Культура

Posta Арт: сооснователь и директор «Арт Россия» (Art Russia) Елизавета Фролова — о миссии выставки, молодых коллекционерах и новых трендах в искусстве

Сооснователь и директор ярмарки «Арт Россия» Елизавета Фролова

С 3 по 6 апреля в Гостином Дворе состоится крупнейшая в стране ярмарка современного искусства «Арт Россия» (Art Russia) — а это и масштабный «смотр», и одновременно крупнейший арт-форум, объединяющий художников, галеристов, коллекционеров и экспертов арт-рынка. Организаторами шестого выпуска ярмарки стали Корпорация «Синергия» и искусствовед, куратор и директор ярмарки Елизавета Фролова. А Posta-Magazine как партнер этого праздника искусства поговорил с Елизаветой о том, чем ярмарка отличается от других подобных проектов, как она меняет вкусы зрителя и о том, почему бренды с мировым именем обращаются к искусству в своих маркетинговых стратегиях.

Елизавета Фролова
Елизавета Фролова

Алена Ветошкина: Расскажите немного о ярмарке «Арт Россия»: что за миссия у этой выставки и чем она отличается от других проектов, которые существуют на нашем рынке?

Елизавета Фролова: Art Russia в этом году исполняется шесть лет. Можно сказать, что на российском арт рынке мы — уже зрелый проект. Мы были первыми на арт-рынке, кто позволил независимым художникам стоять на стендах отдельно наравне с галереями. На стендах ярмарки «Арт Россия» представлены галереи и независимые художники. Мы повели рынок в эту сторону и сейчас мы уже знаем другие выставки, которые разрешают художникам самостоятельно представлять себя. Также были первыми, кто стал создавать на ярмарке специальные детские территории. Это масштабные мастер-классы с большим количеством партнеров. За три дня более тысячи детей приходят на мастер-классы! Есть отдельная экспозона для детей. Они имеют право выставиться наравне со взрослыми художниками, но нужно пройти такой же сложный кураторский отбор.

Отличие детского стенда в том, что у них есть своя тема года: «Искусство чувствовать. Путешествие в мир эмоций». Дети целый год готовят работы, подают заявки — и лучшие из них бесплатно выставляются на детском стенде.

А чего больше в «Арт Россия»? Ярмарки, где можно купить современное искусство, или форума с его образовательной функцией?

Мы очень стараемся соблюдать паритет. Если ориентироваться на цифры, хотя это будет немножко некорректное сравнение, у нас представлено около 100 стендов и выступает около 100 спикеров. У нас изначально был сильный акцент на форумную часть. В отличие от других ярмарок, форум работает все три дня — с утра до вечера. Это большое количество выступлений, где поднимаются значимые темы для арт-бизнеса и современного искусства.

Елизавета Фролова и Вадим Лобов
Елизавета Фролова и Вадим Лобов

Какие изменения произошли за последние пять лет с арт-бизнесом? Сначала была пандемия с закрытием границ и остановкой перемещений по миру, потом некоторая «отмена» России в связи с текущей ситуацией. Как это повлияло на арт-рынок в целом и на российский в частности?

Давайте скажем честно: российское искусство всегда было достаточно автономным. У нас были короткие всплески в 80-е годы, когда в Россию приехали международные аукционы, и наши художники заинтересовали международное арт-сообщество. Но в целом автономность — одна из особенностей российского арт-рынка. Благодаря этому внешние изменения, случившиеся за последние 5 лет, нас коснулись не драматично. Российские художники как развивались внутри страны, так и развиваются. Конечно, мы ставим себе амбициозные цели, и мне лично хочется верить, что в 2025-м для художников откроются возможности международной работы. В Россию начинают приезжать иностранные спикеры, кураторы — и мы готовы заново выстраивать эти культурные мосты.

Если смотреть на цифры, наши люди стали больше покупать искусство. Сформировался рынок и сложилось понимание, что на старте за разумную цену можно не принты покупать, а именно искусство.

