме активно работает с ее личными видеозаписями той поры. Трудные отношения между режиссером и героиней только усложняют образ Майи: после Matangi / Maya / M.I.A. будет гораздо труднее вслед за The New York Times называть ее просто " радикальной чикой" — в жестах артистки начинаешь видеть позицию, а не маркетинговую стратегию.
Среди фильмов об искусстве — картина «Баския: взрыв реальности» Сары Драйвер, рассказывающая о художнике Жан-Мишеле Баскии накануне его всеобщего признания и коммерческого успеха. Формальная строгость подачи позволила режиссеру взять точную интонацию и помогла избежать создания очередного парадного портрета «самого дорогого американского художника всех времен». Ее герой еще не знаком с Энди Уорхолом и пока не попал на обложку The New York Times Magazine, но уже обрел свой уникальный стиль и язык. В этом же разделе — фильм «Всему есть цена» двукратного номинанта премии «Оскар» Натаниэля Кана — занимательное исследование экономики современного искусства, которое отвечает на главный вопрос обывателя: почему это столько стоит? Для этого Кан встречается с главными героями современной арт-сцены, в том числе с художником Джеффом Кунсом и главой отдела изящных искусств аукционного дома «Сотбис» Эми Каппеллаццо, посещает торги и осматривает внушительные частные коллекции и музейные запасники.
Музыкальная программа подготовлена совместно с клубом «Солянка», работавшим с 2007 по 2013 год на одноименной улице, и творческим объединением S-11, во многом определившим московскую молодежную культуру 2010-х. В числе фильмов раздела — «Заткнись и играй на рояле» о берлинском резиденте Чилли Гонзалесе, человеке многих талантов, пианисте, рэпере и лауреате премии «Грэмми» за работу над последним альбомом Daft Punk, триумфально выступившем на пятилетии «Солянки» в 2009 году. В картине, премьера которой состоялась на Берлинале, режиссер Филипп Йедике создает атмосферу высокого безумия: на сцене Гонзалес и его соратницы — певицы Лесли Файст и Peaches — как будто выворачивают музыку наизнанку, высвобождая животную природу электроклэша. Творчеством, впрочем, дело не ограничивается: в «Заткнись и играй на рояле» Гонзалес рассказывает о своем отце, нищем еврее, приехавшем в Канаду из Венгрии и разбогатевшем на строительстве, и брате Кристофере, который сочиняет музыку для голливудских хитов — например «Мальчишника в Вегасе».
Также в программе «Depeche Mode: 101» великого американского режиссера Д. А. Пеннебейкера — фильм про концерт, который Depeche Mode дали в Пасадене в 1988 году. Он стал 101-м в рамках их тура в поддержку альбома Music for the Masses — пластинки, после которой группа окончательно стала феноменом мирового масштаба. Но картина запоминается не только из-за музыки: в первую очередь, это увлекательное кино о том, как живут фанаты Depeche Mode во время многомесячного чеса своих кумиров; по сути, настоящее реалити-шоу, снятое за 15 лет до расцвета этого жанра.
Кроме того, на фестивале состоятся мировые премьеры десяти российских картин, среди которых фильмы о поколении миллениалов, культовом герое московской арт-сцены Сергее Пахоме, неизвестном российском футболе и известном во всем мире квартете музыкантов из Нижнего Новгорода. Так, в фильме Тихона Пендюрина и Даниила Зинченко «50» актер и музыкант Сергей Пахомов, ставший известным благодаря своему участию в шоу «Битва экстрасенсов», предстает в своем изначальном амплуа художника-акциониста и совершает впечатляющий перформанс в день своего пятидесятилетия. На премьерном показе фильма для зрителей выступят Пахом и группа «Дзю-Ом».
Фильм «Хэй, бро!», дебютная работа выпускника Школы Марины Разбежкиной Александра Элькана, посвящен совсем новым лицам и героям. На примере истории Марка и Кирилла молодой режиссер рисует пронзительный портрет нынешнего поколения двадцатилетних и показывает их мир: скейтбординг, социальные сети и рэп, звучащий теперь примерно одинаково что в Москве, что в Лос-Анджелесе.
Площадками фестиваля станут «Стрелка», «Каро 11 Октябрь», Garage Screen: летний кинотеатр музея «Гараж», Центр документального кино в Музее Москвы и Центральный дом предпринимателя.
Детали
Полная программа фестиваля и билеты на сайте http://beatfilmfestival.ru