Стенд галереи Carré d’artistes Moscow
Стенд галереи Carré d’artistes Moscow

Это был мой следующий вопрос. Видите ли вы изменения во вкусах и насмотренности покупателей? Меняется ли общий уровень образования обычных людей в арт-сфере?

Наконец, я вижу потребность покупать не принт, а пусть недорогое, но искусство, созданное художником. Мы видим все больше людей, которые интересуются не только современным искусством, но и теми, кто за ним стоит — его творцами, создателями.

Во-вторых, публика, которая коллекционирует искусство, стала моложе. Еще 5–10 лет назад коллекционером современного искусства был, как правило, солидный мужчина лет 50, который мог себе позволить дорогие произведения. Сейчас 20-летняя молодежь (можно сказать, дети!) покупает современное искусство. И не просто покупает, а собирает свои коллекции. Сегодня средний возраст российского коллекционера — 35 лет.

Стенд Boguslavskii & Buro Rebrova
Стенд Boguslavskii & Buro Rebrova

А из каких сфер теперь коллекционеры? Раньше коллекционирование — это было или дорогое хобби, или даже профессия. Часто это были люди, которые так или иначе были связаны с искусством. Что скажете о коллекционерах 2025 года?

Мне кажется, на волне популяризации современного искусства и появления большего количества ярмарок, в том числе региональных, уже нельзя сказать, что коллекционеры — это только крупный бизнес. Хотя, безусловно, бизнесмены, пусть даже очень молодые, это наш костяк. Но собирать искусство стали разные люди. Например, блогеры. 20 лет назад, когда я только начинала карьеру в искусстве и работала с коллекционерами, я видела бизнесменов, которые очень глубоко погружались в искусство, изучали его, сами ездили по аукционам и выставкам. Сейчас, скорее, наоборот: спрос стал более легким. Мало кто из покупателей так сильно погружается, но иногда прибегать к услугам специалистов, искусствоведов, кураторов и экспертов все-таки стоит.

Есть ли какие-то тренды в современном искусстве, своеобразные in/out, которые вы можете назвать? Что перестали покупать, а что начали? Что сейчас, на ваш взгляд, самое актуальное в современном искусстве и на чем можно даже заработать? А на чем проиграть?

NFT покинуло чат. (Смеется.) Сначала NFT взлетел до невероятных высот, но, как показало время, это был своего рода мыльный пузырь. Когда меня несколько лет назад просили комментировать эту тему или советовались, вкладывать ли в NFT свои деньги, я говорила, что не вижу в этом направления серьезного будущего. Это был своего рода «Клабхаус», который вчера завоевал полмира, а сегодня просто исчез. NFT — out.

А что in? В последнее время стремительно возрос интерес к покупке скульптуры, причем скульптуры керамической. Я вижу авторов, цена на которых выросла в 3–4 раза. Это резкий рост в цене, карьере, узнаваемости. Например, Екатерина Емельянова.

Стенд Александра Жерноклюева
Стенд Александра Жерноклюева

А какие популярные тренды в живописи?

Первое — ностальгия. У нас был период, опять же, в 80-е, когда Россия открыла двери, и все мировое сообщество кинулось смотреть, что же у нас было до. Ностальгия была тогда на взлете, и сейчас я чувствую такой же поток, только он гораздо шире: мы ностальгируем по советскому прошлому, ностальгируем по каким-то деталям архитектуры и дизайна, ностальгируем по детству. В прошлом году на «Арт Россия» из ста стендов порядка восьми были посвящены теме детства, воспоминаний и уюта.

Второй тренд — это акцент на локальный контент. Например, есть Khankhalaev Gallery. Из нее вышли художники, которые очень сильно взлетели. Константин Ханхалаев поддерживал культуру Бурятии и продвигал их локальный культурный код. Есть похожая история с художниками из Екатеринбурга с темой малой родины и определенным заземлением.

Ярмарка «Арт Россия»

А что скажете про ИИ в современном искусстве?

Эта тенденция есть и, понятно, что мы никуда от нее не уйдем. Использование ИИ идет в разных форматах: кто-то просто задает словесный или визуальный код и получает работу, созданную совместно с искусственным интеллектом. Кто-то только дорабатывает уже существующие работы. Но за 5 лет здесь кардинально ничего не выросло, это направление топчется на месте, на мой взгляд.

А вы сами собираете современное искусство?

Да, собираю, и это моя беда, потому что мне его уже некуда вешать.

Сооснователь и директор ярмарки «Арт Россия» Елизавета Фролова

Что вы можете посоветовать простому обывателю, который хочет начать покупать искусство? Ведь таких людей много: есть деньги, есть желание, но нет понимания, где, у кого и как избежать обмана. Вот человек дозрел до того, что он хочет покупать не постеры и даже не дорогие фотографии. Тоже вид искусства, но тем не менее. А человек хочет покупать живопись или скульптуру. С чего начать? Вот он пришел на ярмарку, например.

Сначала нужно развивать насмотренность, но это не только ярмарки, это и выставки. Первое, что надо сделать перед коллекционированием, это составить себе план. Я, кстати, с некоторыми бизнесменами работала именно так. Человек на полгода составлял сам или через искусствоведа план посещения событий, туда входили ярмарки, выставки и музейные мероприятия. Мы сейчас говорим про современное искусство, в антиквариате насмотренность не спасет, там превыше всего экспертность. Нужно определить хотя бы вектор, что нравится в современном искусстве, потому что идти надо от сердца, а не от желания инвестиционно вложиться, ведь в искусстве вообще, а особенно в российском, есть элемент удачи и лотереи.

После того как вы определились в каком направлении вам двигаться и что вам нравится, надо идти на ярмарки, где присутствуют художники, и знакомиться с ними. Почему я всегда выступала, в отличие от других ярмарок, за то, чтобы художник был на стенде? Художник должен иметь возможность общаться, потому что лучше, чем он, никто не донесет идею работ. Галерист хорошо продаст, художник классно пояснит, почему он это сделал.

Общаемся с художниками, выстраиваем коммуникацию, если вам комфортно. Следующий этап, допустим, если в большей степени интересует именно инвестирование, надо проверить, где и какие у него были продажи. Многие российские художники, которые участвуют в ярмарках, либо есть в галереях, либо выставляются сами, в том числе на аукционах. Если какая-то история продаж у художника уже есть, смотрим по годам, растет ли цена, и понимаем, какой коэффициент прироста может быть в будущем.

Если этого нет, нет открытых продаж, то идем от сердца. Нравится — берем. Что мне нравится в российском искусстве? Сейчас его еще можно купить по приемлемым ценам. И для некоторых это — увлекательная игра. Мы знаем примеры мировой истории, когда в купленной коллекции из ста имен выстреливало только одно, но так, что вся коллекция окупалась. Возможно, вы станете тем человеком, который откроет будущего знаменитого художника. Те люди, которые становятся первооткрывателями в искусстве, могут быть настолько же узнаваемы, как художники, которые взлетели вместе с ними.

Стенд Nino Samadashvili
Стенд Nino Samadashvili
Стенд Максима Башева
Стенд Максима Башева

А что вы думаете про путь, который вы считаете альтернативным, когда человек идет к куратору или к профессионалу рынка за советом? Где их искать?

Во-первых, есть профессиональные институты, куда можно обратиться. Также на выставках присутствуют кураторы, с которыми можно познакомиться. На многих ярмарках есть такая практика, как поддержка экспертов, которых мы представляем рынку.

Это еще и спикеры ваши, получается?

Это и спикеры, и экскурсоводы профессиональные, которые являются искусствоведами. Они могут как-то направить, посоветовать. У некоторых ярмарок есть целые отделы такие, особенно у международных. Это называется арт-сопровождение, арт-курирование, где вас сопровождают и все объясняют. Кому это комфортно, можно покупать так. А можно прийти на форум, слушать выступление экспертов и мотать на ус.

Ярмарка «Арт Россия»

Есть ли у ярмарки какая-то тема?

У ярмарок, обычно, нет тем. Мы не биеннале. Но есть спецпроекты. Например, в прошлом году у нас был спецпроект, посвященный комиксам и видеоиграм как виду искусства. В этом году другая спецтема, мы называем это «Культурная дипломатия». Мы внедряем павильоны иностранных государств и современное искусство других стран. Представляем международные гостиные, в рамках которых будет дискуссия с привлечением послов и дипломатов. В основном это страны Латинской Америки и Ближнего Востока. И еще одно нововведение форума — это междисциплинарные коллаборации. Если раньше мы говорили только об искусстве, арт-рынке и арт-бизнесе, то сейчас я хочу внедрить больше науки. Мне интересны дискуссии, когда, например, нейробиолог говорит о том, как изображение влияет на мозг человека. Междисциплинарная наука и искусство для меня очень важны. В этом году начнем, а дальше такого будет больше.

Софья Игошина. Композиция Vessel
Софья Игошина. Композиция Vessel

А есть ли, на ваш взгляд, конкуренция между классическим и современным искусством? И где вот та временнáя или качественная отсечка, когда искусство начинает считаться классическим?

Я бы ставила вопрос иначе. Не считаю, что есть какая-то конкуренция, потому что для меня это просто разные направления. Есть антикварное искусство, оно живет своей жизнью, у него есть свои почитатели. Есть академическое искусство. И есть современное искусство. Вот глобально в России грань очень тонкая. И многие люди не понимают, где, собственно, академическое искусство, а где — современное. Потому что для кого-то современное искусство — это условная палка с гвоздями, а академическое — исключительно мифологический сюжет, например, «Мадонна с младенцем» или «Утро в сосновом бору». На самом деле это далеко не совсем так. Поэтому осенью мы открываем вторую ярмарку. Это будет ярмарка академического искусства и будет называться «Арт Россия. Классика. Новый взгляд». Мы ее делаем при поддержке Академии художеств и художественных вузов. И как раз там мы будем исследовать эту грань, где у нас современное актуальное искусство, а где — академическое, и что есть современное академическое искусство.

Стенд Askeri Gallery
Стенд Askeri Gallery

Сейчас наметился тренд на коллаборации коммерческих брендов с искусством. И большие бренды и маленькие в силу своих возможностей и воображения пытаются встроиться в эту арт-повестку. В чем, как вы считаете, причина такой популярности обращать искусство на пользу имиджа?

Я думаю, компании — как и люди: как только ты начал увлекаться искусством, изучать его, покупать и коллекционировать, ты, как в игре, перешел на новый уровень. Для бизнеса переход в лигу почитателей и меценатов искусства — это как скачок на новый уровень. Скажем так, ты становишься компанией другого порядка. Но не забывайте, я не просто арт-предприниматель, а искусствовед, поэтому я немного возвышенно на это смотрю.

Елизавета Фролова

Чтобы подытожить, какие три самые интересные вещи, которые нельзя пропустить на ярмарке «Арт Россия» в этом году?

Это первое крупное арт-событие в текущем году в Москве. Это срез самого актуального, нового, свежего современного искусства. На что обратить внимание? Увеличение числа форматов форумной части, а также расширение до междисциплинарной тематики науки и искусства. И обратите внимание на современное искусство других стран. Это и правда ново.

Стенд Aleksandra Eliseeva
Стенд Aleksandra Eliseeva
Стенд Татьяны Абрамовой
Стенд Татьяны Абрамовой
27 марта 2025
Алёна Ветошкина для раздела Культура